Причины нарушения дисциплины

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика


За период своего взросления ребёнок включается в различные системы значимых для него отношений, которые определяют процесс формирования его личности. С поступлением в школу ребёнок включается в новую систему. Новая социальная ситуация вводит его в строго нормированный мир и требует произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительных действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогонная. Все учителя и в первом классе и в одиннадцатом, молодые и опытные сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Наша задача состоит в том, чтобы выявить причины нарушения дисциплины и создать условия для её корректировки. Остановимся подробнее на причинах. Все причины тесно взаимосвязаны и превращаются в проблему дисциплины в классе. Нам кажется, что истоки надо искать в далёком детстве.

В последние годы часто наблюдаются нарушения нервно-психической сферы у детей, которые могут развиваться по самым разным причинам. У большинства в основе лежат остаточные явления раннего органического поражения ЦНС (патология беременности и родов, частые болезни в детстве, ушибы головы). Врачи в медицинской карте будущего школьника ставят заключение "здоров". Родители скрывают от учителя нарушения здоровья своего ребёнка, боясь открыть тайну, не думая о том, сможет ли ребёнок просидеть хотя бы 5 минут на уроке? Ему просто физически трудно это сделать, так как неадекватная оценка родителями здоровья своих детей приводит к тому, что учителю приходится заниматься с детьми с нарушениями мозгового кровообращения, водянкой головного мозга и другими заболеваниями. Уходит долгое время, пока озабоченный трудностями в развитии и обучении ребёнка учитель докажет родителям необходимость своевременного обследования, лечения, снижения учебной нагрузки и как следствие обращение на МПК. Учителю приходится столкнуться с непониманием родителей, а часто с агрессией.

У современных родителей, а это обычно молодые люди до 30 лет "вошло в моду" отдавать ребёнка на воспитание бабушек. Это объясняется, по словам родителей, поиском хорошей работы, заработка, отсутствием жилья и многими другими причинами. Но чаще всего они просто уклоняются от воспитания ребёнка. Какими бы замечательными не были бабушки-дедушки, ребёнку требуется именно мама. Раннее отлучение от груди ребёнка приводит к тому, что на уроках они сосут ручки, грызут ногти и это так увлекает, что ребёнок не способен воспринимать речь учителя. На этом фоне при неправильной реакции учителя и насмешек одноклассников может развиться агрессивность. Недополучение материнской ласки и любви не проходит бесследно. Ребёнок ощущает себя брошенным и даже виновным. Мама оставила его потому, что с ним что-то не так. Тем более, если у мамы есть ещё дети, которые живут с ней. Он пытается взрослым доказать, что с ним всё в порядке, ведёт себя слишком активно. В начальной школе с каждым годом увеличивается количество гиперактивных детей, которые плохо понимают слово "нельзя", показывают негативное самоопределение, капризничают, не имеют чёткого разделения определений "плохой" и "хороший", совершают необдуманные поступки. Эти дети постоянно ёрзают на стуле, качаются, ходят по классу во время урока, могут выйти в коридор, заявляя "Я устал". Все эти проблемы являются порождением материнской депривации.

Большое значение имеет стиль семейного воспитания. При попустительском стиле родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Непоследовательно и неумело используют методы поощрения и наказания. Родители постоянно демонстрируют ребёнку образцы двуличного отношения с окружающими, грубое решение межличностных вопросов при ребёнке. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Младшие школьники этого типа слывут в детской среде ябедами, подлизами. Они любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Во время урока быстро устают и стараются любыми предлогами увильнуть от работы. Часто недобросовестно относятся к поручениям учителя. Для ни нередко не существует запретов и нравственных норм. Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется - в старшем.

Первоклассники не умеют общаться, грамотно выстраивать отношения между собой, а это влечёт за собой частые ссоры на переменах и уроках. Дети не умеют и не желают слушать учителя, товарищей во время урока, других занятий. Причиной является заблуждение родителей и воспитателей, полагающих, что главным при подготовке к обучению в школе является овладение детьми чтением, письмом, счётом. Для хорошей адаптации в школе эти навыки являются второстепенными. Это знают учителя начальной школы. Интеллектуально развитому ребёнку может и не составит труда запомнить учебный материал, но ребёнку с какими-либо проблемами здоровья, поведения очень трудно долго заниматься и сидеть спокойно. Его поведение отвлекает других детей, раздражает воспитателя. К сожалению, имеет место выведение таких детей из детского сада, а следствием этого является возврат в семью с попустительским стилем воспитания, спять на воспитание бабушки. Ребёнок лишается возможности научиться общению, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Главное, чему должен научиться ребёнок при поступлении в школу - это умение сидеть спокойно, слушать и слышать, правильно выполнять предлагаемые задания. В детском саду основной задачей стоит воспитание активной, любознательной, инициативной личности. Ребёнок должен научиться положительному отношению к себе, прежде всего, обладать чувством собственного достоинства и уверенностью в своих силах. За короткие 4 года в начальной школе учителю необходимо воспитать и научить, а часто переучить всех детей. Но это невозможно сделать одинаково со всеми учениками, ведь развитие каждой личности идёт по своей траектории и в свои сроки. Отсюда проблема при переходе в среднее звено.

Итак, подведём небольшой итог. Причины, о которых мы сейчас сказали, а это - нарушении нервно-психической сферы, патологии здоровья, стили семейного воспитания, неправильная постановка акцентов в подготовке детей к школе и являются причинами, порождающими проблемы в школьном обучении и дисциплины.

Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.

Некоторые ученики ведут себя плохо для того, чтобы учитель уделил им особое внимание. Они хотят быть в центре внимания, требуют его всё больше и больше. Суть их "плохого" поведения - демонстративность. Такие поступки отвлекают весь класс, учителя, и работать становится невозможно. Какова же природа такого поведения? Потребность во внимании - базовая психологическая потребность. Иногда ребёнку получить "сердитое" внимание лучше, чем не получить никакого. Закрепляется мнение, что к нему будут относиться внимательнее, если он будет вести себя плохо. Чем меньше внимания ребёнок получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. В младших классах действия таких учеников направлены на учителя. Ребёнок хочет быть рядом с учителем, желает быть замеченным, понравиться, рассказать обо всём. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя. Возникают вопросы не по существу, реплики вслух, игры на уроке, комментарии по ходу урока, шумное несдержанное поведение, работа в замедленном темпе, просьба объяснить "всё ещё раз для меня". На самом деле ученики показывают, что хотят взаимодействовать с вами, но не знают как.

Поведение, направленное на утверждение собственной власти.

Некоторые ученики негативно ведут себя, потому что для них важно установить свою власть даже над учителем, классом. Ученики, стремящиеся добиться этого, постоянно "задевают" нас, бросают вызов. Они могут не обращать внимания не замечания учителя, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку, играть сотовым телефоном. Им нужны зрители, свидетели их власти. Они провоцируют учителя перед классом неуважительным отношением, демонстративной защитой товарищей, проявляя синдром "адвоката" в вежливой форме, но с явным сарказмом, используя "маску пренебрежения" или "маску сочувствия". Поведение учеников, добивающихся власти, может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма - это вспышки негодования (неуважительно отвечают, хамят). Пассивная форма - тихое непослушание, оправдание ленью, забывчивостью или плохим физическим состоянием.

Самый тяжёлый случай взаимодействия и воспитания - месть как цель "плохого" поведения. Часто дети с такой мотивацией поведения выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда ваш ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесённые ему обиды, реальные и воображаемые. Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесённую другими. В какой форме проявляется месть? Это могут быть прямые и непрямые акты физического насилия, к последним относится, например, порча школьного имущества (пачкают стены, вырывают страницы из библиотечной книги, ломают цветы). К сожалению, всё чаще взрослые сталкиваются с такими способами мести и шантажа, как алкоголь, наркотики, преступления.

Поведение ученика может быть деструктивным, если его цель - избежать неудачи. Эти дети не задевают вас, не вносят хаос в деятельность класса, хотят быть незаметными, но они очень редко взаимодействуют с классом и учителем. Часто ученики, боящиеся неудачи, ничего не делают, надеясь, что этого не заметят. Часто им кажется, что они не соответствуют запросам учителей, родителей, своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они любят откладывать выполнение задания "на потом", не доводят начатое дело до конца, оправдываются плохим физическим состоянием, медицинским диагнозом, попросту уходят с урока. Такой приём эти дети постоянно используют как способ защиты, что не способствует улучшению их успеваемости и социальному развитию.

Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи? Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать "своим" в определённой группе, приобрести признание одноклассников, что толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определённые нормы поведения.

Отмечается также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, компьютерных игр, проповедь насилия, тематика криминала.

Вывод: причин нарушения дисциплины на уроках великое множество, но мы считаем, что это основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу. Ещё раз уточним эти моменты.

1. Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).

2. Материнская депривация, то есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек.

3. Попустительский стиль семейного воспитания.

4. Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе.

5. Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.

6. Установление детьми собственной власти над коллективом.

7. Месть как цель "плохого" поведения.

8. Избегание собственных неудач.

9. Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей.

10. Негативное влияние СМИ, компьютера.

Стиль преподавания педагога, общения с детьми, рост профессионального мастерства напрямую связаны с дисциплиной. При авторитарном стиле общения установленная дисциплина, видимая со стороны, поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. Шумовые эффекты воздействия на учеников, то есть - повышение голоса, крики, стук указкой по парте, доске вводят некоторых учеников в "ступор", страх перед школой, и в противоположную реакцию - начинают говорить ещё громче. Иногда педагоги используют словесные оскорбления, высмеивание перед коллективом, что вызывает у школьника чувство боязни школы. Ученик не должен скучать без дела, так как от безделья начинает заниматься посторонними делами, отвлекать от работы других, что раздражает учителя. Увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности позволяют вовлекать каждого ребёнка в урок. Позитивное влияние на дисциплину также имеет выдержка педагога, дружелюбное отношение к ученикам, знание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

 Каковы бы ни были цели и причины плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся идентифицировать цель нарушения поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником, заменить неконструктивный способ общения на правильный и эффективный. От того, как педагог справляется с конфликтными ситуациями, зависит атмосфера в классе, взаимоотношения между учителем и учеником, мироощущение детей, их жизненный тонус. Педагог должен уметь корректировать негативное поведение учащихся, не причиняя вреда и не теряя своего авторитета.

Презентация.

Литература.

  1. Журнал "Завуч начальной школы" № 4. 2006 г.
  2. Новые родительские собрания. 1-4 классы. Москва. "ВАКО".2006 г.
  3. Справочник классного руководителя. № 10. 2007 г.
  4. Журнал "Начальная школа" № 5 2008 г.
  5. Журнал "Завуч" № 7 2004 г.