Большое место в жизни младшего школьника занимает игровая деятельность. Для этого возраста характерна эмоциональность и возбудимость, любознательность и активность, стремление к деятельности и самостоятельности.
Интересная работа мысли вызывает чувство удовлетворения, а вместе с тем – стремление, во что бы то ни стало довести работу до конца. Положительные эмоции обладают созидательной силой. Скука тоже эмоция, но она не обогащает умственную деятельность, а подавляет её.
Поэтому на уроке математики я выстраиваю игру так, чтобы у учеников развивался познавательный интерес. Существует много способов развития познавательного интереса.
Устойчивый познавательный интерес я формирую через игру. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно – воспитательным процессом.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она является средством расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, расширяет разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность предвидеть результаты своих действий. Игра может быть индивидуальной и групповой.
Прежде, чем организовать игру, я связываю её с определённой темой урока. Заранее продумываю её место в структуре урока, определяю форму её проведения, подготавливаю материал, необходимый для проведения игры. Планирую, последовательный переход от уроков насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или использую для активизации внимания: весёлые шутки – минутки, игры - путешествия.
Знакомство с игрой провожу следующим образом:
- читаю название;
- знакомлю детей с предметами (материалами), с которыми им придётся иметь дело во время игры;
- создаю у детей соответствующий психологический настрой, который поможет внимательно выслушать правила игры;
- формирую четко, кратко и ясно правила игры;
- в процессе игры контролирую, чтобы соблюдались правила;
- оцениваю игру (Если игра носила коллективный характер, то оценивание происходит при участии всех игроков.)
В качестве примеров приведу несколько дидактических игр.
Для активизации внимания и организации детей на работу использую шутки – минутки.
На грядке сидят 6 воробьёв, к ним прилетели ещё 4. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв на грядке? (Нисколько, так как остальные воробьи улетели.)
Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке 3 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько.)
Игра “Постройтесь правильно”.
Данную игру провожу в первом классе на уроке закрепления по теме “Числа от 1 до 10”.
Дидактические задачи. Счёт до 10 и закрепление представлений о месте числа в ряду натуральных чисел.
Правила и игровые действия. В игре принимают участие 10 учащихся. Детям раздаю карточки, на которых цифрами указаны числа от 1 до 10. Ученики по моей команде перестраиваются в соответствии с заданиями.
Например: “Построить ряд чисел от 6 до 10”. “ Выстроить в колонну числа от 3 до 7”. “Выйти вперёд числу 4. Справа от него должно встать число, которое больше его на 1 единицу. Слева от него должно встать число меньше его на 1 единицу” и т.д. После проведения игры хвалю тех учеников, которые быстро и точно выполнили команды.
Игра “Поступай так, как говорю”.
Данную игру использую в первом классе при изучении темы: “Пространственные представления. Взаимное расположение предметов в пространстве”.
Дидактические задачи. Развитие умений определять и различать геометрические фигуры. Закрепление пространственных представлений: сверху, снизу, слева, справа.
Правила и игровые действия. Класс разбиваю на три команды (по рядам).
1 вариант. Перед каждым учеником кладу лист прямоугольной формы и вырезанные из картона различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Для проведения коллективной игры использую магнитную доску комплект, состоящий из таких же геометрических фигур, но большего размера. Говорю учащимся: “Положите на середину листа круг, слева от него – квадрат, а справа от круга – треугольник, над кругом – прямоугольник, а под ним – четырёхугольник”.
Побеждает та команда, в которой ни один ученик не допусти не одной ошибки при размещении фигур.
2 вариант. Заранее показываю на доске в определённом порядке различные по форме (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и четырёхугольник) и по цвету геометрические фигуры; при этом прошу учащихся определить вид фигуры, расположенной слева от квадрата, справа от круга, слева от круга и т. д.
Игра “Узелки на память”.
Данную игру использую во втором классе при изучении темы: “Умножение числа 9”.
Дидактическая задача. Закрепить табличные приёмы умножения числа 9, формировать вычислительные навыки, способствовать развитию памяти.
Правила и игровые действия. При умножении на 9 пальцы рук могут служить счётным прибором. Для этого прошу обе руки положить на парту. Рассматриваем пример: “Пусть требуется умножить 2 на 9. Слева направо найдите 2 палец и загните его. Тогда слева от загнутого пальца выпрямленным будет 1 палец, он будет обозначать десятки. Справа от загнутого пальца выпрямленными окажутся 8 пальцев, они означают 8 единиц. Сложите 1 десяток и 8 единиц, получите 28. Сами пальцы показали это число”
Игра: “Что изменилось?”
Данную игру провожу во втором классе при изучении темы: “Счёт до 20”.
Дидактическая задача. Формировать умения быстро и правильно складывать однозначные и двузначные числа.
Правила и игровые действия. Класс делю на 3 команды (по рядам). По каждому ряду передаю лист бумаги с написанным на нем произвольным числом: например, для первого ряда – число 7, для второго – 4, для третьего – 5. Каждый из учеников, сидящий первым на своём ряду, должен прибавить к написанному числу 1, вторым -2, третьим – 3 и т.д. В первом ряду получится следующее сочетание чисел: 7 + 1 = 8; 8 + 2 = 10; 10 + 3 = 13; 13 + 4 = 17 и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно выполнит работу.
Занятия дидактической игрой способствуют развитию познавательных процессов, мышления, памяти, воображения, внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Дети становятся более наблюдательными, сообразительными и любознательными. Начинают формироваться умения работать самостоятельно, осуществлять контроль, согласовывать свои действия.