Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация Power Point (приложение 1), карточки с народной сказкой (приложение2), DVD, диск со сказками А.С.Пушкина.
Цели урока:
- научить анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра сказки;
- развивать интерес к чтению сказок,
- воспитывать положительные качества характера личности
Ход урока
1. Организационный момент.
О чем-то скрипит половица
И спице опять не спится
Присев на кровать, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
И тихо скрипит половица
По комнате бродит сказка.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами знакомимся с удивительной чудесной сказкой А.С.Пушкина. Назовите полное название этой сказки.
– А какие еще сказки А.С.Пушкина вы знаете?
– Что общего в названиях этих сказок?
– Как вы думаете, зачем А.С.Пушкин в названиях повторял слово “сказка”? (подчеркивает сказочность)
– Кто привил А.С.Пушкину любовь к сказкам? (няня Арина Родионовна)
– Какие сказки рассказывала маленькому Саше няня: литературные или народные?
– Вспомните названия русских народных сказок. Есть ли в названиях слово “сказка”? Как вы думаете почему?
3. Подготовка к разбору сказки.
– А сейчас мы узнаем, как внимательно вы читали сказку, как вы запомнили сказку. Сейчас мы проведем цифровой диктант. Я буду читать вам предложения, а вы, если согласны, ставьте в тетрадях цифру 1, если нет – 0.
- Царицу с сыном посадили в бочку. (1)
- Гвидон стрелой убил орла. (0)
- Гвидона провозгласили царем. (0)
- Первые гости Гвидона торговали соболями и чернобурыми лисами. (1)
- Вторые гости торговали овцами. (0)
- Третьи гости торговали неуказанным товаром. (0)
– А сейчас проверьте, правильно ли вы выполнили это задание?
4. Сравнительная характеристика сказки А.С.Пушкина и народных сказок.
– Мы с вами говорили, что няня рассказывала маленькому Саше народные сказки. Сейчас мы попытаемся разобраться оказали ли влияние на творчество А.С.Пушкина эти нянины сказки.
– Когда мы с вами знакомились с народными сказками, мы выяснили, что в волшебных сказках есть какое-то волшебство или волшебный герой, обязательно есть повторение сюжета, есть борьба добра и зла, есть магическое число.
– Скажите, есть ли в сказке Пушкина волшебный помощник? (царевна Лебедь)
– Происходит ли в сказке волшебство? (превращение князя Гвидона в комара, муху, шмеля)
– Какие чудеса описаны в сказке? Описания этих чудес вы учили дома наизусть.
5. Физкультурная минутка.
– Ребята, великий русский композитор Римский Корсаков в 1900 году написал оперу “Сказка о царе Салтане”. И сейчас под музыку этой оперы мы изобразим чудеса, которые происходят в сказке.
6. Сравнительная характеристика сказки А.С.Пушкина и народных сказок (продолжение)
– Есть ли в сказке повторение сюжета?
– Есть ли в сказке борьба добра и зла? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести её хотят) Почему они хотят извести царицу? (зависть)
– Кто в сказке положительный герой?
– Кто отрицательный герой?
– Каким в сказке представлен царь Салтан?
– Есть ли в сказке магическое число? (три девицы под окном, тридцать три богатыря)
– Чем заканчивается сказка?
– Похожа ли концовка “Сказки о царе Салтане” на концовку народных сказок?
– Сказка А.С.Пушкина имеет много общего с народными сказками. Кроме всего народность сказки подчеркивается автором еще и использованием в тексте поговорок (“Жена не рукавица с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь”), а белочка у Пушкина поет русскую народную песню. Какую? (Во саду ли, в огороде). Я приготовила для вас народную сказку “Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды” (приложение 2). Вы прочитаете эту сказку дома и подумаете, могла ли эта сказка стать основой для сказки А.С.Пушкина
7. Проверка знаний.
– А сейчас вы выполните на компьютерах тест, и мы узнаем хорошо ли вы поняли содержание и замысел сказки. (приложение3)
8. Подведение итогов.
– Понравилась ли вам сказка? Чему нас учит сказка А.С.Пушкина?
– На этом мы заканчиваем в этом году знакомство с творчеством А.С.Пушкина, но вы всегда можете совершить путешествие в чудесный мир пушкинской сказки. Для этого нужно только открыть книгу и вы окажетесь в волшебном Лукоморье.
(Просмотр отрывка мультипликационного фильма “Сказка о рыбаке и рыбке” – “Лукоморье”)
– Спасибо всем за работу на уроке.