Во все времена наблюдался повышенный интерес к проблеме одаренности, к способам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к вопросам подготовки педагогов для работы с ними.
Педагогический коллектив Гимназии работает в направлении выявления, поддержки, развития не только интеллектуальной одаренности учащихся, но и спортивной, художественно-эстетической, коммуникативной.
Систему работы гимназии по оказанию психолого – педагогической поддержки в данном направлении можно представить в виде схемы:
Работа по выявлению одаренных детей, развитию одаренности в гимназии начинается еще до поступления ребенка в 1 класс. На материально-технической базе гимназии успешно работает “”Школа развития”, где ребенок не просто проявляет интерес и желание заниматься каким-либо делом, но достаточно серьезно и заинтересованно относится к результатам своей деятельности. На этом этапе важно помочь малышу в развитии творческих способностей, активизировать работу по развитию его интеллектуальных способностей, проявляющихся в сообразительности, находчивости, оригинальности и самостоятельности мышления, высокой концентрации внимания, хорошей памяти. Здесь главным является создание условий для выявления задатков и способностей.
На первой ступени обучения интеллектуально одаренные дети выявляются как через учебную деятельность с помощью технологии развивающего обучения, так и через участие в олимпиадном движении: школьные, районные, городские предметные олимпиады среди учащихся начальной школы (“Русский медвежонок”, “Кенгуру для всех”, “Золотое руно”, “British Bulldog”, “Зимние интеллектуальные игры”). На основании результатов олимпиад корректируется “База данных одаренных детей Гимназии”.
На осенних, весенних каникулах проводится сезонная школа, основной целью которой является знакомство ребят I ступени обучения с азами проектной и исследовательской деятельности.
Дополнительное образование гимназии в начальной школе ориентировано на выявление и развитие спортивно и художественно-эстетически одаренных детей. Выявление идет через занятия в кружках (шашки, бисероплетение, Музей Боевой славы), хореографической и хоровой студиях (вокальная студия “Капельки”, хореографическая студия “Карамель”), спортивных секциях (каратэ, футбол), действующих на базе Гимназии.
Наиболее ответственным этапом является работа с учащимися 5-9 классов. Здесь становится важным предоставление ученику возможности участия в познавательной и творческой деятельности. В Гимназии созданы условия для социальных и интеллектуальных проб учащихся: интеллектуально одаренные учащиеся имеют возможность участвовать как в очных, так и дистанционных олимпиадах, конкурсах от регионального до международного уровня. Зарождение проектных идей, навыки проектирования отрабатываются как в ходе учебной деятельности (организация погружение в рамках предмета), так и на семинарах-тренингах по проектной деятельности учащихся, систематически проводимых в гимназии. Результаты проектной деятельности представляются как на конференциях НОУ (школьный этап, районный этап, региональный этап), так и на межрегиональных конференциях по исследовательской и проектной деятельности. Гимназия уже 5 лет является держателем ежегодной городской конференции проектов и исследовательских работ “Взгляд в будущее”. Таким образом, являясь площадкой для ежегодного представления проектных и исследовательских работ учащихся всего города Красноярска. В рамках воспитательной системы гимназии действуют социально ориентированные площадки: издательский центр гимназической газеты “На лету” и “Видео лаборатория”. Деятельность этих объединений направлена на выявление и развитие коммуникативно одаренных детей.
Обучение в Гимназии на третьей ступени организовано по индивидуальным образовательным планам, что позволяет максимально индивидуализировать обучение. На данном этапе весь учебный процесс, а также внеурочная деятельность четко выстроены для успешного освоения программы учащимися, минимизируются перегрузки. Участие в олимпиадах и конференциях четко регламентируется интересами ученика: перечень олимпиад формируется из необходимости гарантированного поступления в ВУЗ на определенную специальность, участие в конференциях позволяет совершенствовать навыки самопрезентации, коммуникации, проектно-исследовательской деятельности, приобретенные на I и II ступенях обучения.
Образовательный процесс учащихся, уже серьезно занимающихся спортом, в силу усиленного режима тренировок индивидуально ориентирован: составляется индивидуальный график прохождения тем по предметам, расписание консультаций, ведется карта развития общеучебных умений учащегося, при необходимости обучение проводится в форме экстерната.
С 2003 года в практику работы с одаренными детьми вошло педагогическое сопровождение учащихся в заочных предметных школах: Всероссийский заочный физико-математический лицей "Авангард", Заочная естественно-научная школа (ЗЕНШ) при Красноярском государственном университете, Открытый лицей Всероссийской Заочной Математической Школы (ОЛ ВЗМШ) при МГУ.
По результатам олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций с регулярно обновляется база данных одаренных детей Гимназии.
Психологическая служба Гимназии является связующим звеном между всеми участниками образовательного процесса. Мониторинг развития индивидуальных способностей учащихся, работа “Родительского клуба” по вопросам поддержки развития талантов у своих детей, по вопросам сложностей коммуникации, социализации одаренных детей, а также трудностей подросткового возраста, вопросы адаптации учащихся на каждой ступени, снятие стресса учащихся при подготовке к экзаменам, консультации педагогов по вопросу психо-возрастных особенностей учащихся, а также по вопросам обучения одаренных детей – это не полный перечень вопросов, которые решает психологическая служба Гимназии. Главным образом, деятельность психологической службы направлена на консультативную работу с родителями по вопросам индивидуальных особенностей их ребенка, по организации совместной работы с педагогов и родителей на простраивание ситуации успеха для ребенка в разрезе его определенной одаренности.
Система работы Гимназии с одаренными детьми обеспечивает преемственность в работе начальной, средней и старшей школы, давая возможность творческой самореализации личности учащихся.
Деятельность педагогического коллектива Гимназии по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического сопровождения реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.