Пояснительная записка
Элективный курс «Графическое моделирование в электронной таблице» разработан с целью привлечения учащихся 9-го класса к обучению по естественно-математическому направлению в старших классах школы или других образовательных учреждениях.
Задачи курса:
- Выработать навыки продуктивной работы с программным обеспечением и с электронной таблицей в частности.
- Углублять математические знания учащихся.
Элективный курс предусматривает изучение следующих вопросов:
- Построение графиков функций средствами электронной таблицы.
- Построение поверхностей средствами электронной таблицы.
- Понятие о полярной системе координат.
- Понятие о параметрических уравнениях.
- Понятие о приближенных методах решения уравнений и систем уравнений.
Входные характеристики учащегося:
- Владеет приемами работы в операционной системе Windows.
- Обладает начальным навыком набора данных с клавиатуры.
- Имеет представление об интерфейсе офисных программ.
Выходные характеристики учащегося:
- Использует электронную таблицу для графического моделирования.
- Использует электронную таблицу для решения задач, содержащих математическую модель.
Для организации практических работ
автором программы создана презентация,
содержащая задания для моделирования (Приложение).
Презентация работает как в Power Point, так и в OpenOffice.org
Impress. Кроме того, на элективном курсе возможно
обучение и тех учащихся, которые привыкли
работать в операционной среде Linux, поскольку
электронная таблица OpenOffice.org Calc имеет те же
возможности, что и Microsoft Office Excel.
Элективный курс рассчитан на 15 учебных занятий.
Тематическое планирование
№ п.п. | Название темы | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 |
2 |
3 | 4 |
1. |
Построение графиков функций в декартовой системе координат |
1 | 2 |
2. |
Построение графиков в полярной системе координат |
1 | 2 |
3. |
Решение уравнений графическим методом |
1 | 2 |
4. |
Решение систем уравнений графическим методом |
1 | 2 |
5. |
Поверхности второго порядка и их построение |
1 | 2 |
6. |
Зачетные занятия |
2 | |
|
Итого: |
5 | 12 |
Учебная программа
№ занятия |
Тема занятия |
Основные знания |
Основные умения |
Сроки (учебная неделя) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж при работе в кабинете информатики |
Назначение курса, правила безопасной работы |
|
1 (18) |
2, 3 |
Построение графиков функций в декартовой системе координат |
Функция, график функции |
Построение графиков линейной, квадратичной др. функций в электронной таблице |
2, 3 (19, 20) |
4 |
Полярная система координат |
Координаты точки в полярной системе, полярные кривые, параметрическое уравнение кривой |
Представление уравнения кривой в параметрическом виде (знакомство) |
4 (21) |
5 |
Построение кривых в полярной системе координат |
Формулы, которыми располагает электронная таблица (радианы, sin, cos) |
Построения кривых в полярной системе координат в электронной таблице |
5 (22) |
6 |
Практикум по построению кривых в полярной системе координат |
|
|
6 (23) |
7 |
Решение уравнений графическим методом |
Что значит решить уравнение графически |
Определять приближенное значение корней уравнения |
7 (24) |
8 ,9 |
Практикум по решению уравнений графическим методом |
Определять промежуток, на котором находится решение уравнения |
Строить график уравнения, определять приближенное значение корней уравнения |
8, 9 (25, 26) |
10 |
Решение систем уравнений графическим методом |
Система уравнений, как определить корни системы |
|
10 (27) |
11, 12 |
Практикум по решению систем уравнений графическим методом |
|
Строить графики уравнений, входящих в систему, определять решения системы |
11 (28) |
13 |
Поверхности второго порядка |
Что такое поверхность, как построить поверхность |
|
12 (29) |
14, 15 |
Практикум по построению поверхностей в электронной таблице |
Как построить конус |
Строить изображение конуса в электронной таблице |
|
16, 17 |
Зачетные метоприятия |
|
|
|
На зачетном мероприятии учащимся предлагается выполнить работу по одной из изученных тем. Результаты работы (теоретическое обоснование, графики, результаты решения уравнений или систем уравнений) распечатываются и вывешиваются на стенде в кабинете информатики в качестве наглядного пособия.