Школьники начальных классов преимущественно мыслят образами и стремятся к действию, к игре. Вместе с тем, дети младшего школьного возраста любят подумать, испытать свои силы в решении той или другой практической задачи.
Грамматическая игра помогает преодолевать трудности обучения языку. Она отвечает возрастным возможностям детей и полезна для развития их самостоятельности. Освоив технику и содержание игры, дети играют сами. Элементы соревнования оживляют игру.
Ведущим вначале должен быть взрослый или старшеклассник, хорошо успевающий по русскому языку. Затем, когда дети хорошо усвоят правила игры – один из наиболее внимательных и грамотных учеников.
Пояснения к игре обращены к учителю, а учитель сам, вместе с детьми, на основе пояснений составит “правила”. Это для ребят довольно интересная работа. Хочется предоставить больше простора для самодеятельности учащихся.
Играющие складывают из отдельных слов предложения, короткий рассказ или стихотворение.
Играя, дети разбираются в логических связях предложения и связного текста, практически знакомятся с различными видами связи слов в предложении – согласованием, управлением, примыканием, – запоминают правописание слов.
Комплект игры состоит из конверта с текстом для ведущего и маленькими конвертами с наборами слов для каждого играющего. Слова написаны в той форме, в какой они стоят в предложении. Предлоги, союзы, частицы пишутся на отдельных карточках, а в играх для первого класса – на одной карточке со словами, рядом с которыми стоят. Прописная буква сохраняется и в начале предложения, и именах собственных. Знаки препинания в первой игре пишутся на одной карточке со словами, а позже даются на отдельных карточках.
Чтобы не перемешались наборы слов, каждый играющий получает карточки особого цвета.
Начиная игру, ведущий только один раз прочитывает в слух текст и, раздав конвертики, предлагает сложить его. В 1-ом классе тексты, знакомые детям, особенно стихотворения, которые они знают наизусть, достаточно прочитать один раз. Незнакомые тексты можно прочитать 2-3 раза.
Выигрывает тот, кто первый правильно всё сложит. Если сложат одновременно два, три человека, выигрывают двое или трое. Если играющий сложит неверно, его работа не засчитывается. Иногда бывает полезно и интересно прочесть ошибочно сложенный текст и показать, в чём ошибки, или предложить подавшему самому сверить свою работу с текстом. Исправления надо делать спокойно, без осуждения: это – игра! Учитель может использовать в игре свои тексты.
Для 4-го класса предлагаю особый вид “мозаики”: дети складывают не предложение из слов, а стихотворения из отдельных предложений и частей предложений.
Эта игра увлекает школьников. Часто бывали случаи, когда дети проверяли свои силы, в одиночку складывали текст особенно понравившихся им рассказов.
1-й класс
Игра №1.
Текст для ведущего:
- Умелые руки не знают скуки.
- Не спеши языком, спеши делом.
- Кто ленив, тот и сонлив.
- С людьми дружит, дом сторожит.
Наборы карточек для играющих:
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
|||
Умелые |
Не спеши |
Кто |
С людьми |
|||
руки |
языком, |
ленив, |
дружит, |
|||
не знают |
спеши |
тот и |
дом |
|||
скуки. |
делом. |
сонлив. |
сторожит. |
Игра №2.
Текст для ведущего:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах (А.С.Пушкин)
Все играющие получают одинаковые наборы карточек:
Ветер |
по морю |
гуляет |
и кораблик |
подгоняет; |
он |
бежит |
себе |
в волнах |
на раздутых |
парусах. |
Игра №3.
Текст для ведущего:
Не мешайте мне трудиться.
Я водицы притащу
и колодезной водицей
всех, конечно, угощу. (Е.Благинина)
Игра №4.
Текст для ведущего:
У Миши были сани. Маша и Петя сели на сани. “Веди сани, Миша.” А у Миши силы нету. (Л. Толстой)
Игра №5.
Текст для ведущего:
Катя.
Кате дали мыло. Она мыла лицо и шею. И лицо, и шея, и руки Кати были белые. (Л.Толстой)
Игра №6.
Текст для ведущего:
Кошка.
Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка.
“Не сиди близко птичка,” – кошки хитры. (Л. Толстой)
Игра №7.
Текст для ведущего:
Волк съел овцу. Мужики поймали волка и стали его бить. Волк сказал: “За то вы меня мучите, что я сер.” Мужики сказали: “Не за то, что ты сер, а за то, что ты овцу съел.” (Л. Толстой)
2-й класс
Игра №1.
Текст для ведущего:
- Белый снег покрыл весь луг.
- Огромная туча появилась из-за горизонта.
- Береги нос в большой мороз
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
Наборы карточек для играющих:
Набор№1 | Белый | Снег | Покрыл | Весь | Луг | ||
Набор№2 | Огромная | Туча | Появилась | Из-за | Горизонта | ||
Набор№3 | Береги | Нос | В | Сильный | Мороз | ||
Набор№4 | Чем | Дальше | В | Лес, | тем | больше | дров |
Игра №2.
Текст для ведущего:
У детей были свои грядки. Пришло раз на грядки стадо свиней. “Дети, скорей! Жучку пускай!” “Жучка, скорей лай на свиней, сгоняй их с гряд долой!” . (Л. Толстой)
Игра №3.
Текст для ведущего:
Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка. Мама дала Насте для её куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, пальто, чулки, были даже гребни, бусы, щетки. (Л. Толстой)
Игра №4.
Текст для ведущего:
Мальчик и мама.
Маленький мальчик шёл с мамой по улице. Он побежал вперёд и вдруг потерял маму. Тогда он стал спрашивать прохожих: “Скажите, вы не видели маму с маленьким мальчиком?” (Г.Абрамов)
Игра №5.
Текст для ведущего:
Чашка.
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спроси: “Кто разбил?” Мальчик затрясся от страха и сказал: “Я.” Отец сказал: “Спасибо что правду сказал.” (Л.Толстой)
3-й класс
Игра №1.
Текст для ведущего:
На улице.
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, причитает, ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: “Какая же твоя мама?” А девочка сквозь слёзы говорит: “Разве вы не знаете? Моя мама там, что лучше всех.”
(Л.Толстой)
Игра №2.
Текст для ведущего:
Вместе тесно, а врозь скучно.
Говорит брат сестре: “Не трогай моего волчка!” Отвечает сестра брату: “А ты не трогай моих кукол!” дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?
(К. Ушинский)
Игра №3.
Текст для ведущего:
Мишин гриб.
Шел Миша по лесу. У дуба рос гриб. Гиб был стар, никто его не брал. Но Миша был рад и снёс гриб в дом. Вот гриб, лучше всех! А гриб был гнил, никто его не ел. (Л. Толстой)
Игра №4.
Текст для ведущего:
Бишка.
А ну-ка Бишка прочти, что в книжке написано! Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.
4-й класс
Игра №1.
Текст для ведущего:
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и чуть качаются
От ветра у реки.
Но лишь пройдётся буйная
Других ветров волна,
Срываются, взвиваются
На воздух семена.
Летят пушинки чистые
На сад, на луг, на лес
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.–
(Вс. Рождественский)
Игра №2.
Текст для ведущего:
Не бывает папа
Дома по три дня
Потому что папа
Лётчик у меня.
Он с врагом сражался
Раньше на войне,
А теперь летает
Он по всей стране.
Возит пассажиров –
В Киев и Одессу,
В Минск и Волгоград.
А меня с собою
Он ещё не брал:
Говорит, что рано,
Говорит, что мал,
Подрасти скорее
Очень я хочу,
И тогда я с папой
Тоже полечу.
(С. Баруздин).
На 10 карточках написано по строчки.
Карточки для всех играющих одинаковы.