Компьютерные телекоммуникации все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование.
На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных технологий в сферу народного образования. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания мира. Инструмент этот насколько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.
Использование компьютерных технологий – требование времени.
Цель данной работы – подробно рассмотреть метод использования презентаций на уроках английского языка в школе с целью его широкого применения в учебном процессе.
I. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка.
Остановимся на использовании компьютера для создания презентаций для уроков английского языка. Презентации можно использовать и на начальном этапе обучения и на продвинутом.
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран.
Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют:
- акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации;
- создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п.;
- воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого , что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.
Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока.
Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации. Одна из самых эффективных программ для создания презентаций – Microsoft Power Point. Она позволяет учителю в короткие сроки создавать собственные презентации. Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
– повысить мотивацию учащихся;
– использовать большое количество иллюстративного материала;
– интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
– вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
В данном случае компьютер служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.
В своей педагогической практике я широко использую презентации.
Красочно оформленные презентации вызывают большой интерес на начальном этапе обучения. Презентации решают проблему использования наглядного материала. Например, если раньше приходилось вырезать и приклеивать картинки на доску, то сейчас с помощью Интернет можно найти картинки и рисунки и сразу вставить на слайд. Если картинок много, то оформить несколько слайдов. Детям очень нравятся презентации.
Создание презентаций требует творческого подхода со стороны учителя и просто хорошего знания компьютера, большой предварительной работы:
- создание слайдов, каждый из которых должен логически вписаться в структуру урока,
- подбор необходимого раздаточного и дидактического материала.
Презентация проходит красной нитью через весь урок, делает его ярким, образным, наглядным, запоминающимся, эмоциональным. Создание уроков-презентаций является творческим стимулом для учителя. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.
В последнее время стала готовить уроки с использованием компьютера вместе со своими учащимися, вовлекая их в интересный процесс совместного творчества. Специфика этих уроков в том, что использование ИКТ позволяет активизировать деятельность учащихся в процессе овладения знаниями. Современный подросток сегодня хорошо владеет компьютером и, как показало анкетирование, много времени проводит у монитора. Задача современного педагога – использовать такую заинтересованность учащихся, направлять ее в нужное русло.
Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:
- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
- от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
- от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Есть опасение, что со временем все компьютерные технологии станут обыденными и перестанут привлекать к себе такое внимание, как на данном этапе, а значит и пропадёт одна положительная сторона этой инновации – повышенный интерес учеников. Как быть? Я считаю, что не стоит над этим ломать голову: пока интересно, востребовано – надо использовать. Наверное, совсем скоро мы будем свидетелями появления на свет какой-либо новой супер – технологии и, как всегда, с неиссякаемым педагогическим энтузиазмом примемся внедрять ее в наши школьные будни.
II. Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках иностранного языка.
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика выступает учитель, он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке.
При организации урока с использованием НИТ информация предоставляется ученику красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме объяснить учебный материал.
Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье "Компьютеры в школе” пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.
Сегодня новые методики с использованием презентаций Microsoft Power Point противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в нашей школе.
Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках иностранного языка включают:
- проведение фоноречевой зарядки;
- изучение лексики;
- обучение чтению;
- обучение диалогической и монологической речи;
- отработку грамматических явлений.
Проанализируем некоторые из них.
Изучение лексики.
При введении и отработке тематической лексики, этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
На примере рассмотрим эти этапы.
На I-м этапе – введение лексики по теме. Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает показ слайдов: на экране появляется первый слайд, Второй слайд показывает фразы.
Учащиеся смотрят и слушают. Время работы – примерно 1 минута.
На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учащиеся работают индивидуально или в парах, возвращаясь к 1 или 2 слайду, заучивая выражения и слова. Время работы – примерно 5 – 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.
На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. Учитель предъявляет учащимся следующий слайд.
- Укажите правильный вариант перевода
- Какое из написанных слов является лишним по смыслу
Обучение диалогической речи.
На экране появляется слайд – сцена данного диалога.
I – этап – знакомство с диалогом.
II – этап – разучивание диалога.
III этап – инсценирование диалога.
Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на слайд, затем инсценируют его самостоятельно.
Следующий этап – это контроль диалогической речи. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.
Отработка грамматических явлений.
Формы уроков, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока направлены на отработку определённого грамматического явления.
Для объяснения используются эффекты анимации, выделение ярким цветом грамматического явления, вставка картинки, облегчающая понимание.
Таким образом, учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
– повысить мотивацию учащихся;
– использовать большое количество иллюстративного материала;
– интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
– вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
Литература
- Ариан М.А. и др.Методика преподавания иностранных языков: Общий курс.– Н.-Новгород: НГЛУ, 2004.-190с.
- Аудио-визуальный метод/А.А.Миролюбова // Иностранные языки в школе.-2003.-№5.-С.22-23.
- Интернет для учителей иностранного языка / С.Г.Никитенко//Учитель.-2002.-№5.-С.217-222.
- Использование Интернета в обучении иностранным языкам /Л.А.Подопригорова // Иностранные языки в школе.-2003.-№5.-С.25-31.
- Использование компьютеров на уроке иностранного языка – потребность времени/ Л.П.Петрова // Иностранные языки в школе.-2005.-№5.-С.57-60.
- Использование компьютерных технологий на уроках английскогоязыка/ Е.С.Музланова, Е.И.Кисунко //Английский язык: Приложение к газете “Первое сентября”.-2006.-№12.-С.13-18.
- Компьютеры и Интернет в обучении иностранным языкам/Г.И.Федорова // Учитель.-2003.-№1.-С.65-67.
- Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам / И.А.Соломахина // Школьные технологии. -2004.-№5.-С.198-202.