Урок математики в 4-м классе по программе Л.В. Занкова в системе личностно-ориентированного обучения

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с выполнением умножения на трехзначное число.
  • Продолжить работу по формированию умений сравнивать, сопоставлять, выделять главное, делать логический вывод.
  • Совершенствовать умения решать задачи.
  • Развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, разноуровневые задания, самостоятельнее упражнения.
  • Прививать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение целей и задач урока.

- Сегодня на уроке математики мы научимся умножать многозначные числа на трехзначные и записывать произведения в столбик.

"Математика - есть ключ ко всем наукам",- писал Платон. И мы на нашем уроке познакомимся с именами великих математиков, их открытиями в разных областях знаний.

III. Устный счет.

Разминка. Задачи на внимание.

- Назовите объемнее тела на чертеже.

Приложение.

- Догадайтесь, какое объемное тело должно располагаться в пустой клетке (слайд № 1 - см. приложение).

Обсуждение. В клетке с правильным ответом написана фамилия ученого Эратосфен.

Сообщение ученика: " Эратосфен (276-194 г. до н.э.) - разносторонний ученый математик, астроном, географ, историк. Прославился благодаря изобретению способа выделения простых чисел (чисел, которые делятся на себя и на один) из натурального ряда. Осуществил первое измерение размеров Земли" (слайд № 2 - см. приложение).

Сравнение дробей.

Дети получают карточки с записью дробей (с обратной сторон карточек - буквы).

а) 2/7, 4/7, 1/7, 6/7, 3/7 - расположите дроби в порядке возрастания.

б) 5/9, 5/7, 5/12, 5/6, 5/13, 5/10, 5/14 - расположите дроби в порядке убывания.

- Назовите дроби, расположенные в порядке возрастания. Что это за дроби? (с одинаковыми знаменателями).

- Встаньте, кто расположил правильно. Докажите. Хоровое проговаривание правила.

- Назовите дроби, расположеннее в порядке убывания. Что это за дроби? (с одинаковыми числителями).

- Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

- Встаньте те, чей сосед выполнил задание правильно. Докажите. Проговаривание правила в парах.

- Переверните карточки и прочитайте имя еще одного древнегреческого математика (Евклид) (слайд №3 - см. приложение)

Сообщение ученика: " Примерно 2200 лет назад жил знаменитый греческий математик Евклид. Геометрия Евклида описывала разнее свойства фигур так, что наш нынешний школьный учебник геометрии больше половин берет от Евклида. Для построения фигур ученый пользовался только линейкой и циркулем - других инструментов он не допускал, а самым главным инструментом он считал рассуждения, которыми он доказывал все то, что писал

(слайд № 4 - см. приложение).

Задача на смекалку.

Найди массу игрушечных зверей.

Медвежонок - 500г, 2 медвежонка - 1000г=1кг

Тигренок - 800г.

Обсуждение (слайд № 5 - см. приложение).

Самому первому правильно решившему ученику вручается корона "Юный Архимед"

Сообщение ученика: "Архимед (287-212г. до н.э.) - знаменитый древнегреческий математик. Открыл метод нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел. Изобрел водоподъемный винт. Построил астрономический прибор, с помощью которого можно наблюдать движение планет, фаз лун, солнечнее затмения (слайд №6 - см. приложение).

IV. Изучение нового материала.

Учебник Аргинской стр.62 №149.

1. - Чем похожи выражения каждого столбика?

54*47

86*69

654*47

786*69

654*247

786*769

 - Чем отличаются выражения каждой строки?

- Подумай, чем будет отличаться запись умножения в первом и втором столбике? А в третьем?

2. - Сравни записи.

- От чего зависит количество промежуточных результатов умножения?

- Почему последняя цифра третьего промежуточного результата записана под разрядом сотен?

3. Найди значение произведений в столбик.

Разноуровневые задания:

1-2 уровень - найти значение произведений.

3-4 уровень - найти значение произведений. Придумать свое похожее произведение, записать и найти его значение.

Первые 7-10 человек записывают в колонках на доске свои ответ:

106323

226772

435750

986496

Сидящие на местах проверяют правильность решений.

Дети 3-4 уровня записывают свои произведения на отдельные карточки. Карточки вывешиваются, результат проверяются. Правильно выполнившие задание награждаются четырехуголками магистра.

Сообщение ученика: Исаак Ньютон - английский физик и математик 15-16 века, изобретатель зеркального телескопа, создатель теоретических основ механики и астрономии. Ньютон открыл закон всемирного тяготения, который м изучали на уроке Окружающего мира (слайд № 7 - см. приложение).

V. Решение задач.

Учебник стр. 61 з.146

Сравни задачи.

На одном станке изготовили за 8 часов 1456 деталей, а на другом - за 9 часов на 470 деталей больше. На каком станке изготовляли в час больше деталей и на сколько? На одном станке изготовили за 8 часов 1456 деталей, а на другом - за 9 часов 1926 деталей. На каком станке изготовляли в час больше деталей и на сколько?

Какая из них проще? Объясни свой выбор.

Работа в группах.

Разноуровневое задание. Обсуждается и решается всей группой.

  • 1 уровень - решает самую простую задачу по действиям
  • 2 уровень - решает усложнённую задачу по действиям и выражением.
  • 3 уровень - измените вопрос задачи так, чтобы она решалась другим кол - вом действий.

Решите только новую задачу.

  • 4 уровень - составьте обратную задачу и решите её.

Один человек от каждой группы записывает решение своей задачи на доске и защищает правильность решения. Группа выполнившая задание верно, награждается медалью.

Сообщение ученика: "Галилео Галилей (14-15 в.) итальянский физик, математик, астроном. Построил вес для определения состава металлических сплавов. Показал, что воздух - тяжелое тело и даже определил его удельный вес. В области математики провел исследование о центрах тяжести геометрических тел (слайд № 8 - см. приложение).

VI. Геометрический материал.

Ученики лесной школы должны начертить по треугольнику.

RT= 38мм EF = 23 мм KL = 4см АВ = 32мм
<RT = 30o <E = 60o <K = 55o <A = 40o
<T = 30o <F = 60o <L = 25o <B = 50o

Кто из зверюшек будет строить прямоугольный треугольник?

Почему вы так считаете? (сумма внутренних углов равна 180o )

(слайд № 9 - см. приложение).

Задание на выбор. (по уровням)

1. Начертить с помощью транспортира и линейки прямоугольный треугольник по данным задачи. Найти его площадь. Из конверта выбрать правильный ответ и поднять вверх.

2. Достать из конверта карточку с начерченным прямоугольным треугольником, начертить такой же в своей тетради и найти его площадь. Выбрать в конверте правильный ответ и поднять вверх.

Правильно выполнившие задание награждаются:

  • 1 гр. - золотой ручкой
  • 2 гр. - серебряным карандашом

Древнегреческий учёный - математик, чьё имя связано с прямоугольным треугольником - Пифагор.

Сообщение ученика: "Пифагор (580-500г. до н.э.) открыл, что сумма внутренних углов треугольника равна 180o , а так же доказал знаменитую теорему Пифагора (прочтение теорем) (слайд № 10 - см. приложение).

VII. Итог урока.

- От чего зависит количество промежуточных результатов умножения?

- Фамилии и имена каких великих учёных вы запомнили?

- Какое настроение у вас на момент окончания урока?

Покажите гостям.

Оценивание.