Обработка текстовой информации

Разделы: Информатика


Цель урока: сформировать у учащихся общие представления об обработке текстовой информации.

Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся общие представления о форматировании текста: выравнивании абзацев, задании шрифта и начертания текста.
  2. Закрепить навыки работы в программе WordPad
  3. Способствовать развитию самостоятельности, творческих способностей, умения работать с дидактическим материалом. Воспитать желание преодолевать возникающие учебные трудности

План урока:

  1. Организационная часть урока и актуализация темы
  2. Повторение пройденного материала
  3. Рассмотрение новой темы
  4. Выполнение практической работы
  5. Подведение итогов урока

Ход урока

1. Организационная часть урока и актуализация темы

Добрый день ребята!

Давайте познакомимся. Меня зовут Сергей Геннадьевич, я учитель информатики 4 школы. Давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и пожелаем удачи в работе!

В 4 школе на предыдущем уроке информатики мои ученики выполняли практическую работу в программе WordPad. Внезапно из Интернета появился вирус и начал менять шрифт, размер букв, двигать и менять местами строчки. И в итоге испортил файл. Но к счастью у нас с вами есть возможность помочь тем ребятам справиться с вирусом и самим выполнить подобное задание, чтобы научиться работать на компьютере с текстом.

2. Повторение пройденного материала

А в этом вам помогут знания, полученные на предыдущих уроках.

Итак, кто мне скажет, с помощью какого устройства можно вводить текст? [Клавиатура] (На экране появляется клавиатура)

Правильно, умница!

– Для чего предназначена клавиша SPACE?

[Для задания пробелов между словами]

– С помощью какой клавиши можно удалить символ, стоящий справа о курсора?

[Delete]

– А какую функцию выполняет клавиша BACKSPACE?

[Предназначена для удаления символа, стоящего слева]

– Какую клавишу необходимо нажать, чтобы создать новый абзац?

[Enter]

– А для перехода из режима ввода в режим замены, нужно нажать клавишу…

[Insert]

– При удерживании нажатой, какой клавиши можно ввести прописную букву?

[Shift]

– А какую клавишу нужно нажать, чтобы перейти в режим ввода прописных букв?

[Caps Lock]

3. Рассмотрение новой темы

Молодцы ребята! За продемонстрированнанные вами знания и высокую активность вы получаете антивирусную таблетку, которая непременно поможет вам восстановить испорченный файл и победить вирус.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему: “Обработка текстовой информации”. А задачами сегодняшнего урока будут:

  1. Познакомиться с форматированием текста: выравниванием абзацев, заданием шрифта и начертания текста.
  2. Закрепить навыки работы в программе WordPad
  3. Развить самостоятельность, творческие способности, умение работать с дидактическим материалом.

Итак, что же такое форматирование? Форматирование – это этап подготовки документа, на котором ему придается тот вид, который он будет иметь при печати на бумаге.

Форматирование текста включает следующие основные этапы:

  • Выравнивание – по правому краю, по центру, по левому краю
  • Создание списка (маркировка строк)
  • Выбор шрифта
  • Задание размера шрифта (высоты букв)
  • Задание начертания шрифта: полужирный, курсивный, подчеркнутый
  • Выбор цвета шрифта

А что же такое шрифт? Шрифт – это полный набор букв алфавита с общим стилем их начертания.

Давайте еще раз повторим основные этапы форматирования текста, только теперь будем использовать возможности интерактивной доски:

Ребята, Вам все понятно? Умницы! Вы получаете еще одну антивирусную таблетку.

4. Выполнение практической работы

Итак, мы с Вами получили достаточно информации и теперь давайте применим ее на практике.

Я приглашаю каждого из Вас сесть за компьютеры и помочь восстановить испорченный файл. А чтобы Вам было легче, я приготовил методические пособия. Следуя указаниям в них, вы легко справитесь с поставленными задачами.

Но сначала давайте быстренько вспомним правила работы за компьютером:

  1. За компьютером нужно сидеть ровно, с прямой спиной
  2. Не садись близко к монитору, расстояние от глаз до монитора – 50 см.
  3. Нельзя трогать руками экран монитора
  4. Нельзя стучать по клавиатуре

Ну а теперь мы можем приступить к выполнению практической работы. Посмотрите на экраны ваших мониторов. На них вы видите поврежденный файл. Возьмите методички и откройте страницу №5. Здесь указаны все этапы, которые помогут вам легко выполнить практическое задание. А на 8 странице показан тот вид файла, который в итоге должен получиться у Вас. Того, кто самым первым справится с заданием, ждет сюрприз. Всем понятно задание? Если в ходе выполнения практической работы у вас возникнут вопросы, достаточно поднять руку.

5. Подведение итогов урока

Ребята, наш урок подходит к концу. Я прошу вас занять места за партами. Давайте подведем итоги нашей работы.

С чем мы познакомились сегодня на уроке?

Какие задачи перед нами стояли?

А достигли ли мы их?

Удалось ли нам восстановить испорченный вирусом файл?

Встали все. Хочу сказать Вам большое спасибо за сегодняшний урок, а так же спасибо вашему учителю, которая вас уже многому научила. А на память о нашей с вами встрече я дарю вам эти методички, чтобы полученные на сегодняшнем уроке знания всегда остались с вами. Урок окончен! До свидания!

[Приложение 1] – Презентация.

[Приложение 2] – Методическое пособие.

[Приложение 3] – Заготовка для интерактивной доски.

[Приложение 4] – Заготовка для выполнения практической работы.

[Приложение 5] – Заготовки антивирусных таблеток.