"Путешествие по лабиринту" (обобщающий урок-игра в 5-м классе по теме "Задачи на проценты")

Разделы: Математика


Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь,
Помни: всё в твоих руках.

Цели урока:

  • закрепить умение решать задачи на проценты;
  • развивать любознательность, интерес к математике.

Оборудование: мультимедиа, карточки для проверочной работы.

Этапы урока:

I. Ориентировочно-мотивационный этап:

а) актуализация и выравнивание знаний;

б) где будут нужны знания по теме?

II. Операционно-исполнительский этап:

а) познавательная игра;

б) проблемно-поисковая работа.

III. Домашнее задание.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Ход урока

Презентация.

Учитель. Сегодня на уроке, ребята, мы совершим путешествие по лабиринту - пройдём загадочными тропами, преодолеем горы трудностей (в виде математических задач и головоломок), может быть, откроем для себя вершины нового, неизвестного. (Слайд 2)

Учитель знакомит учащихся с правилами игры (слайд 3).

Учитель. Игра состоит из шести этапов:

1. “Вхождение” в лабиринт

2. Лабиринт истории

3. Лабиринт надежды

4. Загадочный лабиринт

5. Математический лабиринт

6. Лабиринт домашних заданий

После преодоления каждого этапа, оцениваем пройденный путь, место нахождения и продолжаем движение далее, стремясь к заключительному этапу.

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Приложение 1

Учитель. Ребята, вам будут предложены различные задания. Вспомните правила, которые необходимо применить в каждом случае. Слушайте внимательно ответы отвечающих, исправляйте неверные, объясняйте свой результат..

а) “Вхождение” в лабиринт

1) Переведите десятичные дроби в проценты: 0,21; 0,07; 0,45; 6,78; 1; 1,9. (Слайд 4)

Сформулируйте правило: как перевести десятичные дроби в проценты.

2) Переведите проценты в десятичные дроби: 68%; 7%; 1%; 0,4%; 70%; 300%. (Слайд 5). Сформулируйте правило: как перевести проценты в десятичные дроби.

3) Найдите процент от заданного числа:

5% от 100; 10% от 400; 7% от 200. (Слайд 6)

Сформулируйте правило: как найти процент от заданного числа.

4) Найдите число, если дан его процент: 1% равен 8; 2% равны 50; 10% равны 4. (Слайд 7)

Сформулируйте правило: как найти число, если дан его процент.

5) Сколько процентов составляют:

16 см от 50 см; 30 мин от 2 ч; 45 руб. от 10 руб.? (Слайд 8)

Сформулируйте правило: как найти сколько процентов составляет одна величина от другой или одно число от другого.

б) Где будут нужны знания по теме?

Учитель.

1) В традиционных “Зимних забавах” приняли участие 95% учащихся школы.

2) Процент качества по математике в 5 “В” классе за II четверть составил 66,7%.

3) Количество первоклассников увеличилось на 35%.

Что это значит в каждом случае?

Приведите свои примеры.

II. Операционно-исполнительский этап:

Учитель. Вернёмся к нашему лабиринту, прошли мы с вами часть пути. Оцените свои знания по теме “Задачи на проценты”. Продолжаем движение, на пути у нас лабиринт истории, лабиринт надежды.

а) Лабиринт истории. Познавательная игра (Слайд 9).

1) Расшифруйте фамилию известного для нашей школы человека, подобрав к процентам указанные доли величины:

20%

80%

25%

50%

75%

33%

66%

10%

четверть треть поло-вина пятая часть две трети четыре пятых три четверти десятая часть

И

Н

Ц

Г

К

Р

Е

О

Ответ: Гриценко.

Учитель. Знаете ли вы, кто это?

Ребята, вы расшифровали фамилию первого директора нашей школы.

2) А знаете ли вы дату рождения своей школы? Почему у школы две даты рождения?

а) В 2009 году школе было три четверти века.

Назовите год рождения “старой” школы. (слайд 10).

б) В 2010 году “новой” школе будет четверть века.

Назовите год рождения “новой” школы. (слайд 10).

в) Назовите фамилию первого директора “новой” школы.

Решите задачу. Сколько директоров возглавляли нашу школу, если на 1 директора приходится 10% всех директоров? (Получив верный ответ к задаче, вы проверите свою память, догадку и мы прочитаем фамилию).

Ответ: 10 директоров.

Фамилия директора: Травников. (Слайд 10).

3) Лабиринт надежды

Учитель. Ребята, каждая школа гордится теми учащимися, которые окончили её на одни пятёрки, их называют золотыми медалистами, и теми учениками, которые окончили школу на пятёрки и четвёрки – серебряные медалисты. В нашей школе таких учащихся 30, из них 20 золотых медалистов и 10 серебряных.

Задание: Определите, какой процент составляют золотые и серебряные медали от общего количества медалей. (Слайд 11).

Учитель. Число медалистов в будущем может быть увеличено учащимися вашего класса. По итогам II четверти в вашем классе 4 отличника и 12 учащихся окончили четверть на четвёрки и пятёрки.

Задание: Определите, какой процент составляют отличники (ударники) от всех учащихся вашего класса. (Слайд 12).

4) Загадочный лабиринт

Учитель. Вы хорошо потрудились. Молодцы! А сейчас я вам предлагаю немножко “отдохнуть”.

(Слайд 13.) Найдите “ключ” и прочтите зашифрованную здесь поговорку.

Приложение 2.

Ключ к разгадке: Между минутной и часовой стрелками пять делений. Начиная с минутной стрелки, собираем слова поговорки через каждые пять делений.

Ответ: Шутка – минутка, а заряжает на час. (Слайд 14).

б) проблемно – поисковая работа.

5) Математический лабиринт

Приложение 3.

Учитель. Начиная с левого верхнего “квадрата”, определяете, истинно или ложно высказывание, верно или неверно утверждение (да или нет). Каждому квадрату соответствует буква. Собирайте слово, двигаясь по верным ответам. Продолжайте движение по стрелочкам до нижнего справа “квадрата”. Составьте “слово”.

После того, как учащиеся составили “КСМАКИЛОС”, учитель предлагает ребятам догадаться, как правильно прочитать получившееся слово. Ребята подмечают, что читать слово надо справа налево. В результате читаем Соликамск – город, в котором мы живём, город, в котором есть наша школа. (Слайд 15).

III. Лабиринт домашних заданий (Слайд 16)

1) Составить задачу на проценты, связанную с историей школы, класса и презентовать её.

Можно на примере одних данных составить три задачи, показав правила нахождения процента от числа, нахождения числа по его проценту и процентного отношения двух чисел.

Или: 2) Выполнить задания 1, 2 работы №9 (стр. 260-261).

3) Предложение: посетить школьный музей.

IV. Рефлексивно – оценочный.

Учитель.

1) Какие задачи мы решали сегодня на уроке?

2) Что нового, интересного вы узнали?

3) Что вам понравилось, а что не понравилось на уроке?

4) Как вы расшифруете эпиграф к уроку?

Учитель оценивает проверочную работу (математический лабиринт).

Оценивает результаты работы каждого учащегося на уроке.