Формирование математических, в том числе геометрических знаний у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида имеет большое практическое значение.
В настоящее время в школах усилилась тенденция использования так называемых объективных методов измерения знаний учащихся – тестов.
Применение тестовых программ в процессе обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида еще не имеет достаточного применения, в том числе и при изучении геометрического материала, на мои взгляд, это краине не оправданно, что и явилось причиной разработки данной программы.
Целью данной Программы является определение уровня сформированности знаний учащихся на данном этапе обучения (5 класс), выявление учебных достижений или недостатков и своевременная коррекция образовательного процесса, а также оптимальность и объективность оценивания степени усвоения учебного материала.
Применение данной программы позволяет выделить основные задачи:
– выявление степени правильности, объема, глубины знаний и умений учащихся;
– установление готовности к восприятию и усвоению новых знаний;
– получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения;
– выявление трудностей и ошибок при выполнении заданий, причин их возникновения;
– определение эффективности организации, методов и средств обучения.
Чтобы тестирование имело положительный результат, оно должно отвечать следующим качествам:
- Тест должен четко соответствовать образовательным программам;
- Тест должен быть доступным, т.е. иметь достаточный уровень для понимания учениками, а также иметь доступные средства для его проведения.
- Тест должен быть жестко объективным и стабильным, т.е. независимым от личностных отношений учителя к ученику.
При разработке данной программы я руководствовалась следующими принципами:
- принцип соответствия программе
- принцип опоры на знания и умения учащихся
- принцип логичности
Конструирование тестов и подбор тестовых заданий имеет также и психологические компоненты:
1. Тестовые задания соответствуют возрастным и психическим особенностям, образовательным способностям учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
2. Критерии оценки знаний учащихся обрабатываются по параметрам:
- сформированы полностью;
- сформированы частично;
- не сформированы
3. Для обработки тестирования разработана таблица «Анализ тестирования по определению уровня сформированности знаний учащихся по теме_______________ в _________ классе»
№ теста | Ф.И. ученика | Уровень сформированности |
4. По итогам анализа делаются выводы, разрабатываются коррекционные мероприятия
Техника тестирования в основном носит альтернативный характер, суть которого заключается в том, что учащийся должен выбрать правильный ответ из числа предложенных.
Тестовые задания имеют несколько видов:
- с одним правильным ответом;
- с несколькими правильными ответами;
- с ответом «да», «нет», «не знаю»
- с пропусками
Предложенные тесты могут быть использованы как:
- тематические (по итогам изучения темы)
- промежуточные (контроль и коррекция усвоения знаний)
- итоговые (по итогам четверти, полугодия, года)
Программа тестов по каждому году обучения определяет, что должен знать учащийся, и что он должен уметь в рамках образовательной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Тест для 6-го класса (Приложение 1)
Тест для 7-го класса (Приложение 2)