Раздел: Электротехника.
Тема: Соединение проводников и изоляция соединений.
Тип урока: Комбинированный.
Цели:
- Образовательная: формирование системы знаний об устройстве проводников, способах их соединения и изоляции .
- Развивающая: формирование основных технологических компетенций, навыков творческой деятельности.
- Воспитательная: продолжить воспитание интереса к технологии, формирование всесторонне развитой личности, способной гармонично функционировать в реалиях современного высокотехнологичного общества, воспитание чувства бережного и рационального отношение к материалам и исполнение правил техники безопасности, санитарии и гигиены.
Наглядные пособия: учебные таблицы.
Инструмент: пассатижи или плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, монтажный нож, подкладные доски.
Литература: учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Д. Симоненко
Межпредметные связи: биология, химия, физика, математика, русский язык, литература, история.
Ход урока
1. Организационный момент:
1.1. Приветствие;
1.2. Проверка явки учащихся;
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку;
1.4. Заполнение учителем классного журнала;
1.5. Доведение до учащихся плана урока;
2. Повторение пройденного материала:
2.1. Где и как производится электроэнергия?
2. 2. Виды источников электрической энергии.
2. 3. Техника безопасности при использовании электроэнергии (приложение 1).
3. Изложение нового материала.
Электрические провода служат для передачи электроэнергии от источника питания к потребителю. Они бывают изолированными и голыми - без изоляции. Для наружных электрических сетей, воздушных линий применяются голые провода в виде стальной, алюминиевой или медной проволоки. Внутри помещения применяются изолированные провода. Если провода открыты т.е. проложены на стенах то они , кроме изоляционной оболочки, вкладывается в пластмассовые изоляционные короба. Которые предохраняют от механических повреждений.
Электрическим проводом называется токопроводящая жила, заключенная в изоляционную и защитную оболочку. Электрические жилы проводов изготавливают из медной или алюминиевой проволоки; эти металлы являются хорошими проводниками электрического тока. Изоляция проводов делается из пластмассовых компонентов, так как эти материалы не проводят электрический ток- являются изоляторами. Защитная оболочка электрических проводов бывает из хлопчато -бумажной или шелковой пряжи, алюминиевой фольги, медной или стальной проволоки. Провода с из пластмассовых компонентов защитной оболочки не имеют. В процессе электротехнических работ часто требуются присоединение проводов к электрическому патрону, штепсельной вилке, розетке и т. д. к источникам питания или измерительным приборам, удлинение провода, т. е. сращивание между собой нескольких кусков.
Для выполнения электротехнических работ, необходимы различные материалы и инструменты.
Изоляционные ленты и трубки служат для изоляции соединений электрических проводов.
С помощью кусачек отрезают провода. Рабочая часть кусачек имеет заостренные режущие кромки. Ручки покрыты изоляционным материалом.
Нож монтерский необходим для снятия изоляции с проводов. Ручка ножа изготовлена из пластмассы или древесины.
Круглогубцы и плоскогубцы нужны для сгибания и скручивания провода. Ручки покрыты изоляционным материалом.
Отвертка используется для сборки соединений. Ручка отвертки изготовлена из пластмассы.
Правила техники безопасности при работе с пассатижами или плоскогубцами, круглогубцами, кусачками, монтажным ножом (приложение 2).
Профессия электрика.
Эксплуатацией и ремонтом электрооборудования занято значительно больше рабочих, чем в любой другой производственной отрасли. Специалисты, отвечающие за работу электрических устройств (электромонтеры), должны поддерживать в исправном состоянии бесчисленное количество работающих на благо человека электрических машин - от мелких приборов до электрооборудования предприятий и гигантских систем электроснабжения.
В этой области техники трудятся опытные специалисты, обеспечивающие необходимый контроль, обслуживание и ремонт электропроводов, генераторов, двигателей, трансформаторов, систем защиты и бытовой техники. Каждый вид работ по обслуживанию электроустановок и приборов требует наличия специальной подготовки в технических училищах или лицеях, техникумах и на курсах при предприятиях.
4. Закрепление знаний учащихся: опрос по изложенному материалу:
4. 1. Где применяют электрические провода.
4. 2. Какие вы знаете виды изоляции проводов?
4. 3. Из каких материалов изготавливаются жилы проводов и изоляционные оболочки?
4. 4. В каких случаях провод оконцовываются петелькой, тычкой?
5. Практическая работа:
5.1. Вводный инструктаж (приложение 3).
5.2.Работа с технологической картой "Сращивание проводов" (приложение № 4).
5.3. Показ трудовых приёмов:
С помощью режущих кромок кусачек отрезают провода.
Монтерским ножом необходимо снять изоляцию с проводов.
Круглогубцами и плоскогубцами сгибаем и скручиваем провода.
Отвертку используем для сборки соединений.
Изолировать места соединения нужно в следующем порядке:
- подтянуть пальцами защитную оболочку проводов к месту соединения;
- наложить изоляционную ленту на один конец защитной оболочки;
- обернуть два раза вокруг провода и затем в наклонном положении туго обернуть вокруг соединения, проходя лентой два раза туда и обратно в полуперекрытие.
Оконцовывание - заделка жил проводов для присоединения их к контактам приборов или электроарматуры. Существует несколько видов оконцовывания проводов: петельной, тычком и другие.
Петелькой заделывают концы, если их присоединяют к зажимам, которые имеют винты с шайбой.
Тычком оконцовывают провода, если их присоединяют к зажимам, имеющим вид стойки с отверстием.
Показ приемов оконцовывания (приложение № 4, приложение № 4a, приложение № 4б).
5.4. Инструктаж по технике безопасности при работе с пассатижами или плоскогубцами, круглогубцами, кусачками, монтажным ножом (приложение 2).
Правила санитарии и гигиены.
Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
Сидеть надо прямо на всей поверхности стула, слегка наклонить корпус и голову.
Все необходимые инструменты должны лежать в определенном порядке.
Расстояние, между рабочим столом и работающем, должно составлять 10-15 см.
6. Самостоятельная работа учащихся по учебно-трудовой деятельности.
6. 1. Чтение технологической картой.
6. 2. Подготовка материалов и инструментов к работе.
6. 3. Работа по технологической карте.
6. 4. Анализ допущенных ошибок, устранение их.
7. Текущий инструктаж:
7.1. Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.
7.2. Второй обход: проверить правильность: использования учащимися учебно-трудовой деятельности; выполнение трудовых приёмов и технологической последовательности операций; концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций: оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
7.3. Третий обход: проверить качество выполнения работы и осуществление учащимися самоконтроля и взаимоконтроля. Произвести приёмку и оценку работ. Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученикам.
8. Заключительный инструктаж:
8.1. Сообщение учителя о достижении цели урока;
8.2. Анализ выполнения практической работы учащимися;
8.3. Сообщение оценки ра6оты каждого ученика;
8.4. Выставление отметок в классном журнале и дневники учащихся;
8.5. Домашнее задание. Соединение проводников и изоляция соединений.
9. Уборка рабочих мест.