Цель урока: подготовка к выполнению задания А13 ЕГЭ.
Задачи: совершенствование навыков правописания; обобщение и повторение орфографии.
Ход урока
I. Ознакомление с анализом освоения выпускниками 2008-2009 учебного года отдельных тем по орфографии (задания ЕГЭ A12 – A18). (Использован аналитический отчёт ГУ “Центр новых образовательных технологий” Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики)
ЗАДАНИЕ | ТЕМА | % |
А16 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 85,44% |
А18 | Слитное, дефисное, раздельное написание | 79,18% |
А15 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени | 78,39% |
А14 | Правописание приставок | 76,80% |
А17 | Правописание НЕ и НИ | 75,83% |
А12 | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи | 71,50% |
А13 | Правописание корней | 68,70% |
– Что из себя представляет задание A13 (2009 г.)? (На примере одного из вариантов.)
А13. В каком ряду во всех словах
пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) бл…стательный, тр…вога, оп…реться 2) пок…заться, сохр…няя, возг…рание 3) дост…жение, обог…щать, г…рделивый 4) б…гаж, выт…реть, прик…сновение |
II. Повторение орфограмм.
– Составим перечень орфограмм, в которых рассматривается правописание корней.
I. Гласные в корне | II. Согласные в корне |
1) После шипящих и Ц 2) И и Ы после приставки 3) Е и Э 4) Проверяемые 5) Непроверяемые 6) Чередующиеся |
1) Проверяемые 2) Непроверяемые 3) Двойные 4) Ь |
I. Гласные в корне.
1) После шипящих и ц Приложение 1 “О-Ё в корне после шипящей”
2) И/Ы в начале корня после приставки | |
И | Ы |
1) В искл. ВЗИМАТЬ 2) После МЕЖ-, СВЕРХ- 3) После иноязычных приставок: ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- 4) После ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-. |
После приставок, оканчивающихся НА СОГЛАСНУЮ |
Межинститутский, сверхизысканный. Дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, трансиорданский, панисламизм |
Подыграть, безыдейный, разыскать, предысторический, предыюльский |
3) Буквы Е и Э | |
Е | Авиетка, адекватный, денди, диез, диета, кашне, кеб, кепи, леди, метр, пенсне, пиетет, реквием, стенд, тендер |
Э | Алоэ, дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, мэр, пленэр, поэзия, поэт, пэр, силуэт, сэр |
4) Проверяемые безударные гласные | |||||||
Гласные | Корень с безударной гласной | Однокоренные слова | Словоформы | Корень с безударной гласной | |||
Е или И? Е или Я? О или А? |
Л…Са | подЛЕСок | ЛЕС, ЛЕСом, о ЛЕСе | ЛЕСа | |||
ЛИСий | ЛИС, ЛИСы | ЛИСа | |||||
заЛ…Зать | ЛЕЗть | заЛЕЗ, заЛЕЗла, | заЛЕЗать | ||||
ЛИЖет | заЛИЖет, заЛИЖут | заЛИЗать | |||||
Важно! Безударные гласные О/А в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ыва-ть/-ива-ть. Приложение 2 “Чередование гласных в корне в видовых парах глаголов” | |||||||
Вид глагола | Корни с чередованием гласных в видовых парах глаголов | ||||||
БОДР/БАДР | БОЛТ/БАЛТ | БРОС/БРАС | МОЧ/МАЧ | ||||
совершенный | под БОДРить | выБОЛТать | доБРОСать | выМОЧить | |||
несовершенный | под БАДРивать | выБАЛТывать | доБРАСывать | выМАЧивать |
5) Непроверяемые безударные гласные.
6) Чередующиеся гласные в корне | |||||
Важно! Чередующиеся безударные гласные нельзя проверять ударением | |||||
а) Список корней с чередованием гласных Е/И | |||||
исключения: чета сочетать сочетание + производные |
бер/бир дер/дир мер/мир пер/пир тер/тир |
блест/блист жег/жиг стел/стил чет/чит |
жим/жа/жм жин/жа/жн клин/кля мин/мя/мн ним/ня пин/пя/пн чин/ча/чн |
||
Презентация “Правила ослика”. Сопроводительный текст к презентации | |||||
б) Список корней с чередованием гласных А/О | |||||
Исключения: | Ударение | Соседство | Значение | ||
см. Презентация 1 | гар/гор зар/зор клан/клон плав/плов твар/твор |
кас/кос лаг/лож раст/ращ/рос скак/скоч |
крап(л)/кроп(л) мак/мок равн/ровн |
||
Приложение
3 “Чередование гласных в корнях
“гар/гор”, “зар/зор”, “клан/клон”,
“плав/плов”, “твар/твор”Приложение 4 “Чередование
гласных в корнях “кас/кос”, “лаг/лож”,
“раст/ращ/рос”, “скак/скоч””
Приложение 5
“Чередование гласных в корнях “мак/мок” и
“равн/ровн”
Толкование слова “промокашка” (“Наука и жизнь”, №7, 2004 год) http://www.nkj.ru/archive/articles2191/?phrase_id=3547779) |
II. Согласные в корне.
1. Проверяемые
2. Непроверяемые
3. Двойные Приложение 6 “Двойные согласные в корне”
4. Ь
III. Вывод.
– Вернёмся к заданию А13. В первом, втором и четвёртом ряду имеются слова с чередующимися гласными. Второй и четвёртый рад содержат слова с непроверяемой гласной. Для слов третьей строки можно подобрать проверочные слова (например, достИчь, богАч, гОрдость). Следовательно, правильный ответ – 3.
А13. В каком ряду во всех словах
пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) БЛИСТательный, ТРЕВОГА, оПЕРеться 2) покАзаться, сохрАняя, возГОРание 3) достИжение, обогАщать, гОрделивый 4) БАГАЖ, выТЕРеть, приКОСновение |
IV. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП УРОКА. Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание: Проверочная работа. См. Приложение 7 “Правописание гласных в корне”
Литература.
1. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. Тихонов А.Н. М.: Школа-Пресс, 1996. – 704с.
2. Рус. язык: интенсивный курс подготовки к тестовому экзамену. Горбацевич О.Е., Ратько Т.В. Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 240.
3. Рус. язык: пособие-репетитор. Мормыш Л.С. и др. Мн.: ТетраСистемс, 2007. –246
4. Русский язык (орфография и пунктуация). Николаевич Н.Д., Огадзе Л.В. Под ред. Огадзе Л.В. М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004. – 232 с.
5. Сб. упражнений и диктантов. Для старшеклассников и поступающих в вузы. Розенталь Д.Э. М.: ООО “Изд. “Мир и Образование”, 2006. – 448 с.
6. Справочник по правописанию и литературной правке. Розенталь Д.Э. 5-е изд., испр. М.: Книга, 1989. – 320с.