Цели урока:
обобщающее повторение темы “Имя существительное;
формирование языковой компетенции учащихся;
развитие коммуникативной компетенции учащихся;
привитие интереса к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие во вселенную Знаний, на планету Лингвиния.
Лингва – от греческого слова – “язык”. Прекрасна планета Лингвиния, жители Лингвинии – звуки, слова, предложения. На обширном материке Морфология находятся княжества Части речи, большие и маленькие, но все они живут очень дружно и не могут существовать друг без друга, это сложная и упорядоченная система.
Но что я слышу? Какие-то странные позывные, и я уверена, что ничего хорошего они не предвещают!
Так и есть, получено экстренное сообщение из княжества Имя Существительное: “Жители планеты Земля! Планета Лингвиния в опасности! На княжество напали злобные вирусы! Нашей планете грозит гибель! Только ваши знания помогут победить наших врагов! Следуйте инструкции! Мы надеемся на вашу помощь!”.
– Да, ребята, непростая ситуация! Придется выручать жителей княжества Имя Существительное. У вас на столах разложены инструкции с различными заданиями. Надеюсь, что ваши знания, которые вы получили на уроках по теме “Имя существительное”, помогут одолеть врагов. Итак, в путь!
2. Задание 1. “Блиц-игра”. Правильные ответы на вопросы дадут Вам возможность получить пропуск на волшебный звездолет.
– Что обозначает имя существительное?
– На какие вопросы отвечают одушевленные существительные?
– Изменяются ли существительные по родам?
– Что такое собственные существительные?
– Как изменяется большинство существительных?
– Сколько падежей в русском языке?
– Может ли существительное быть сказуемым?
– Может ли существительное спрягаться?
– Бывают ли существительные общего рода?
Слово учителя: Молодцы, ребята, вы все готовы к опасному путешествию. Добро пожаловать на борт волшебного звездолета! В путь! Но коварные вирусы успели заблокировать бортовой компьютер.
Давайте посмотрим задание №2 в нашей инструкции.
Задание 2. Прочитайте текст послания. У существительных выделите окончание, определите склонение, в каком падеже употреблено существительное. Давайте вспомним, как определить склонение?
“Жители планеты Земля! Планета Лингвиния в опасности На княжество напали злобные вирусы! Нашей планете грозит гибель! Только ваши знания помогут победить наших врагов! Следуйте инструкции! Мы надеемся на вашу помощь”.
Слово учителя: Мы успешно разблокировали компьютерную систему. Взлетаем!
Внимание, впереди астероиды, посланные вирусами! Мы должны выполнить
следующее задание, чтобы избежать столкновения.
Задание 3. Вспомните, какие существительные называются разносклоняемыми. Вставьте в стихотворение Аркадия Хайта необходимые по смыслу разносклоняемые существительные. Какое разносклоняемое существительное не использовал автор в этом стихотворении?
В стародавнее древнее (время)
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое (племя)
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове (вымя),
Как написать свою фамилию и (имя),
Зачем на лошадь надевать седло и (стремя):
Необразованное было это (племя).
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их (бремя) забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер (знамя),
Что кислород всегда поддерживает (пламя),
Над тем, как в булку превратить простое (семя),
С утра до вечера они чесали (темя)…
Слово учителя: Молодцы! Мы успешно преодолели зону астероидов, но нам необходимо пополнить запасы топлива, для этого выполним задание № 4.
Задание 4. Перед вами еще одно стихотворение Аркадия Хайта. Прочитайте его, исправьте грамматические ошибки. Как называются существительные, при употреблении которых автор намеренно допустил ошибки. Расскажите об этих существительных.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура.
Слово учителя: Нелегким был наш путь, и вот мы приземлились на планету Лингвиния. Напуганные страшными грамматическими вирусами жители княжества спрятались в тайных подземельях, везде царил хаос. Предводитель вирусов Ошибкинс торжествовал, пока не узнал о нашем прибытии.
Нам предстоит сразиться в интеллектуальной битве с этим злодеем. Вот какие ребусы нам предложил коварный Ошибкинс.
Задание 5. Отгадайте ребусы, запишите слова, найдите лишнее слово в ряду. Объясните свой выбор.
Задание 6. Ребята, ответьте на задания хитрого Ошибкинса и запишите в скобках ответы. Помните, что ответами являются существительные, имеющие только форму множественного числа. Давайте вспомним особенности этой группы существительных.
- 24 часа (Сутки)
- Мелкие частицы материала, остающиеся после обработки его пилой, напильником. (Опилки)
- Синоним слова “салазки”. (Санки)
- Вид топлива. (Дрова)
- Грибки, вызывающие брожение. (Дрожжи)
- Прибор для определения веса. (Весы)
- Сооружение, на котором любят кататься дети. (Качели)
- Столица Греции. (Афины)
Задание 7. Прочитай слова, соблюдая правильное ударение.
Случай, изобретение, молодёжь, гражданство, ходатайство, средства, добыча, центнер, портфель, партер, приговор, договор, документ, инструмент.
Слово учителя: Правильно расставленные ударения, похожие на волшебный меч, пронзили коварное сердце злого Ошибкинса, и произошло чудо: не сумел злодей противостоять интеллекту наших учеников, с позором удалился на задворки Лингвинии.
Жители княжества покинули мрачные подземелья и устроили пир на весь мир в честь победителей!
Вывод: Сегодня на уроке, сражаясь за свободу княжества Имя Существительное, мы еще раз осознали значимость этой части речи, вспомнили некоторые грамматические и стилистические особенности употребления существительных, проверили, насколько успешно вы усвоили материал по данной теме.
Закончить наш урок я хотела бы словами писателя Константина Федина: “Существительное – король на шахматной доске языка. Нет короля – не может быть никакой игры”.
Домашнее задание: придумать и оформить лингвистическую сказку об имени существительном.
Литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся / под ред. Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
- Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
- На берегах Лингвинии: Занимат. задачник по русскому языку/ Л.Д.Чеснокова, С.Г.Букаренко, Л.Л.Дроботова; под ред. Л.Д.Чесноковой. – М.: Просвещение, 1996.
- Семушкина Л.Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник. – М.: Айрис-пресс, 2006.