Использование биографической информации на уроках физики

Разделы: Физика


Повышение познавательного интереса к своему предмету – это одна из важных задач, которую ставит перед собой учитель. Для решения этой задачи учителю приходиться использовать самые разнообразные методы обучения, педагогические технологи, формы учебных занятий, технологии, приемы. В своей практике я давно использую сообщения о биографии ученого или истории открытия явления (закона). Причем сообщения готовят сами учащиеся. Ребята всегда активно и довольно ответственно подходят к такому заданию. Для них – это интересно, несложно и возможность получить отметку.

Школьники узнают много интересного из жизни творцов. Знакомятся с интересными фактами из жизни великих ученых, с открытиями, сыгравшими значительную роль в развитии физической науки. Узнают, что ученые – это такие же люди со своими увлечениями, интересами. Такие примеры могут помочь в развитии познавательных и творческих способностей, нравственных качеств и,  конечно, повысить уровень знаний по истории физики.  

Если раньше ученики свои сообщения сдавали в рукописном виде, то с появлением компьютера уже в печатном варианте. В старших классах, когда они уже довольно умело, пользуются прикладной программой Power Point, дети готовят свои сообщения в виде компьютерных презентаций. Возможности более наглядно и интересно представить свою работу у ребят увеличились в несколько раз. В свои презентации они включают самую разнообразную информацию: графическую (фото, схемы установок, опытов, приборов, рисунки, графики), текстовую (формулы, теоретические сведения и пр.), фрагменты видеосюжетов физический явлений, процессов, анимацию, звуковую, табличную. Выступление, представленное в таком виде, вызывает, несомненно, интерес и повышает эффективность учебных занятий. Кроме того, деятельность учащихся по преобразованию информации в нужный вид, позволяет совершенствовать компьютерную грамотность. В зависимости от темы, уровня подготовки учащихся, работа может быть индивидуальной или парной.

В качестве дополнительных источников информации используются  –  печатные издания (книги, журналы, энциклопедии) и Интернет.

На мой взгляд, такая деятельность позволяет решать следующие задачи:

  • знакомство с историей физики и биографической информацией об ученых-физиках;
  • поиск информации в дополнительных источниках;
  • извлечение и отбор полезной информации;
  • оформление материала в соответствии с требованиями к деловой документации;
  • формирование коммуникативных качеств: умение выступать перед аудиторией, слушать, задавать вопросы и др.;
  •  развитие нравственных качеств,
  • побуждение к творческой деятельности, саморазвитию.

После выбора темы сообщения, учащиеся всегда знакомятся с требованиями к содержанию сообщения. Если выступление связано с биографической информацией, должны быть:

  • название сообщения;
  • потрет (фото, изображение) ученого, годы жизни;
  • история открытия (закона, явления, устройства);
  • краткая биография;
  • какие ещё имеет заслуги в научном мире;
  • интересные факты из жизни ученого;
  • вопросы или задачи по изучаемой теме – закону, явлению.

Оцениваются содержание, оформление и выступление. Сообщение может оценивать  учитель или учащиеся.