Интеллектуальная игра для учащихся 8-х классов "Математика и не только…"

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Работа с родителями


Цели: пробудить математическую любознательность и инициативу; продолжать воспитывать математическую культуру мышления; развивать устойчивый интерес учащихся к математике; привлечь родителей к внеклассной работе по математике.

В игре участвуют 2 команды по 5 человек: команда детей и команда родителей, остальные являются болельщиками.

Вступительное слово учителя и 1 тур.

Вопросы, которые вы сегодня услышите и на которые попытаетесь ответить, касаются различных областей математики, а также других наук, связанных и несвязанных с математикой, они разнообразны по степени серьёзности и глубины. Встретятся и вопросы, требующие от вас смекалки и находчивости. Я называю того, кто будет отвечать на вопрос, формулирую вопрос, а вы, и выбранные вами соперники, отвечаете. (Звёздочкой отмечен правильный ответ)

Физкультура.

Вопрос:

На участие в розыгрыше кубка по футболу поданы заявки от 128 команд. Сколько игр (матчей) будет сыграно, пока определится обладатель кубка?

  1. 127.*
  2. 128.
  3. 64.

География.

Вопрос:

Где на поверхности Земли имеются точки, которые можно определить только одной широтой, не указывая долготы?

  1. На экваторе.
  2. Таких точек нет.
  3. Северный и Южный полюсы Земли.*

История.

Вопрос:

Какая страна сто лет назад опережала по темпам экономического развития Японию, США и любую другую страну мира?

  1. Италия.
  2. Россия.*
  3. Германия.

Геометрия.

Вопрос:

Чему равна сумма углов в выпуклом десятиугольнике?

  1. 1800.
  2. 1440.*
  3. 720.

Литература.

Вопрос:

Какой математический термин вы встречали на уроках литературы?

  1. Гипербола.*
  2. Парабола.
  3. Метафора.

2 тур.

Блиц-опрос: от каждой команды по одному человеку получают по три вопроса, одновременно на них отвечают письменно.

1: Вставить числительное в пословицу:

1) … раз примерь, … раз отрежь. (7 и 1)

2) За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь. (2 и 1)

3) Ум хорошо, а … лучше. (2)

2: Отгадайте загадки:

1) 7 братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели.)

2) У 2 матерей по 5 сыновей, все на 1 имя. (Пальцы рук.)

3) 2 головы, 2 руки, 6 ног. Кто это? (Всадник на лошади.)

3: Назовите математиков:

1) Назовите имя среднеазиатского математика, астронома, жившего в 8–9 веках и написавшего основополагающие трактаты по арифметике и алгебре. (Ал-Хорезми.)

2) Кто из известных европейских математиков средневековья ввёл в математику буквы х и у латинского алфавита? (Рене Декарт.)

3) Назовите имена учёных Древней Греции, которые внесли большой вклад в становление геометрии как самостоятельной науки. (Фалес, Пифагор, Евдокс, Евклид, Архимед.)

4:

1) Какую науку имел в виду Дьёрдь Пойа, утверждая, что она является искусством “правильно рассуждать на неправильных чертежах”? (Геометрия.)

2) Объясните происхождение термина “геометрия”. (В переводе с греческого означает “землемерие”.)

3) В какой стране первоначально зародились геометрические знания? (В Египте.)

5:

1) “Труд Евклида будет жить ещё долго после того, как все учебники наших дней будут заменены другими и забыты. Это один из самых замечательных памятников античности”. Назовите этот труд. (“Начала”.)

2) Какое название имели аксиомы геометрии у Евклида? (Постулаты.)

3) Что по описанию Евклида “имеет длину, но не имеет ширины”? (Прямая.)

3 тур.

Согласны или нет? Выбираются от каждой команды по одному игроку, один отвечает на вопрос, а другой с ним соглашается или нет.

1. (История) Когда было совершено первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана? (1519 – 1522 гг.)

2. (Физика) Сравните размеры молекулы, яблока и земного шара. (М:Я=Я:З.)

3. (Сообразительность) Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опорожняя его? (Можно: сначала камнями, потом песком, потом водой.)

4. (География) Верите ли вы в то, что Европу можно обойти за два часа пешком? (Да, рядом с Мадагаскаром есть остров Европа, который действительно можно обойти за два часа.)

5. (Биология) Знаете ли вы, что у ребёнка 270 костей, у взрослого человека их 206. Куда делись 64 косточки? Как вы объясните этот удивительный факт? (С годами некоторые косточки срастаются в одну.)

Подвести итоги!

Список литературы.

  1. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Гуцанович С.А. Викторины по математике для 8 – 10 классов (для 12-летней школы) / С.А. Гуцанович, Н.К. Пещенко. – Мн.: ТетраСистемс, 2006.
  3. Математика. 5 – 11 классы: предметные недели в школе. – Вып. 2 / авт.-сост. С.В. Виноградова, Н.Н. Деменева. – Волгоград: Учитель, 2008.