Методическая записка
Гербы занимают в нашей жизни гораздо большее место, чем может показаться на первый взгляд. Нет ни одного современного государства без своего герба. Гербы имеют муниципальные районы, города. Гербы имеют многие семьи (прежде всего старые дворянские). Есть свои символы, фирменные знаки (по существу подобие гербов) – у политических партий, университетов, спортивных и других организаций, обществ, клубов и т.д. В последнее время интерес к геральдике все более возрастает.
В школах часто объявляют конкурсы на лучший герб школы или класса, на лучшую спортивную эмблему и пр. Дети, незнакомые с геральдикой, испытывают затруднения при выполнении подобных заданий. Да и знание символики своего государства необходимо. Поэтому для проведения внеклассного мероприятия “Путешествие в мир геральдики” объединились учителя изобразительного искусства и географии.
Данное мероприятие гармонично вписывается в большой раздел уроков, посвященный роли декоративного искусства в жизни древнего общества и может быть использовано для изучения и закрепления знаний по теме: “О чем рассказывают нам гербы и эмблемы”.
А вот какое отношение может иметь наука геральдика с ее гербами и флагами к географии? Сама по себе геральдика к географии действительно никакого отношения не имеет, т.к. занимается только упорядочением того, что изображено на том или ином флаге. Но эти изображения часто связаны с географическими особенностями территории, которой принадлежит этот герб или флаг. Информацию о гербах можно использовать при изучении темы: “Города России”.
Цель: познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем. Сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов, познакомить с гербами городов родного края, других российских городов, России.
Задачи: сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного языка, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе; воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории своего края, своей Родины. Активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, повысить интерес к урокам географии, истории и искусства.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, альбом.
Зрительный ряд: цветовая символика рыцарских гербов, гербовые фигуры, плакаты с изображением гербов России, Истры и др. городов, настенная географическая карта России, Московской области. Выставка: “Что город – то норов, что город – то герб”.
Музыкальный ряд: музыка Вивальди, французская средневековая музыка.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
2. Введение в тему мероприятия
Учитель ИЗО: В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука – геральдика. Эта наука занималась составлением гербов.
Герб – это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.
Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо.
На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды – люди изучающие гербы. По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.
Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.
Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.
Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами. Выбранный цвет имел символическое значение:
- золотой цвет – символ богатства и справедливости;
- серебро – символ невинности и чистоты;
- червленый (темно-красный) – символ любви, смелости;
- голубой – символ красоты и величия;
- зеленый – символ изобилия и надежды;
- пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество;
- черный – мудрость и печаль.
Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:
- дуб, медведь означали силу;
- факел, раскрытая книга – знание;
- пчела – трудолюбие;
- лавр – славу;
- крылатый змей – зло, смуту;
- дракон – могущество;
- рука в перчатке – храбрость.
Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели – люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом.
Девиз – это выражение, отражающее жизненные
принципы рыцаря.
Венчает герб корона.
В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые “гербовые платья”. Сочетания цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами – символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке.
Гербы были у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым легко было узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.[1].
3. Практическая работа. Конкурс: “Составь герб школьного кабинета!”
Учитель ИЗО: Сейчас вам предоставляется возможность пофантазировать и составить герб для одного из кабинетов нашей школы (каб. музыки, ИЗО, географии, биологии и т.д.) При подготовке к данному мероприятию вы разделились на группы – команды из 3-х человек. На столах для каждой команды лежат элементы гербов. Вы должны выбрать нужные и, вспомнив все правила составления герба, приступить к работе. В конце работы необходимо придумать девиз к своему гербу.
4. Анализ работ
(Команды получают вымпелы разного цвета).
5. Формирование новых знаний
Учитель географии: Свои гербы имеют города и государства. Гербы встречают нас на въезде в города и районы, украшают здания администраций, кабинеты руководителей и залы заседаний. Гербы изображаются на продукции местных предприятий и сувенирах – значках, вымпелах и медалях, знаках почетных граждан, монетах, печатях. Гербы отражают благоустроенность в обществе, в котором уважают права каждого гражданина.
Все мы знаем слова из песни: “С чего начинается Родина?” Ответов на этот вопрос существует великое множество. Образ Родины зависит от места рождения, выбранной профессии, времени, когда мы живем. И еще от многого другого. Среди всех этих образов Родины есть те, которые символизируют ее в глазах всех граждан нашей страны, граждан других государств. Это гербы и флаги. Государственные, региональные и муниципальные символы – наше культурное достояние. Знать их, уметь объяснять значение – важная черта гражданина и патриота, любящего свой край и уважающего его культурные и исторические традиции. [8].
А знаете ли Вы историю возникновения российского герба?
(Выступления учеников, получивших опережающее задание)
1-й ученик (читает стихотворение “Герб России”).
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад – на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение:
А) красный цвет – неустрашимость, великодушие,
любовь, огонь;
Б) золото – сила, богатство, могущество,
справедливость;
В) орел – власть, прозорливость, великодушие;
Г) двуглавый орел – охрана своих владений на
западе и на востоке, в Европе и Азии;
Д) короны на гербе являются не только символами
монархии (это значение они имели в царской
России), сейчас их можно трактовать как символы
трех ветвей власти: исполнительной,
законодательной и судебной;
Е) скипетр – это символ защиты суверенитета;
Ж) держава – символ единства, целостности
государства;
З) на груди орла – древнейший герб Москвы,
всадник, поражающий змея, – это символ победы
добра над злом.
2-й ученик. Использование герба не может быть произвольным. Он помещается на паспортах граждан России или на документах, заменяющих паспорт; на основных пограничных столбах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на знаменах и флагах, на форменной одежде, на денежных знаках, орденах, медалях Российской Федерации.
3-й ученик. Впервые двуглавый орел появился на российском гербе в XV веке, когда Московский князь Иван III Васильевич, женившись на византийской царевне, племяннице последнего византийского императора, Софье Палеолог, принял этот символ как знак преемственности религиозных и государственных ценностей Великого Рима и Византии. Именно в это время произошло объединение русских земель вокруг Москвы, присоединение к великому Московскому княжеству Новгородского, Владимирского, Тверского и других русских княжеств, а также было свергнуто татаро-монгольское иго. Независимость, силу и мощь нового государства и символизировал новый герб – черный двуглавый орел.
4-й ученик. Детали герба со временем изменялись. При Иване IV Грозном на гербе была одна корона с православным крестом, а на груди орла появился древний московский герб – всадник, поражающий копьем змея. При первом царе династии Романовых, Михаиле Федоровиче, в герб внесли три короны. При Алексее Михайловиче орел расправил крылья, а в его лапах появились символы власти – скипетр и держава. При Петре I на красном фоне был помещен золотой орел. При Екатерине I орел снова стал черного цвета, но помещен на золотом фоне. Позднее на крыльях орла появились гербы российских земель. После Февральской революции символом России был размещенный в круге белый орел с опущенными крыльями. После Октябрьской революции двуглавый орел как государственный герб был отменен и появился снова уже в 90-е годы.
5-й ученик. В июле 1918 года была принята Конституция РСФСР, в которой было записано: “Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотого серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом колосьев с надписями: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика; б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Первый государственный герб СССР был принят в 1923 году, вот его описание: “Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” Наверху герба имеется пятиконечная звезда”. [4].
6-й ученик. Наша страна имеет богатую историю. В течение многих столетий государственные эмблемы изменяли свое содержание. Тысячелетний путь, который прошли символы Руси и России, привел к возрождению исторически традиционных государственных эмблем.
Хотя по форме современный герб как будто повторяет схему герба Российской империи при Петре I, на самом деле смысл его совершенно иной. Мы понимаем те атрибуты, которые изображены на современном гербе, иначе, чем это делали наши предки три столетия тому назад. Двуглавый орел – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской части Российской Федерации. Короны над его головами означают, прежде всего, суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, и его единство. А всадник, поражающий копьем дракона, – эмблема не только и не столько столицы, сколько древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага, коли такой объявиться.[6].
Учитель географии: На Руси княжеские роды издавна имели свои знаки, эти родовые символы стояли на печатях, прилагаемых к государственным грамотам. Поскольку центром княжества являлся город, то княжеский знак одновременно становился и знаком города. Эти знаки не были гербами в строгом понимании, хотя в Западной Европе они воспринимались именно так.
В России Герольдмейстерскую контору учредил Петр Первый. Перед ней была поставлена задача составлять дворянские родословные и создать государственные, личные и областные гербы по западноевропейскому образцу. При составлении гербов учитывалось многое: почему построен город, какие птицы и звери водятся в данной местности, в каком месте он расположен (в гористой, степной или лесной), на какой реке (море, озере), а также, что особенного и необычного есть в этой местности. [3]. Хозяйственная специализация местности находит свое воплощение в геральдике еще чаще, чем даже природные объекты. Зная время возникновения того или иного герба можно подчас легко узнать, что производилось в его окрестностях в то время. Особенно это просматривается в символике городов, появившихся на карте страны после 1917 г. Например, в виде специального знака изображалась отрасль промышленности: машиностроение – шестеренка; химическая промышленность – колба с химическими веществами; сельское хозяйство – колосья; горнодобывающая промышленность – шахта; металлургия – доменная печь и т.д. После распада СССР большинство городов вернуло свои исторические гербы.[7].
Сегодня мы не будем говорить о личных дворянских гербах – это отдельная большая тема, которой вы можете заняться и самостоятельно. Давайте лучше узнаем гербы наших российских городов.
Для каждого человека родной город – это малая Родина. Герб города определяет его лицо. В первую очередь посмотрим на герб нашей столицы – Москвы и на “визитные карточки” наших близлежащих городов Истры и Дедовска. Эти города нам с вами очень хорошо знакомы. Затем рассмотрим гербы древних русских городов.
Конкурс: “Покажи и расскажи!”. Команды ребят выходят по очереди с изображением герба одного из городов, показывают город на карте, дают краткое описание. См. Приложение 1.).
Учитель географии: Облик каждого города – многогранен. Его история, ратные подвиги земляков, творчество местных умельцев, заслуги ученых, мастеров культуры, спортсменов – все это граждане хотели бы воплотить в своем гербе, обязательно отразив неповторимое своеобразие каждого города. Но, увы, герб не может вместить все богатство, многоцветие и особенности истории и современной жизни. Требуется найти такой символ, который бы обобщенно, с предельной лаконичностью и неизбежной долей условности выразил главное, что отличает именно этот город. Это одна из задач науки – геральдики, вместе с которой мы сегодня совершили путешествие по древним русским городам.
6. Закрепление знаний. Подведение итогов
Учитель ИЗО: А сейчас, ребята, давайте проведем небольшую викторину среди наших команд и ответим на вопросы:
- Что такое герб? (Символ государства, города, рода…)
- Очертания какого старинного вооружения напоминает герб? (щит)
- Где и когда появились первые гербы?
- Кто такой герольд?
- Где в средневековье помещались изображения герба? (на щите рыцаря и флаге)
- Где может изображаться герб в настоящее время? (на официальных документах России, в кабинетах директоров, руководящих лиц, на знамёнах и печатях, в паспорте, денежных знаках, на знамёнах, свидетельстве о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах).
- Что такое гербовые платья?
- Зачем нужен девиз?
- Как читать герб?
- Как составляют композицию герба?
- Как подбирают цветовую гамму герба?
- Что такое геральдика?
- Попробуйте объяснить значение гербов некоторых городов. Это будет сделать несложно, так как смысл каждого герба заложен в его изображении.
– На гербе г. Тулы изображено оружие. Почему? Какой знаменитый мастер жил в Туле?
– На гербе Екатеринбурга изображены печь для выплавки металла и наземная часть горной шахты. (Екатеринбург – центр российской горной промышленности и выплавки металла со времён Петра Великого).
- Откуда к нам пришёл двуглавый орёл? (Из Византии.)
- До какого года двуглавый орёл существовал на российском гербе?
(До 1918 г., после чего он был заменён советской символикой. Теперь российский герб восстановлен, но не в первоначальном виде в декабре 2000 г. По византийской традиции орёл был золотым и крылья опущены вниз, а с 17 века крылья были подняты и при Петре I цвет орла изменён на чёрный.)
- Зачем государству нужна символика?
(Государственные символы вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов во время чемпионатов мира или Олимпийских игр, и перед началом состязаний слушаем гимн, то все испытываем чувство гордости за свою страну.
В этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже несколько столетий существует на Руси и несёт тот же смысл.
Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит в её предназначение.)
(За правильные ответы команды получают вымпелы. Команда, набравшая большее количество вымпелов – победитель викторины. По итогам двух конкурсов и викторины выявляется команда-победитель, всем ребятам этой команды вручаются медали: “Знатоки геральдики!”)
Учитель географии благодарит ребят за активное участие в подготовке и участии в данном мероприятии, за проявленный интерес к школьным предметам (искусству, географии, истории), к науке – геральдике и предлагает завершить мероприятие стихотворением: “Я – русский человек”.
Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.
Он в пять лучей над миром засверкал.
Люблю я Волги вольное теченье,
Люблю сибирских рек задумчивое пенье,
Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.
Я – русский человек, и русская природа
Любовна мне, и я её пою.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою. [9].
Список литературы
- Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Сост. М.А. Порохневская – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику “ Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: 5 кл.. – М.:Просвещение, 2003.
- Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова. Материалы курса “Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”: лекции 5 – 8 – М.:Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.
- Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В.Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Соболева Н.А. и др. Гербы городов России. Альбом-справочник. – М.:Профиздат – “Отечество”, 1998.
- Герб и флаг России. X – XX века. – М.: Юрид.лит., 1997.
- http://heraldica.chat.ru Росич Ю.Ю. “География в российской геральдике”.
- http://shtulenko.ucoz.ru
- http://junost-klin.ucoz.ru Федулова Н.Б. Кл. час: “Гербы России”.
- http://heraldicum.ru/russia/subjects/towns/dedovsk.htm
- http://heraldicum.ru/russia/subjects/towns/istra.htm