Цели:
- воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа,
- продолжить накопление сведений о музыке профессиональной и народной: познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек: развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.
Музыкальный материал: инструментальные обработки русских народных песен: “Светит месяц”, Из-под дуба”, “Ах вы сени”, русские народные песни “Во поле береза стояла”, “А я по лугу”, частушки (музыка народная, слова В. Викторова), Р. К. Щедрин “Озорные частушки”, “Девичий хоровод” (из балета “Конек-Горбунок”).
Оборудование: проигрыватель, фонограммы,
музыкальные инструменты (синтезатор, ложки,
металлофон, бубен), атласные ленты (для девочек),
пояса (для мальчиков), портрет
Р.К.Щедрина.
На доске: название темы, слова “фольклор”, “хоровод”, “частушки”, иллюстрации (роспись шкатулки, работы учащихся).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся входят в класс под фонограмму песни “Ах вы сени”.
Приветствие.
II. Введение в тему.
Звучит фонограмма: Р.Щедрин “Девичий хоровод” (из балета “Конек-Горбунок”).
Слово учителя (на фоне музыки):
Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
'Го ли в чистом поле,
то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки -
Уронили дудки.
Пролетели гуси -
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, Не удивились.
Ну а песня?
С песней
На Руси родились.
Геннадий Серебряков
(из сборника “Стихи о музыке”)
Вопрос к классу: Что значит слово “фольклор”? (Народное творчество).
Учитель. Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества.
В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней.
“Сказка – складка, песня – быль” - говорит пословица.
Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами - сказителями, они хранятся в памяти народа.
Со времен глубокой древности произведения народного музыкально-поэтического искусства творились непосредственно в процессе живого исполнения и передавались затем от одного музыканта-певца к другому, из одного поколения в другое. В те далекие времена еще отсутствовала письменность и другого способа распространения музыкальных и поэтических произведений не было.
На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музыкально-поэтического народного творчества.
Вопрос к классу: С какими народными песнями вы уже познакомились на уроках? (обрядовые календарные, семейно-бытовые, трудовые).
III. Работа по теме.
Учитель: Видное место в песенном творчестве
русского народа занимают песни,
сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди
них хороводные и плясовые песни.
Послушайте плясовую мелодию “Светит месяц” в исполнении инструментального ансамбля.
(Исполнение).
Вопросы к классу:
- Сколько куплетов прозвучало? (Три).
- Как изменяется музыка от куплета к куплету? (Меняется темп, ритм, фактура).
- Определите форму произведения. (Вариационная форма).
Учитель. В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья.
В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей.
Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись хороводные песни.
К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пекли пироги, готовили яичницу, варили брагу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды.
По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Иногда хоровой припев чередовался с речевыми диалогами.
Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, движением колонной расходящихся пар.
А сейчас прозвучит русская народная песня “А я по лугу” в исполнении девочек.
(Исполнение песни сопровождается вождением хоровода разными фигурами).
Вопрос к классу: Какими фигурами девочки водили хоровод? (Колонной, “змейкой”, “восьмеркой”)
Учитель: По характеру музыкально-поэтических образов и типам напевов хороводные песни бывают медленные лирические и скорые шуточные.
Для медленных хороводных песен характерны широкие, плавные напевы с выразительным распеванием слогов.
Сейчас прозвучит музыкальная загадка. Вспомните название этой русской народной песни.
(“Во поле береза стояла” Мелодия исполняется на металлофоне и фортепиано).
Учитель: Для скорых хороводных песен и плясовых мелодий характерен оживленный, а иногда и быстрый темп, четкий ритм с акцентами. Такие шуточные хороводные песни нередко сопровождаются припляской, притопыванием участников хоровода, иногда и прихлопыванием в ладоши.
Сейчас мальчики исполнят пляску под мелодию русской народной песни “Из под дуба”.
(Исполнение)
Сегодня на уроке прозвучит ещё один жанр народных песен. Это частушки.
Частушки как жанр русского народного фольклора появились в прошлом веке. Истоки частушки - игровые и плясовые припевки, хороводные песни, скоморошьи прибаутки, шуточные городские песенки.
Название “частушка” происходит от слова “частый”, “быстрый”. Каждая частушка представляет собой законченное по мысли рифмованное двустишие или четверостишие. Несмотря на лаконичность высказывания, частушки отличаются яркостью поэтического языка.
Для музыкальной речи частушек характерны напевно-речитативные интонации, импровизация па основе определенных ритмических и мелодических оборотов, неожиданные синкопы. По своему мелодическому складу частушки разнообразны: задумчивые, лирические, бытовые, шуточные, юмористические. Частушки исполняют в сопровождении балалайки или баяна.
Частушки /исполняет вокальная группа/
1.
Мы веселые такие
Утром, вечером и днем,
Потому, что мы частушки
Развеселые поем
2.
“Двойкам в наши дневники
Не дадим пробраться”.
Обещал четвертый класс
Целый год стараться.
3.
Буквы в Вовиной тетради
Не стоят, как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Вове хвостиками машут.
4.
Мы немножко пошумели -
В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали: “Тишина!” -
В школе треснула стена.
5.
Чемпионом прозванный
Антон кидает в цель -
Желтый неопознанный
Летающий портфель.
6.
Мы частушки вам сегодня
Весело пропели.
Не судите слишком строго-
Спели, как сумели!
Учитель: Сегодня мы разучили детские “Частушки”. Слова В.Викторова, музыка народная. (“Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ” 3 кл. стр. 12).
(Разучивание. Первый куплет поют мальчики, второй – девочки, третий – все вместе. Припев исполняется всем классом. В аккомпанементе используются деревянные ложки, бубен, металлофон, синтезатор (тембр гармошки)).
Учитель: В музыке жанр “частушки” широко использовал композитор Родион Константинович Щедрин (показ портрета).
Концерт для оркестра “Озорные частушки” был написан Щедриным в 1963 году. Основу его составляет единственный жанр - частушка. По своему строению концентр представляет собою свободные вариации на множество тем. Сам композитор указывает общее количество 70.
(Р.К. Щедрин фрагмент концерта для оркестра “Озорные частушки” - слушание).
Вопросы к классу:
- Какие особенности частушек использовал композитор? (Быстрый темп, юмор).
- Какие инструменты симфонического оркестра вы услышали при проведении тем? (труба, тромбон, флейта, туба).
IV. Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке прозвучало много интересной музыки.
Вопросы к классу:
- С какими жанрами народных песен вы познакомились? (Хороводные песни, частушки).
- Мелодии каких народных песен прозвучали на уроке? (“Из-под дуба”, “Ах вы .сени”, “Светит месяц”, “Во поле береза стояла”, Частушки).
- Музыку какого композитора слушали? (“Озорные частушки” Р.К.Щедрина).