Цели: познакомить обучающихся с определением “суффиксальный способ образования слов” и упражнять в суффиксальном образовании слов; согласно природосообразной методике продолжить работу по развитию психических процессов с помощью упражнений по кинезиологии; в системе отношений “ученик – ученик” воспитывать уважение, внимание друг к другу.
Оборудование: карточки – слова и карточки – суффиксы для игры “Бояре”; конверты с карточками “суффиксы”; плакат с однокоренными словами, со словом “суффиксальный”.
Ход урока
I. Приветствие.
Добрый день! Добрый день!
Мы вам дружно говорим!
Прозвенел звонок – приглашаем на урок!
Прозвенел звонок – начинается урок!
– Урок проведём в интересном словесном саду.
II. Ритмические упражнения.
– Расскажите, как растут слова? (Ходьба)
Как растут слова
Как-то много лет назад |
Стало много новых слов. |
Е. Измайлов
– Послушайте и отгадайте, что я увидела в саду?
Братцы важные такие, все умельцы удалые.
Любят всех удивлять, слова новые составлять.
Что это? (Суффиксы)
– Пройдём перекрестными шагами, посмотрим, где расположились?
За корнем суффиксу нашлось местечко,
Заняв его, он рад, конечно.
Теперь он – суффикс – часть слова.
Меняться может снова и снова,
Через секунду, через две – слово новое тебе.
III. Проверка домашнего задания.
– Поиграем в “Ладушки” и подарим друг другу новые слова. Один ученик называет слово – корень, другой – новое слово, образованное при помощи любого суффикса.
Помощь на доске: дом, ключ, мяч, мир, море, нора
-ик-, -к-, -ск-, -ок-, -очк-
Благодарим друг друга за работу.
IV. Основная часть.
– Теперь вам, ребята, нетрудно определить тему и главную задачу урока. Тема “Суффиксы”. Значит, главная задача урока – учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов. Сегодня вы узнаете, как называется такой способ в русском языке. Как и в любом саду, так и в словесном много работы. На Руси уважали труд и умели трудиться. И мы подготовимся к нелегкой, но интересной работе в словесном саду.
V. Упражнения для пальцев рук.
1,2,3.4,5 – будем пальчики считать,
Крепкие, дружные,
Всем такие нужные.
На другой руке опять – 1,2,3,4,5.
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые.
– Именно крепкие, дружные, быстрые пальчики нужны для работы в нашем словесном саду. Начнем с работы, которая поможет и вам в развитии внимания и памяти.
VI. Письмо по памяти.
– Пройдя по тропинке словесного сада, соберите полную корзину слов за одну минуту и донесите до полянки, не растеряв слова.
ягода |
ягодный |
мороз |
морозец |
дорога |
дорожка |
– Проверьте в парах, кто, сколько слов собрал и донес. Поблагодарите друг друга за работу.
VII. Наблюдение.
– Собирая слова, что вы необычного заметили? При помощи каких частей слов образовались вторые слова в парах?
– Покажите на карточках, какой знакомый брате – суффикс поработал в слове.
Теперь карандашом в тетрадях выделите суффиксы.
VIII. Новый материал.
– Подумайте, ребята, как может называться в русском языке способ образования новых слов при помощи суффикса? (Дети высказывают свои предположения)
– Если слово образовалось при помощи суффикса, такой способ образования называется “суффиксальным”.
Учебник, с. 120.
IX. Упражнения в образовании слов.
– Хорошо потрудились в нашем саду и можем поиграть на полянке, упражняясь в образовании новых слов суффиксальным способом.
Игра “Бояре – Княгини”. Играют две команды: девочки, мальчики (встают лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов). У каждой девочки в руках карточка со словом (волна, голос, дети, берёза, болото), у мальчиков – суффиксы ( ист-, -ск-, -ов-, -н-).
– Княгини, мы к вам пришли! (Мальчики идут навстречу девочкам с этими словами)
– Молодые, мы к вам пришли! (Идут назад)
– Бояре, вы зачем пришли? (Девочки идут навстречу мальчикам)
– Молодые, вы зачем пришли? (Идут назад)
– Княгини, мы невест выбирать! (Идут навстречу девочкам)
– Молодые, мы невест выбирать! (Идут назад)
– Бояре, вам какая мила? (Девочки идут навстречу мальчикам)
– Молодые, вам какая мила? (Идут назад)
– Княгини, мне вот эта мила! (Мальчики выбирают себе пару, вместе составляют слово) Остальные дети угадывают, какое слово образовано.
Волна + -ист– =волнистая
Голос + -ист– =голосистый
Дети + -ск– =детский
Береза + -ов– =березовый
Болото + -н– =болотное
X. Самостоятельная работа
– Хорошо поиграли, упражняясь в образовании слов суффиксальным способом. Теперь в словесном саду можете самостоятельно поработать, укрепить словесный сад, образуя новые слова – посадки. Сад станет еще богаче, красивее, интереснее. Для этого разделимся на две дружины, чтобы равномерно распределиться по саду и не мешать друг другу.
1 – ая дружина (с.121, упр.5), 2-ая дружина (с.121, упр.6)
Самопроверка
– Проверьте по контрольным ответам, какие слова образовали вы и я.
– Кто рад своей работе?
– Образовав новые слова – посадки, мы укрепили наш словесный сад.
XI. Итог.
– При помощи какой части слова образовали новые слова?
– Как называется такой способ в русском языке?
– Вспомним наше стихотворение “Как растут слова”, чтобы выделить однокоренные слова. Назовите однокоренные слова из стихотворения.
– Какие из них образованы суффиксальным способом?
– Сейчас наша прогулка по интересному словесному саду подошла к концу. Скажем хором: “Спасибо!” саду говорим и за прогулку всех благодарим!”
XII. Домашнее задание.
– Дома вы продолжите такую работу и вырастите свой домашний словесный мини – сад. Страница 120, упр.4.