Цели и задачи урока: обобщить и углубить знания по теме "Публицистический и научный стили речи"; закрепить знания о строении текста; проверка орфографических и пунктуационных навыков, подготовка к ЕГЭ, развитие речевых навыков учащихся.
Оборудование: предложения, написанные на доске, схемы особенностей публицистического и научного стилей речи, тексты.
Ход урока
I. Повторение знаний о строении текста.
Прочитайте предложения. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? (БГАВ; АБВГ; БАВГ; БВГА)
А. Эту задачу позже решил Исаак Ньютон.
Б. Законы Кеплера, обеспечив в основном полное и правильное описание движения планет вокруг Солнца, решили основную проблему астрономии.
В. Но все законы Кеплера были фактической прелюдией к его открытиям.
Г. Однако Кеплер не объяснил, почему планеты движутся по таким орбитам.
Спишите текст. Определите стиль. Подчеркните слова, характерные для данного стиля речи.
(Текст не может начинаться с указательного местоимения и с противительных союзов, поэтому первым предложением будет предложение по буквой Б. Второе предложение связано с первым лексическим повтором "движение планет" и "планеты движутся". Это предложение под буквой Г. Третье предложение под буквой А связывается с предыдущим антитезой - "Кеплер не объяснил", но "эту задачу решил Исаак Ньютон". Последнее предложение под буквой В связано с третьим контекстуальными синонимами - "задачу решил" и "открытиям". Правильный вариант ответа - Б Г А В.
Текст относится к научному стилю речи, так как цель его - дача строгой информации, для него характерно логичность, последовательность мысли, а также термины и специальные слова: "законы Кеплера", "описание движения планет", "основную проблему астрономии", "планеты движутся по орбитам", "задачу", "Исаак Ньютон", "фактической прелюдией к его открытиям".)
II. Словарный диктант.
Гуманистический, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, субъективный, деспотизм, фанатизм, анархия, гражданственность, объективность.
К какому типу лексики можно отнести эти слова? Для какого стиля речи они характерны?
Составьте и запишите 1-2 предложения с любыми словами (простые, распространенные, осложненные).
(Данные слова относятся к общественно - политическому типу лексики; они характерны для публицистического стиля речи.
Примерные предложения: "Александр Сергеевич Пушкин - эмоциональная, восторженная, поэтическая натура". "По мнению
В.В. Путина, все демократические права и свободы должны быть обеспечены условиями конституционного порядка". "В первой статье Конституции Российской Федерации записано, что Россия является федеральным, правовым и демократическим государством". "27 февраля 1917 года - начало буржуазно демократической революции в России".).
III. Работа с текстами (отпечатаны заранее, раздаются каждому учащемуся).
1." В России две беды: дураки и дороги", - утверждал Карамзин. С тех пор прошло немало времени, в стране менялся конституционный строй, но эти извечные проблемы по - прежнему присутствуют в нашей действительности. И если для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно. В прошлом году завершилась пятилетняя президентская программа "Дороги России", теперь же транспортники решили мыслить более масштабно и разработали план на десятилетие.
2. Россию часто называют страной дальних дорог. И не без основания. Необходимость преодолевать колоссальные расстояния издавна предопределила сооружение дорог. Их создание обеспечивало связи между разными частями страны. В таком большом и разнообразном государстве, как Россия, не может не быть различий в интересах разных районов, стимулирующих центральные тенденции, стремление к замкнутости (или к более тесным связям с другими государствами, чем с регионами России). Один из наиболее эффективных способов противодействовать этому - развитие транспорта, связывающего воедино части страны.
Продукция транспорта - это перевозки грузов и пассажиров. Грузовой транспорт обеспечивает и производственные связи между предприятиями, и доставку населению предметов потребления. Это своего рода "продолжение процесса производства в сфере обращения".
Какой темой объединены эти тексты. Что их различает? Докажите стилистическую принадлежность каждого текста.
(Эти тесты объединены одной темой - темой дорог и транспорта, но их принципиальное различие в том, что они относятся к различным стилям речи.
Первый текст относится к публицистическому стилю речи. Его цель - дать читателю информацию с последующей оценкой проблемы дорог и транспорта, одновременно воздействуя на читателя. Это, скорее всего, отрывок из публицистической статьи, возможно, начало проблемного очерка. Для данного текста характерно употребление слов общественно - политического типа лексики: "конституционный строй", "госпрограмма". "государство", "пятилетняя президентская программа". Здесь встречаются речевые стандарты, а также штампы, имеющие канцелярскую окраску: "государство борется", "мыслить масштабно", "извечные проблемы", "присутствуют в действительности", "разработан план". Кроме того, в данном тексте есть и разговорные слова, что особенно характерно для публицистического стиля речи: "дураки", "колдобины", "ухабы". Для этого высказывания свойственны простота, эмоциональность, а значит, текст будет понятен широкому кругу читателей. Начинается он с цитаты: "В России две беды: дураки и дороги", которая давно уже стала афоризмом. Последующие три сложных предложения построены на антитезе: "менялся конституционный строй, но проблемы по - прежнему присутствуют"; "для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно"; "пятилетняя президентская программа завершилась, теперь же транспортники разработали план на десятилетие". Данное высказывание характерно для широкого круга читателей.
Второй текст относится к научному стилю речи. Цель его - дать точную информацию, в данном случае, о транспорте. Это отрывок из статьи школьного учебника географии. Здесь много специальных слов и терминов: "центробежные тенденции", "сооружение дорог", "стремление к замкнутости", "с регионами России", "эффективных способов", "развитие транспорта", "продукция транспорта", "перевозки грузов и пассажиров", "производственные связи", "предметов потребления", "продолжение процесса производства в сфере обращения". В этом высказывании преобладают существительные, в том числе, абстрактные отглагольные: "сооружение", "создание", "различий", "стремление", "противодействия", "развитие", "продукция", "перевозки", "доставка", "потребления", "продолжение", "обращения". В тексте наблюдается повторяемость ключевого слова, что характерно для научного стиля: "грузовой транспорт", "продукция транспорта", "развитие транспорта". Для него характерна неупотребительность местоимений и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа, а также восклицательных частиц и междометий. Здесь широко используются словосочетания со связью управление "сущ.+сущ. в род. п.": "продукция транспорта" , "сооружение дорог", "частями страны", "интересах районов", "регионами России", "продолжение процесса производства". Прямой порядок слов, употребление простых распространенных осложненных предложений делает высказывание точным, логичным. Основной тип речи данного текста - рассуждение.)
IV. Домашнее задание: сочинение - рассуждение научного стиля речи о стилистической принадлежности текста (по вариантам:
- I вариант - текст публицистического стиля речи,
- II вариант - текст научного стиля речи).
Публицистический стиль речи:
1. Цель: информационная, оценочная, воздействующая.
2. Жанры: выступления, статьи, идеологическая консультация, корреспонденция, репортаж, фельетон, очерк (портретный, путевой, проблемный) и др.
3. Лексика:
а) общественно-политическая;
б) речевые стандарты (работники бюджетной сферы, служба быта, силовые ведомства);
в) речевые штампы, имеющие канцелярскую окраску (на данном этапе, на сегодняшний день);
г) разговорные слова и выражения.
4. Морфология:
а) отвлеченные существительные с суффиксами -ость, -ство, -ие;
б) слова с интернациональными словообразовательными элементами:
приставки: -архи, -гипер, -дез, -контр,-пост, -транс; суффиксы: -а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант;
в) слова с эмоционально-экспрессивными аффиксами: -ичать, -ультра;
г) слова, образованные путём сложения: общественно-политические;
д) аббревиатуры;
е) активное употребление прилагательных и причастий;
5. Синтаксис:
а) простота, ясность предложений;
б) монолог, диалог;
в) необычный порядок слов, риторический вопрос, обращение;
г) побудительные и восклицательные предложения;
д) все виды односоставных предложений;е) однородные члены, вводные слова, сложные синтаксические конструкции.
Особенности научного стиля речи:
в лексике:
а) термины;
б) однозначность слова;
в) частая повторяемость ключевых слов;
г) отсутствие образных средств;
в составе слова:
а) интернациональные корни, приставки суффиксы;
б) суффиксы, придающие отвлеченное значение;
в морфологии:
а) преобладание существительных;
б) частое использование абстрактных отглагольных существительных;
в) неупотребительных местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;
г) неупотребляемость восклицательных частиц и междометий;
в синтаксисе:
а) прямой порядок слов (предпочтителен);
б) широкое использование словосочетаний "сущ. + сущ. в род. П.";
в) преобладание неопределенно - личных и безличных предложений;
г) редкое использование неполных предложений;
д) обилие сложных предложений;
е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов
основной тип речи: рассуждение и описание.
Изучая особенности публицистического и научного стилей речи, при подготовке к ЕГЭ можно повторить такие разделы науки о языке, как "Лексика", "Морфология", "Словообразование", "Синтаксис и пунктуация".