Игра 1. Вопрос-ответ
Ученики выбирают тему или самостоятельно изучают новую тему в учебнике. По новой теме составляют вопросы, после этого ученик имеет право задавать свой вопрос любому из присутствующих в классе. Ответивший ученик получает жетон, жетон получает и ученик, задавший вопрос. В конце игры подсчитывается количество жетонов, подводятся итоги.
Игра 2. Аукцион
Играющие: Аукционер, покупатели. Покупатель – учитель, Аукционеры – ученики.
Продавать можно любое знание, выраженное в конкретной форме (термины, определения, названия объектов природы материка, природной зоны и т.д.)
Вводится два правила:
а) обобщение знаний;
б) актуальное знание
Знания продаются кратко, в сжатой форме, учитель не комментирует, раздаёт деньги (фалды – балды).
После окончания аукциона подводятся итоги по количеству набранных денег, называются издержки.
Игра 3. Корифеи
Ученикам задаются вопросы-парадоксы. Даётся время для решения этих вопросов, затем заслушиваются и обсуждаются ответы.
7 класс. Тема: “Климат Австралии”
– Почему на восточном побережье Австралии выпадает около 2000мм. осадков в год, а на западе меньше 100мм. в год?)
Игра 4. Всезнайка
Вниманию учащихся предлагаются разные определения. Для каждого определения даётся два варианта ответа (под буквой “а” и под буквой “б”). Нужно выбрать только правильный ответ.
6 класс. Тема: “Бризы”
Ветер – движение воздуха…
а) в горизонтальном направлении
б) в вертикальном направлении.)
Игра 5. Угадай-ка
Под порядковыми номерами записаны особенности, характерные для разных океанов. Отдельно записаны названия океанов.
Около каждого названия океана нужно поставить номер особенности, характерной для данного океана.
7-й класс. Тема: “Урок обобщения по теме: “Океаны”
Тихий
Индийский
Атлантический
Северный Ледовитый
1. белый медведь
2. пингвин
3. касатка
4. айсберг
5. самый маленький
6. самый большой
7. море Лаптевых
8. Карибское море
9. о. Вайгач
10. о-ва Содружества11. Курильские о-ва
12. о. Мадагаскар
13. Бискайский залив
14. о. Куба
15. о.Земля Франца Иосифа
16. о.Ява
17. Тасманово море
18. Красное море
19. Белое море
20. Перуанское течение
Ответы:
Тихий океан 3, 4, 6, 10, 11, 16, 17
Атлантический океан 3, 4, 8, 14, 20
Северный Ледовитый 1, 5, 7, 9.15, 19
Индийский 3, 4, 12, 13, 18
Игра 6. Проверь себя
Вниманию учащихся представлены координаты крайних точек материков. Нужно записать их названия за очень короткий временной промежуток.
7-й класс. Тема: “Географическое положение материка Африка.”
- 37 с.ш. 10 в.д.
- 35 ю.ш.20 в.д.
- 15 с.ш. 18 в.д.
- 10 с.ш. 51 в.д.
Ответы:
- м. Бен-Секка
- м. Игольный
- м. Альмади
- м. Рас-Хафун
Игра 7. Кто такой? Что такое?
В столбик записаны термины новой темы. За короткий промежуток времени нужно записать определение каждого термина.
6 класс. Тема: “Атмосфера”
- Барометр – ...
- Термометр – ...
- Атмосферное давление – ...
- 760 мм – ...
- Суточный ход температуры – ...
Ответы:
- прибор для измерения давления
- прибор для измерения температуры
- сила, с которой воздух давит на поверхность, предметы
- нормальное атмосферное давление
- измерение температуры за сутки
Игра 8. Обвинение-защита
Создаются три группы играющих:
1-я группа – обвиняющие
2-я группа – защищающие
3-я группа – эксперты
Функция обвиняющих: на основании фактического материала – обвинить.
Функция защиты – оправдать
Роль эксперта – отследить аргументы и контраргументы.
Группа экспертов должна подвести итоги.
9 класс. Тема “Экологические проблемы города Новокузнецка”
Проблемы для обсуждения:
– В Кузнецком районе нашего города самый высокий процент заболеваемости раком.
– Учёными-медиками выявлена прямая зависимость роста заболеваемости новообразованиями от экологии.
– Что вы можете сказать в своё оправдание, господа – заводовладельцы?)
Игра 9. “Счастливый случай” (экологическая игра для учащихся 5–6-х классов)
В игре участвуют 2 команды по 5человек. В жюри выбирается три человека;один из которых является хранителем времени, он следит за временем.
Первый гейм
Каждая команда получает по 5 вопросов. На обдумывание вопроса даётся 15секунд. Каждый правильный ответ приносит команде 1 очко.
Вопросы первой команде:
- Какая птица чирикает? (Воробей.)
- Какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка.)
- Нужно ли обдавать овощи кипятком после мытья? (Да.)
- Опасно ли для окружающих “пассивное” курение? (Да.)
- Как называют медвежонка второго года жизни? (Пестун.)
Вопросы второй команде:
- Кто кричит “кукареку”? (Петух.)
- Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатки.)
- Почему в Сибири яблони не плодоносят круглый год? (Длительный холодный период.)
- Алкоголизм-это болезнь? (Да.)
- Как называют птенца, вылетевшего из гнезда? (Слёток.)
Второй гейм
На обдумывание вопроса даётся 1 минута. Каждый правильный ответ приносит команде 2 очка.
Вопросы первой команде:
- Почему нельзя громко кричать в помещении? (Шумовое загрязнение.)
- Какие животные спят с открытыми глазами? (Змеи, рыбы.)
- Почему перед дождём ласточки летают низко? (Насекомые прячутся перед дождём в траве, низкое давление “прижимает” насекомых к земле.)
Вопросы второй команде
- Почему подъезжающим к дому машинам нельзя сигналить? (Шумовое загрязнение.)
- Почему змея не моргает? (У неё нет век.)
- Почему перед дождём дым из трубы стелется по земле? (Низкое давление воздуха.)
Третий гейм
Каждому игроку команды задаются вопросы. Если все члены команды отвечают правильно, то команда получает дополнительное очко (5+1). На обдумывание вопроса даётся 15сек.
Вопросы первой команде:
- Без чего нельзя испечь хлеб? (Без корки.)
- Что будет делать ворона, прожив один год? (Будет жить 2 год.)
- Почему нельзя постоянно жевать жевательную резинку? (Выделяется желудочный сок, он разрушает слизистую желудка.)
- Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнёздах? (Птица бросает своё гнездо.)
- Куда осенью исчезают бабочки? (В основном погибают, зимуют только куколки.)
Вопросы второй команде:
- Как можно пронести воду в решете? (Заморозить.)
- Почему утка плавает? (По воде.)
- Почему нельзя разговаривать во время еды? (Пища может попасть в дыхательные пути.)
- Что делают мелкие птицы, когда увидят сову? (Собираются в стаю и нападают на сову.)
- Куда обращена головка подсолнечника в полдень? (Прямо на юг.)
Четвёртый гейм
В течение 15секунд команда рассматривает предлагаемые фотографии. Задача: узнать и назвать, что изображено на рисунках. Предлагаются фотографии с видами родного города. Побеждает та команда, которая первой правильно назовёт изображенные объекты.
Пятый гейм
В течение 2 минут команды должны ответить на наибольшее количество вопросов.
- Какое неизлечимое заболевание вызывают выбросы крупного металлургического и химического производства? (Рак.)
- Сколько раз в день необходимо чистить зубы? (Два.)
- Что теплее шубы? (Две шубы.)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно.)
- Что такое канцерогены? (Вещества, вызывающие заболевание раком.)
- Листья каких растений краснеют осенью? (Калина, черёмуха и др.)
- Про каких зверей говорят, что они вылезают из кожи наружу? (Змеи.)
- Как правильно собирать берёзовый сок? (Замазывать ранку глиной после сбора сока.)
- Какая рыба заботится о своём потомстве? (Корюшка.)
- Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)
- Почему нельзя поливать растения в солнечную погоду? (Капля воды фокусирует свет, образуется ожог.)
- Какой большой зверь падок до малины? (Медведь.)
- К чему может привести потепление климата? (Таяние ледников, наводнения, засухи.)
- На что походит одна половина апельсина? (На вторую половину.)
Подведение итогов. Награждение победителей.