Условия возникновения опыта.
Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в нашем ДОУ, так как с каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях.
Для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, коллектив нашего ДОУ старается создать условия для максимального развития личности каждого ребенка, его способностей, самореализации в различных видах детской деятельности.
Развитию интеллектуальной сферы дошкольников посвящены многие работы педагогов нашего ДОУ, однако развитию мотивационной сферы часто уделяется недостаточно внимания.
Поэтому возникла необходимость в углубленном изучении и проработке проблемы формирования мотивационной готовности детей к школе, что создало условия для возникновения данного опыта работы.
Актуальность.
Важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду является психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Мотивационная готовность к школе - важная составляющая психологической готовности ребенка к обучению в школе. Одним из главных условий успешного творческого усвоения знаний является наличие мотивов учения, их содержание и устойчивость.
В последнее время растет число детей, которые без особого желания идут в школу, а затем не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Поэтому мотивационная подготовка детей 6 - 7 лет к обучению в школе является одной из важнейших задач детского сада. Основой для формирования мотивов учебной деятельности является любознательность, которая теснейшим образом связана со стремлением к узнаванию нового. Это качество - при умелом руководстве - может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию.
Система взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников по вопросам формирования у детей мотивационной готовности к школе.
Объективно возникающий у детей старшего дошкольного возраста интерес к учению заставляет их чутко прислушиваться к тому, что говорят об этом процессе, о школе взрослые. Именно поэтому работа над формированием положительной мотивации учения предполагает тесный контакт педагогов и родителей. Большинство детей тонко чувствуют, как относятся к учению, к занятиям воспитатели. Таким образом, на развитие мотивации учения значительное влияние оказывает формирование представлений о нем. Опыт работы с дошкольниками показывает, что "степень положительности" отношения ребенка к школе прямо пропорциональна широте понятия "учение" в его сознании. Абсолютное большинство детей легко усваивает представление о том, что учение - одна из постоянных, естественных и необходимых сторон жизни человека. Учиться - означает не только сидеть за партой. Все мы учимся всю жизнь. Нас учит природа, общение с людьми, мы учимся на собственных и чужих ошибках, учимся дружить, любить, быть хорошими родителями, профессионалами своего дела, осваиваем многочисленные хобби.
Необходимо, чтобы взрослые (педагоги и родители) расширяли в сознании ребят понятие "учение", определяя великое множество его источников, выявляя его жизненную необходимость, а также помогли детям в понимании ценности не только практических результатов учения, но и самого процесса.
Исходя из вышесказанного и опираясь на собственный опыт развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста, мы сделали попытку объединить усилия педагогов ДОУ, родителей воспитанников и учителей в работе по формированию мотивационной готовности к школе у выпускников детского сада.
Предлагаем следующую систему сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, основной целью которой является обеспечение единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка в семье и в детском саду, создание условий для формирования у дошкольников мотивационной готовности к школе как одного из важнейших показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Данная модель системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями воспитанников по проблеме развития у детей мотивационной готовности к школе прошла проверку временем и признана нами как эффективная. При этом мы считаем, что каждый педагог может творчески подойти к преобразованию данной системы, заменив любой из ее элементов по своему усмотрению, в зависимости от условий и обстоятельств развития мотивационной сферы в конкретной группе дошкольников.
Направления взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.
Предлагаемая нами система работы по взаимодействию с родителями предполагает несколько этапов:
- 1 этап - психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей мотивационной готовности к школе: групповые встречи, индивидуальные консультации.
- 2 этап - обучение практическим умениям: тренинги и семинары.
- 3 этап - вовлечение в воспитательно-образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды группы; "домашние задания", совместные праздники.
Комплекс интерактивных мероприятий с педагогами и родителями по расширению и активизации взаимодействия, направленных на формирование мотивационной готовности к школе у выпускников ДОУ можно разложить с помощью таблицы, в которой удобно проследить различные направления, формы работы, ответственных за проведение конкретных мероприятий.
Задачи | Формы взаимодействия с семьями воспитанников | Ответственные |
Определение интересов и склонностей детей, выявления возможных школьных проблем ребенка. | Анкетирование родителей: "Интересы и склонности наших детей"; "Готовы ли мы отдать ребенка в школу?" | Педагог-психолог |
Знакомство родителей с закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста, формирование активной родительской позиции при подготовке ребенка к школьной жизни. | Собрание "Школы родительских искусств" на тему: "Скоро в школу". | Педагог-психолог, зам. зав. по ВОР |
Знакомство родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений. | Семинар-практикум с элементами коммуникативного тренинга на тему: "Что хочет ребенок?" | Педагог-психолог |
Формирование активной родительской позиции при подготовке ребенка к школьной жизни, развитие взаимопонимания взрослых и детей, преемственности поколений, развитие творческих способностей и воображения взрослых и детей. | "Домашние задания" для детей в совместной с родителями практической деятельности: рассказы и рисунки детей на тему "Как я научился что-нибудь делать"; детское интервью с родителями, записанное пиктограммами "Любимый урок папы и мамы"; родительские сочинения на тему "Воспоминания о первой учительнице". | Педагог-психолог, воспитатели, родители. |
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, формирование активной родительской позиции при подготовке ребенка к школьной жизни, развитие взаимопонимания взрослых и детей, преемственности поколений. | Совместное с родителями и педагогами ДОУ создание в группе мини-музея "Школьных принадлежностей и атрибутов". | Педагог-психолог, воспитатели, родители. |
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, формирование активной родительской позиции при подготовке ребенка к школьной жизни, развитие взаимопонимания взрослых и детей, преемственности поколений. | Совместное с родителями и педагогами ДОУ создание в группе фотовыставки "Школьные годы пап и мам". | Воспитатели, родители. |
Получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности, развитие взаимопонимания взрослых и детей. | Музыкальный праздник для детей, педагогов и родителей "Песни о школе - помощники в учебе" | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
Создание насыщенной предметно-развивающей среды является одним из основных направлений работы при формировании у будущих выпускников ДОУ мотивационной готовности к школе.
В соответствии с возрастными психологическими особенностями детей подготовительной к школе группы, возросшим познавательным интересом ребят к школьной жизни, мы постарались обогатить предметно-развивающую среду группы. Мы хотим поделиться опытом организации в группе "Мини-музея школьных принадлежностей и атрибутов", так как убедились в том, что создание такого музея способствует развитию у детей интереса и положительной мотивации к учению в школе.
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации по созданию и использованию "Мини-музея" школьных принадлежностей и атрибутов" в детском саду.
Цели и задачи "Мини-музея школьных принадлежностей и атрибутов" в детском саду:
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Расширение кругозора дошкольников.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
- Развитие мышления, воображения детей.
- Формирование активной жизненной позиции.
Во-первых, мини-музей в детском саду занимает очень небольшое пространство и приставка "мини" говорит нам об этом. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей, не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Очень важно, что в создании "Мини-музея школьных принадлежностей и атрибутов" принимали участие и педагоги ДОУ, и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры. Ведь именно они принесли многие экспонаты (школьную форму, колокольчик, счеты, перьевую ручку, дневники старших детей и т.д.), помогали в оформлении экспозиции.
Наш мини-музей является интерактивным, так как он содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение и развитие становится более эффективным. Условные картинки-значки подсказывают детям правила пользования предметами мини-музея (Рисунок 1.)
В приложении к работе можно ознакомиться с практическими материалами интерактивного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников по формированию у детей мотивационной готовности к школе (Приложение 1. Рассказы и рисунки детей на тему: "Как я научился :" Приложение 2. Фото-презентация "Мини-музея школьных принадлежностей и атрибутов". Приложение 3. Фото-экспозиция "Школьные годы наших пап и мам").
Вывод. Анализ результатов наблюдений за детьми, анкетирования и опроса педагогов и родителей позволил нам убедиться в том, что разработанная нами система педагогической работы по формированию мотивационной готовности ребенка к школе помогла становлению внутренней позиции школьника и адекватных ей мотивов учения, а также возникновению эмоционально-положительного отношения к школе как у детей, так и у родителей воспитанников.
Такие условные картинки-значки подсказывают детям правила пользования предметами мини-музея:
Прочти обо мне вместе со взрослым.
Поиграй со мной.
Спроси у взрослого.
Можно трогать руками.