Социально-экономическая ситуация в сегодняшней России и в мире в целом крайне нестабильна. Поэтому понятна актуальность изучения совладания с трудными жизненными ситуациями как механизма адаптации к изменяющимся социальным условиям. Неспособность или неумение человека совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения качества жизни в различных сферах.
Различные функциональные состояния, с которыми человек сталкивается в процессе жизнедеятельности, оказывают существенное влияние на его здоровье, работоспособность, а также дальнейшее психическое и социальное развитие.
Понятие “coping” происходит от английского “to cope” (преодолевать). Как отмечает С.К. Нартова-Бочавер, в российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление. “Сущность термина “coping” (преодоление, совладание) заключается в наиболее эффективной адаптации человека к требваниям трудной, экстремальной ситуации. Понятие “coping behavior” (“совладающее поведение”, “поведение по преодолению”) используется для характеристики способов поведения человека в различных трудных ситуациях. S. Folkman и R.S. Lazarus определили его как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека” [2].
Т.Л. Крюкова в своем исследовании совладающего поведения определила его как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий [ 5 ].
Coping есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Психологическое предназначение coping состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и т.о. погасить стрессовое действие ситуации. Поэтому главная задача копинг – обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья. [ 6 ]
Вопрос об эффективном и неэффективном копинге напрямую связан с понятием копинг-стратегий. Копинг-стратегии – это те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания. S. Folkman и R.S. Lazarus предложили классификацию копинг-стратегий, ориентированных на два основных типа - проблемно-ориентированный копинг (problem-focused) и эмоционально-ориентированный копинг (emotional- focused) [ 4 ]. Классификация видов стратегий преодоления стресса (“совладания”), разработанная Л.И. Анциферовой, построена с учетом особенностей когнитивного и поведенческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных жизненных и рабочих ситуаций [2].
В.И. Голованевская считает, что для поиска ответа на вопрос о причинах предпочтения стратегий совладающего поведения необходимо включить в данный анализ категорию Я-концепции. Ситуации требующие совладания, традиционно определяются как более сложные, следовательно, для их преодоления необходимо прикладывать усилия и реализовывать свои возможности на более высоком уровне, задействовать весь свой потенциал, активизировать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях, т.е. ведущее влияние оказывают такие компоненты Я-концепции, как “возможное Я” и “идеальное Я” [3].
Во многих научных трудах ( Perrez M., Matathia R., 1993; Reichets M., 1998, и др.) было доказано, что более эффективно преодолевают стресс и показывают более высокие значения по критериям душевного здоровья те люди, которые чаще руководствуются правилами адаптивного поведения. Подтверждено, что депрессивные лица склонны к несоблюдению указанных правил поведения и, например, не способны активно влиять на контролируемые стрессоры. Исследование копинга у лиц, страдающих неврозами ( Корвасарский Б.Д. и соавт., 1999), показало, что по сравнению со здоровыми людьми для них характерна большая пассивность в разрешении конфликтов и проблем, им свойственно менее адаптивное поведение. Больные неврозами, например, часто реагировали “растерянностью” (когнитивная копинговая стратегия), “подавлением эмоций” (эмоциональная копинговая стратегия) и “отрицанием” (поведенческая копинговая стратегия)…. Неадекватная оценка ситуации приводит к неадекватным эмоциям, которые в свою очередь нарушают адаптивные реакции организма (Kaiser S., Scherer K.R., 1991) [1].
Считается, что социальная поддержка способна уменьшить негативный эффект стрессовых событий, влияющих на самочувствие, психические и соматические системы. Это происходит за счет того, что наличие поддержки сопровождается позитивным душевным состоянием и вызывает редукцию психических и соматических симптомов. Это явление, которое статистически выявляется как эффект взаимодействия между степенью нагрузки и поддержки ( Schwarzer R., Leppin A., 1989), было названо буферным [1].
Хазова С.А. выделяет две группы копинг-ресурсов, помогающих человеку справляться с жизненными трудностями: внешние (время, деньги, образование, уровень жизни, социальная поддержка и отсутствие других жизненных стрессов) и внутренние ресурсы совладания. Внутренними ресурсами являются личностные черты, которые создают возможность совладания со стрессом эффективными способами: оптимизм, самоэффективность, стойкость, субъективно воспринимаемый контроль над ситуацией, “объяснительный стиль мышления”. Способствуют совладанию и позитивная самооценка, уверенность в себе, наличие необходимых социальных навыков, умение быстро восстанавливать физические и душевные силы после стресса [7].
По мнению С.К. Нартовой-Бочавер, выявление целей субъективного, индивидуального coping необходимо для оценки и поиска типов психологического преодоления наиболее эффективных для каждой личности. Исследование интериндивидуальных различий в психологическом преодолении дает возможность обнаружить и сформировать личностные характеристики, которые бы ослабляли чувствительность человека к психологическим нагрузкам – душевное здоровье, оптимизм, веру в себя, чувство собственной ценности, способность упрощать жизненные трудности [6].
В данной статье нами рассмотрены теоретические аспекты исследования понятия совладающего поведения – направления в психологии, находящегося на стыке социальной, медицинской, возрастной психологии и психологии личности. Несмотря на многочисленные и серьезные исследования до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении совладающего поведения. Открытым остается вопрос об эффективности копинга – продолжительности его действия. На наш взгляд, ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделять особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления трудных жизненных ситуаций, что является важным условием сохранения физического и психического здоровья человека.
Литература
- Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В.А. Абабков, Пере М., – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
- Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса Часть 1: “Coping stress” и теоретические подходы к его изучению [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т 27, № 1. – С. 122-133.
- Голованевская, В.И. Характер Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения [Текст] / В.И. Голованевская // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. – 2003. - № 4. – С. 30-36.
- Корнев, К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности [Текст] / К.И. Корнев // Человек в условиях неопределенности: Сб. материалов Всерос. Конф. / Новосиб. Гос. Ун-т. Новосибирск, 2006. - С. 24-35.
- Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения [Текст] / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. – 2005. – Т 26, № 2. – С. 5-15.
- Нартова-Бочавер, С.К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. Т. 18 № 5. – С. 20-30.
- Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников [Текст] / С.А. Хазова // Психологический журнал. – 2004. – Т 25, № 5. – С. 59-69.