Предмет: математика.
Межпредметные связи: русский язык.
Класс: 6.
Форма проведения: демонстрация, проблемная беседа, самостоятельная работа.
Тип уроков: урок усвоения новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний.
Время проведения: 4 урока (1, 3, 4, 6 уроки по
теме).
Презентация предназначена для использования на
уроках 6 класса при изучении темы «Отношения и
пропорции» (23 часа).
Пакет содержит информацию в доступном, наглядном
виде, знакомит учащихся с основными понятиями
данной темы, развивает наглядно-образное
мышление.
Цели:
- Образовательные:
- ввести понятие отношения двух чисел; понятие пропорции, её членов;
- определить, что показывает отношение двух чисел;
- научить чтению пропорций и составлению пропорций из отношений;
- изучить основное свойство пропорции;
- научить решению уравнений с использованием основного свойства пропорции.
- Развивающие:
- показать, где применяется понятие отношения двух чисел, двух величин;
- развивать логическое мышление учащихся;
- развивать навыки использования знаний для решения познавательных задач.
- Воспитательные:
- формировать информационную культуру, умение пользоваться словарями;
- формировать навыки самостоятельного поиска информации, решения поставленной проблемы.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, рабочие тетради учеников, учебник.
Основополагающие вопросы:
– Останется ли пропорция верной, если: а) поменять местами какой-нибудь средний её член с одним из крайних; б) оба средних члена поменять местами с крайними членами?
Вопросы темы:
– Что называют отношением двух чисел?
– Что показывает отношение двух чисел?
– Как узнать, какую часть число а
составляет от числа в
– Что такое пропорция?
– Какие перестановки членов пропорции снова
приводят к верным пропорциям?
План проведения занятий
Урок 1
1. Подготовительный этап
Проверка домашнего задания: с помощью словаря объяснить значение слова «отношение». (Приложение 1. Слайды 3, 4)
2. Этап усвоения новых знаний.
– Решение задачи (Приложение 1.
Слайд 5). Введение понятия «отношение двух чисел».
Каким образом может быть записан ответ? Какое
арифметическое действие выполнено в задаче? Как
называется результат деления?
– Что показывает отношение двух чисел (слайд 6 –
разбор задач на слайде, постановка вопросов к
задачам)?
– С какими величинами составлены задачи? Как
должны быть измерены величины? Запись в тетради,
отношения каких величин составлены (16 кг : 8 кг; 4 м
: 20 м; 180 мин. : 30 мин.; 64 м2 : 0,4м2; 1,6 м3
: 3,2 м3). Что показывает каждое отношение?
3. Этап закрепления изученного материала проводится по учебнику без использования компьютера.
Урок 4
1. Подготовительный этап
С помощью словаря объяснить значение слова «пропорция» (Приложение 1. Слайд 7).
2. Этап усвоения новых знаний
– Введение понятий «пропорция», «члены
пропорции» (Приложение 1.
Слайд 7).
– Как проверить, верно ли составлена пропорция (Приложение 1. Слайды 7, 8)?
– Составление новых пропорций из данной. Сколько
всего различных способов есть для записи одной
пропорции (Приложение 1.
Слайд 9)?
– Поиск правила нахождения неизвестного члена
пропорции (Приложение 1.
Слайд 10).
3. Этап закрепления изученного материала
– Выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой (Приложение 1. Слайды 11, 14-18, 25-29).
4. Заключительный этап
– Возврат к основополагающему вопросу.
Уроки 3, 6
Тесты №21 и 22 могут быть использованы на данных уроках как самостоятельные работы обучающего характера с последующей коррекцией (Приложение 1. Слайды 21-24) или как проверочные самостоятельные работы (тогда дети сдают тетради на проверку и сразу же проверяют уровень своих знаний по слайдам 19, 20).
Смена слайдов. Переход от слайда к слайду – по щелчку или по гиперссылке.
Литература:
1. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов,, А.С.Чесноков, С И
Шварцбурд. Математика. 6 класс. Москва.
«Сайтком».2008.
2. Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева. Математика. 6
класс. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель».
2004.
3. Е.Ф.Шершнев, П.В.Чулков. Математика. 6 класс.
Тесты. Москва. «Издат-школа ХХ1 век». 2003.