Обобщение по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация Power Point (приложение 1), карточки с народной сказкой (приложение2), DVD, диск со сказками А.С.Пушкина.

Цели урока:

  • научить анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра сказки;
  • развивать интерес к чтению сказок,
  • воспитывать положительные качества характера личности

Ход урока

1. Организационный момент.

О чем-то скрипит половица
И спице опять не спится
Присев на кровать, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
И тихо скрипит половица
По комнате бродит сказка.

2. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами знакомимся с удивительной чудесной сказкой А.С.Пушкина. Назовите полное название этой сказки.

– А какие еще сказки А.С.Пушкина вы знаете?

– Что общего в названиях этих сказок?

– Как вы думаете, зачем А.С.Пушкин в названиях повторял слово “сказка”? (подчеркивает сказочность)

– Кто привил А.С.Пушкину любовь к сказкам? (няня Арина Родионовна)

– Какие сказки рассказывала маленькому Саше няня: литературные или народные?

– Вспомните названия русских народных сказок. Есть ли в названиях слово “сказка”? Как вы думаете почему?

3. Подготовка к разбору сказки.

А сейчас мы узнаем, как внимательно вы читали сказку, как вы запомнили сказку. Сейчас мы проведем цифровой диктант. Я буду читать вам предложения, а вы, если согласны, ставьте в тетрадях цифру 1, если нет – 0.

  • Царицу с сыном посадили в бочку. (1)
  • Гвидон стрелой убил орла. (0)
  • Гвидона провозгласили царем. (0)
  • Первые гости Гвидона торговали соболями и чернобурыми лисами. (1)
  • Вторые гости торговали овцами. (0)
  • Третьи гости торговали неуказанным товаром. (0)

– А сейчас проверьте, правильно ли вы выполнили это задание?

4. Сравнительная характеристика сказки А.С.Пушкина и народных сказок.

– Мы с вами говорили, что няня рассказывала маленькому Саше народные сказки. Сейчас мы попытаемся разобраться оказали ли влияние на творчество А.С.Пушкина эти нянины сказки.

– Когда мы с вами знакомились с народными сказками, мы выяснили, что в волшебных сказках есть какое-то волшебство или волшебный герой, обязательно есть повторение сюжета, есть борьба добра и зла, есть магическое число.

– Скажите, есть ли в сказке Пушкина волшебный помощник? (царевна Лебедь)

– Происходит ли в сказке волшебство? (превращение князя Гвидона в комара, муху, шмеля)

– Какие чудеса описаны в сказке? Описания этих чудес вы учили дома наизусть.

5. Физкультурная минутка.

– Ребята, великий русский композитор Римский Корсаков в 1900 году написал оперу “Сказка о царе Салтане”. И сейчас под музыку этой оперы мы изобразим чудеса, которые происходят в сказке.

6. Сравнительная характеристика сказки А.С.Пушкина и народных сказок (продолжение)

– Есть ли в сказке повторение сюжета?

– Есть ли в сказке борьба добра и зла? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести её хотят) Почему они хотят извести царицу? (зависть)

– Кто в сказке положительный герой?

– Кто отрицательный герой?

– Каким в сказке представлен царь Салтан?

– Есть ли в сказке магическое число? (три девицы под окном, тридцать три богатыря)

– Чем заканчивается сказка?

– Похожа ли концовка “Сказки о царе Салтане” на концовку народных сказок?

– Сказка А.С.Пушкина имеет много общего с народными сказками. Кроме всего народность сказки подчеркивается автором еще и использованием в тексте поговорок (“Жена не рукавица с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь”), а белочка у Пушкина поет русскую народную песню. Какую? (Во саду ли, в огороде). Я приготовила для вас народную сказку “Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды” (приложение 2). Вы прочитаете эту сказку дома и подумаете, могла ли эта сказка стать основой для сказки А.С.Пушкина

7. Проверка знаний.

– А сейчас вы выполните на компьютерах тест, и мы узнаем хорошо ли вы поняли содержание и замысел сказки. (приложение3)

8. Подведение итогов.

– Понравилась ли вам сказка? Чему нас учит сказка А.С.Пушкина?

– На этом мы заканчиваем в этом году знакомство с творчеством А.С.Пушкина, но вы всегда можете совершить путешествие в чудесный мир пушкинской сказки. Для этого нужно только открыть книгу и вы окажетесь в волшебном Лукоморье.

(Просмотр отрывка мультипликационного фильма “Сказка о рыбаке и рыбке” – “Лукоморье”)

– Спасибо всем за работу на уроке.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3