Оборудование: кассета или диск с детскими песнями из кинофильмов и мультфильмов карточки с предложениями, карточки для самопроверки.
I Организационный момент
- Здравствуйте.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа, название темы.
Давайте с вами прослушаем песенку ? Какие слова встречаются в ней? А вы знаете, к какой части речи относится слово (кто?) (Звучит песня из к/ф "Буратино")
Какие цели мы перед собой поставим?
(На доске)
- Мы должны изучить :(сведения о вопросительных местоимениях)
- Что мы должны уметь : (употреблять эти местоимения в речи) ?
- Уметь:( составлять вопросы, используя вопросительные местоимения)
II Актуализация знаний
- Что вы знаете о местоимении?
- Какие местоимения вы изучили?
Перед вами местоимения. Их нужно соотнести с цифрами.
1 | ОН,ОНА,ОНО, ОНИ | |
Я, МЫ | 2 | |
3 | ТЫ,ВЫ |
Для того, чтобы узнать, какие местоимения вы знаете, я задаю вопросы.
III Новый материал
- Для чего нужны вопросы нам?
- К вам постучались в дверь. Какой вопрос вы зададите? (Кто там?)
- Вы нашли карандаш. Какой будет ваша реакция ? (Чей карандаш?)
- Как вы думайте, в ваших вопросах, какие вопросительные местоимения можно выделить?
- Для чего служат эти местоимения? Об этом мы узнаем, прочитав правило.
- Давайте прочтём правило на стр 164.
- А теперь задайте вопросы друг другу, употребляя вопросительные местоимения?
- Перед вами карточки. Какие неправильности допущены в данных ниже вопросах? Запишите исправленный вариант. Подчеркните местоимения одной чертой.
Чего ты делаешь? Сколько время? Сколько много книг ты прочитал за лето?
IV Закрепление
Любите ли вы песни? Для чего нам нужны песни? Сейчас перед вами прозвучат отрывки из известных песен. Вам нужно выписать вопросительные местоимения.
Звучат песни:
- "Аврора" (кто?)
- "Буратино" (кто?)
- "В доме 8 - 16" ( кто?)
- "Дорогою добра" (какой?)
- "Маленький принц" (кто?)
- "Мэри Поппинс" (кто?)
(На доске записаны строчки из песен, в которых вопросительные местоимения. Они закрыты, их потом нужно открыть. Проверка последовательности песен).
- Какие местоимения вы встретили? Каких больше?
Давайте просклоняем вопросительные местоимения кто? что?
И.п Р.п Д.п В.п Т.п П.п
- Получилось ли у вас просклонять. Получилось в первый день изучения вопросительных местоимений.
- А также обратите внимание на склонение местоимения СКОЛЬКО. Оно у вас на 165 странице. Обратите также внимание на ударение.
(Физминутка) Глазами нарисовать местоимение Какая?. Руками написать Сколько? Одной рукой написать Чей?
А теперь интересное задание. Найдите глазами местоимение Кто? Что? Какой?
Вам даны шарады. Ваша задача: угадать, найти вопросительные местоимения.
Бесподобно хор поёт Звуки слух ласкают: А какие две из нот И в еде бывают?( фасоль) |
Слог первый ищете не на карте, А вашей комнате. Обрыв - мой слог второй. Могу я сделать этажёрку, парту, Диван, шкаф, стул. Кто я такой? (столяр) |
В каком имени тридцать Я? (Зоя) | Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки) |
- Давайте выполним упражнение 407.
Кто варежки пёстрые вяжет,
Старинные песни поёт ?
Кто сказку такую расскажет,
Что снится всю ночь напролёт?
Давайте договоримся, ребята, что вы выходите к доске, пишете, комментируете написанное.
(Остальное доделать ученикам самостоятельно)
Четырём ученикам дать стихи для анализа.
- Давайте найдём вопросительные местоимения в других стихотворениях.
А теперь обратите внимание на предложения, написанные на доске.
Кто поёт в лесу?
Догадайтесь, кто поёт в лесу.
Сравните эти предложения. Чем они похожи и чем различаются?
Подробнее вы это узнаете на следующем уроке.
V Итог
- Что мы изучили?
- Для чего служат вопросительные местоимения?
- Где они могут употребляться?
Ребята, я увидела, что вы усвоили материал. А теперь проверьте сами себя.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Я называю местоимение, если оно вопросительное, ставите, по цифрой 1 вопрос, если оно личное, ставите букву Л.
1 - 2 ошибки - "4" На доске написать критерии. Обменяйтесь работами.
1) Кто? 2) Я 3) Чей? 4) Себя 5) Нами 6) Сколько? 7) Что? 8) Тебе 9) Каков? 10) Мы
Домашнее задание. Упражнение 408, правило на стр 164.