Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить обучающихся с определением “суффиксальный способ образования слов” и упражнять в суффиксальном образовании слов; согласно природосообразной методике продолжить работу по развитию психических процессов с помощью упражнений по кинезиологии; в системе отношений “ученик – ученик” воспитывать уважение, внимание друг к другу.

Оборудование: карточки – слова и карточки – суффиксы для игры “Бояре”; конверты с карточками “суффиксы”; плакат с однокоренными словами, со словом “суффиксальный”.

Ход урока

I. Приветствие.

Добрый день! Добрый день!
Мы вам дружно говорим!
Прозвенел звонок – приглашаем на урок!
Прозвенел звонок – начинается урок!

– Урок проведём в интересном словесном саду.

II. Ритмические упражнения.

– Расскажите, как растут слова? (Ходьба)

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

Е. Измайлов

– Послушайте и отгадайте, что я увидела в саду?

Братцы важные такие, все умельцы удалые.
Любят всех удивлять, слова новые составлять.

Что это? (Суффиксы)

– Пройдём перекрестными шагами, посмотрим, где расположились?

За корнем суффиксу нашлось местечко,
Заняв его, он рад, конечно.
Теперь он – суффикс – часть слова.
Меняться может снова и снова,
Через секунду, через две – слово новое тебе.

III. Проверка домашнего задания.

– Поиграем в “Ладушки” и подарим друг другу новые слова. Один ученик называет слово – корень, другой – новое слово, образованное при помощи любого суффикса.

Помощь на доске: дом, ключ, мяч, мир, море, нора

-ик-, -к-, -ск-, -ок-, -очк-

Благодарим друг друга за работу.

IV. Основная часть.

– Теперь вам, ребята, нетрудно определить тему и главную задачу урока. Тема “Суффиксы”. Значит, главная задача урока – учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов. Сегодня вы узнаете, как называется такой способ в русском языке. Как и в любом саду, так и в словесном много работы. На Руси уважали труд и умели трудиться. И мы подготовимся к нелегкой, но интересной работе в словесном саду.

V. Упражнения для пальцев рук.

1,2,3.4,5 – будем пальчики считать,
Крепкие, дружные,
Всем такие нужные.
На другой руке опять – 1,2,3,4,5.
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые.

– Именно крепкие, дружные, быстрые пальчики нужны для работы в нашем словесном саду. Начнем с работы, которая поможет и вам в развитии внимания и памяти.

VI. Письмо по памяти.

– Пройдя по тропинке словесного сада, соберите полную корзину слов за одну минуту и донесите до полянки, не растеряв слова.

ягода

ягодный

мороз

морозец

дорога

дорожка

– Проверьте в парах, кто, сколько слов собрал и донес. Поблагодарите друг друга за работу.

VII. Наблюдение.

– Собирая слова, что вы необычного заметили? При помощи каких частей слов образовались вторые слова в парах?

– Покажите на карточках, какой знакомый брате – суффикс поработал в слове.

Теперь карандашом в тетрадях выделите суффиксы.

VIII. Новый материал.

– Подумайте, ребята, как может называться в русском языке способ образования новых слов при помощи суффикса? (Дети высказывают свои предположения)

– Если слово образовалось при помощи суффикса, такой способ образования называется “суффиксальным”.

Учебник, с. 120.

IX. Упражнения в образовании слов.

– Хорошо потрудились в нашем саду и можем поиграть на полянке, упражняясь в образовании новых слов суффиксальным способом.

Игра “Бояре – Княгини”. Играют две команды: девочки, мальчики (встают лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов). У каждой девочки в руках карточка со словом (волна, голос, дети, берёза, болото), у мальчиков – суффиксы ( ист-, -ск-, -ов-, -н-).

– Княгини, мы к вам пришли! (Мальчики идут навстречу девочкам с этими словами)

– Молодые, мы к вам пришли! (Идут назад)

– Бояре, вы зачем пришли? (Девочки идут навстречу мальчикам)

– Молодые, вы зачем пришли? (Идут назад)

– Княгини, мы невест выбирать! (Идут навстречу девочкам)

– Молодые, мы невест выбирать! (Идут назад)

Бояре, вам какая мила? (Девочки идут навстречу мальчикам)

– Молодые, вам какая мила? (Идут назад)

– Княгини, мне вот эта мила! (Мальчики выбирают себе пару, вместе составляют слово) Остальные дети угадывают, какое слово образовано.

Волна + -ист– =волнистая

Голос + -ист– =голосистый

Дети + -ск– =детский

Береза + -ов– =березовый

Болото + -н– =болотное

X. Самостоятельная работа

– Хорошо поиграли, упражняясь в образовании слов суффиксальным способом. Теперь в словесном саду можете самостоятельно поработать, укрепить словесный сад, образуя новые слова – посадки. Сад станет еще богаче, красивее, интереснее. Для этого разделимся на две дружины, чтобы равномерно распределиться по саду и не мешать друг другу.

1 – ая дружина (с.121, упр.5), 2-ая дружина (с.121, упр.6)

Самопроверка

– Проверьте по контрольным ответам, какие слова образовали вы и я.

– Кто рад своей работе?

– Образовав новые слова – посадки, мы укрепили наш словесный сад.

XI. Итог.

– При помощи какой части слова образовали новые слова?

– Как называется такой способ в русском языке?

– Вспомним наше стихотворение “Как растут слова”, чтобы выделить однокоренные слова. Назовите однокоренные слова из стихотворения.

– Какие из них образованы суффиксальным способом?

– Сейчас наша прогулка по интересному словесному саду подошла к концу. Скажем хором: “Спасибо!” саду говорим и за прогулку всех благодарим!”

XII. Домашнее задание.

– Дома вы продолжите такую работу и вырастите свой домашний словесный мини – сад. Страница 120, упр.4.