Цели: пробудить математическую любознательность и инициативу; продолжать воспитывать математическую культуру мышления; развивать устойчивый интерес учащихся к математике; привлечь родителей к внеклассной работе по математике.
В игре участвуют 2 команды по 5 человек: команда детей и команда родителей, остальные являются болельщиками.
Вступительное слово учителя и 1 тур.
Вопросы, которые вы сегодня услышите и на которые попытаетесь ответить, касаются различных областей математики, а также других наук, связанных и несвязанных с математикой, они разнообразны по степени серьёзности и глубины. Встретятся и вопросы, требующие от вас смекалки и находчивости. Я называю того, кто будет отвечать на вопрос, формулирую вопрос, а вы, и выбранные вами соперники, отвечаете. (Звёздочкой отмечен правильный ответ)
Физкультура.
Вопрос:
На участие в розыгрыше кубка по футболу поданы заявки от 128 команд. Сколько игр (матчей) будет сыграно, пока определится обладатель кубка?
- 127.*
- 128.
- 64.
География.
Вопрос:
Где на поверхности Земли имеются точки, которые можно определить только одной широтой, не указывая долготы?
- На экваторе.
- Таких точек нет.
- Северный и Южный полюсы Земли.*
История.
Вопрос:
Какая страна сто лет назад опережала по темпам экономического развития Японию, США и любую другую страну мира?
- Италия.
- Россия.*
- Германия.
Геометрия.
Вопрос:
Чему равна сумма углов в выпуклом десятиугольнике?
- 1800.
- 1440.*
- 720.
Литература.
Вопрос:
Какой математический термин вы встречали на уроках литературы?
- Гипербола.*
- Парабола.
- Метафора.
2 тур.
Блиц-опрос: от каждой команды по одному человеку получают по три вопроса, одновременно на них отвечают письменно.
1: Вставить числительное в пословицу:
1) … раз примерь, … раз отрежь. (7 и 1)
2) За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь. (2 и 1)
3) Ум хорошо, а … лучше. (2)
2: Отгадайте загадки:
1) 7 братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели.)
2) У 2 матерей по 5 сыновей, все на 1 имя. (Пальцы рук.)
3) 2 головы, 2 руки, 6 ног. Кто это? (Всадник на лошади.)
3: Назовите математиков:
1) Назовите имя среднеазиатского математика, астронома, жившего в 8–9 веках и написавшего основополагающие трактаты по арифметике и алгебре. (Ал-Хорезми.)
2) Кто из известных европейских математиков средневековья ввёл в математику буквы х и у латинского алфавита? (Рене Декарт.)
3) Назовите имена учёных Древней Греции, которые внесли большой вклад в становление геометрии как самостоятельной науки. (Фалес, Пифагор, Евдокс, Евклид, Архимед.)
4:
1) Какую науку имел в виду Дьёрдь Пойа, утверждая, что она является искусством “правильно рассуждать на неправильных чертежах”? (Геометрия.)
2) Объясните происхождение термина “геометрия”. (В переводе с греческого означает “землемерие”.)
3) В какой стране первоначально зародились геометрические знания? (В Египте.)
5:
1) “Труд Евклида будет жить ещё долго после того, как все учебники наших дней будут заменены другими и забыты. Это один из самых замечательных памятников античности”. Назовите этот труд. (“Начала”.)
2) Какое название имели аксиомы геометрии у Евклида? (Постулаты.)
3) Что по описанию Евклида “имеет длину, но не имеет ширины”? (Прямая.)
3 тур.
Согласны или нет? Выбираются от каждой команды по одному игроку, один отвечает на вопрос, а другой с ним соглашается или нет.
1. (История) Когда было совершено первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана? (1519 – 1522 гг.)
2. (Физика) Сравните размеры молекулы, яблока и земного шара. (М:Я=Я:З.)
3. (Сообразительность) Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опорожняя его? (Можно: сначала камнями, потом песком, потом водой.)
4. (География) Верите ли вы в то, что Европу можно обойти за два часа пешком? (Да, рядом с Мадагаскаром есть остров Европа, который действительно можно обойти за два часа.)
5. (Биология) Знаете ли вы, что у ребёнка 270 костей, у взрослого человека их 206. Куда делись 64 косточки? Как вы объясните этот удивительный факт? (С годами некоторые косточки срастаются в одну.)
Подвести итоги!
Список литературы.
- Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
- Гуцанович С.А. Викторины по математике для 8 – 10 классов (для 12-летней школы) / С.А. Гуцанович, Н.К. Пещенко. – Мн.: ТетраСистемс, 2006.
- Математика. 5 – 11 классы: предметные недели в школе. – Вып. 2 / авт.-сост. С.В. Виноградова, Н.Н. Деменева. – Волгоград: Учитель, 2008.