"Первобытные люди"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Расширять представления детей об истории цивилизации, об образе жизни человечества в древности.
  • Учить отвечать на заданные вопросы, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
  • Развивать внимание.
  • Воспитывать усидчивость.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята сегодня мы поговорим о том, как  люди начинали жить на Земле. Сейчас всё внимание на экран (дети смотрят слайды, а воспитатель комментирует каждую иллюстрацию).

(Приложение 1. Слайд 1) Первобытные предки человека напоминали обезьян. Большие изменения произошли около 2 млн.лет назад. Найденные каменные орудия труда того времени свидетельствуют, что предки человека могли думать, как люди, и начали контролировать некоторые явления в окружающем их мире.  Мозг продолжал увеличиваться. Около 1,5 млн.лет назад обезьяны стали ходить на двух ногах.

(Приложение 1. Слайд 2) Считается, что этот вид, первым начал делать каменные орудия. Древнейшие орудия чаще всего делали из твёрдых камней, например кремния.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего нужно было древним людям каменное орудие?

(Приложение 1. Слайд 3) Один из мужчин делает каменные орудия – вероятно, чтобы разделывать мясо.
– Как, вы думаете древние люди сами охотились на животных или отнимали добычу у других животных?

Воспитатель: Около 200 000 лет назад появился ещё один вид гоминид, до недавнего времени считавшийся предшественником современного человека. Этих ископаемых гоминид назвали неандертальцами, так как их останки были обнаружены в долине Неандерталь в Германии.

(Приложение 1. Слайд 4) Неандертальцы были ниже и коренастее современного человека. Они жили в естественных укрытиях (пещерах) и использовали огонь для обогрева и приготовления пищи. У них были каменные ножи для охоты на животных . Неандертальцы вымерли приблизительно 30 000 лет назад, вытесненные первыми «современными» людьми.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, почему древних людей называют пещерными жителями? Почему люди искали пещеры, а не оставались спать на земле? (Чтобы укрыться от дождя, ветра, зверей).
– Давайте посмотрим, где же чаще всего селились наши предки.

(Приложение 1. Слайд 5) Посмотрите, они уже научились строить себе жилище.

Воспитатель: Ребята, скажите, а наши предки жили только в теплых странах?

(Приложение 1. Слайд 6) В жарких краях люди сооружали шалаши из веток, хижины из глины и соломы. А там, где всегда холодно, утепляли своё жильё шкурами оленей.

Воспитатель: Как вы думаете, среди вас есть кто-то, кто сильнее других ,кто больше знает? Среди пещерных людей тоже находились сильные и смелые люди, они становились вождями ,то есть вели людей на новую стоянку на охоту.
А чтобы вождя сразу было видно, его одежда и украшения отличались от украшений и одежды других людей.
Сильные и смелые мужчины уходили охотиться далеко. И научились строить жилища: огромные бивни или кости накрывали шкурами, как палатку.

Следующий этап развития:

(Приложение 1. Слайд 7) Эти люди, иногда называемые кроманьонцами, были похожи на нас и использовали гораздо больше орудий труда, чем неандертальцы. Возможно, неандертальцы вымерли, потому что были не столь хорошими охотниками, как кроманьонцы.

(Приложение 1. Слайд 8) Из свидетельств, оставленных кроманьонцами и их потомками, учёные многое узнали об их повседневной жизни. Кроманьонцы сообща охотились, сажали растения, разводили коз и овец, строили жилища, по очереди присматривали за детьми. По мере развития людям требовалось больше пищи и лучшие условия жизни, но, возможно, и просто любопытство заставляло их отправляться в дальние путешествия. Люди продолжали пути во все уголки Африки, Европы, Азии, Австралии и Америки. Около 10 000 лет назад они перешли к новой ступени развития – созданию цивилизаций.
Они научились делать посуду из камня, дерева, глины, из твёрдой кожуры кокосовых орехов, сушёных тыкв и рогов различных животных люди делали чаши, блюда, кувшины.

(Приложение 1. Слайд 9) Здесь мы можем увидеть, как проводили дни первобытные люди (ночью спали, днём ходили на рыбалку, охоту, женщины и дети собирали грибы и ягоды, готовили кушать).

(Приложение 1. Слайд 10) Яркие рисунки на сценах пещер свидетельствуют об их вере в духов – ранней форме религии.

Воспитатель: А сейчас, я посмотрю, кто же самый внимательный. Я буду задавать вопросы, вы слушаете и отвечаете на них.

(Приложение 1. Слайд 11) Ребята, рассмотрите подробно, как одеты эти люди? Одни из них жили в тёплых краях, другие – там, где холодно. Все они охотились, защищались от врагов, занимались домашним хозяйством. Для того, чтобы уберечь себя от холода или красиво выглядеть на празднике, им нужна была разнообразная одежда. Что из нарисованного понадобилось бы воину, чтобы сделать себе щит и стрелы? Для чего в жарких странах могли пригодиться пальмовые листья? Из чего люди мастерили себе украшения и головные уборы?
(Спасибо за хорошие ответы.)

(Приложение 1. Слайд 12) Главные события своей жизни люди отмечали праздниками. Эти праздники устраивались в честь победы над врагами, удачной охоты, богатого урожая. К каждому празднику люди изготавливали разные костюмы и украшения, сложные головные уборы, маски, наносили узоры на лицо и тело.

(Приложение 1. Слайды 13, 14) Украшения были сделаны из костей и зубов животных и рыб, перьев птиц, камней, семян, ракушек. Были разнообразны маски  у племен и народов.

Воспитатель: Ребята, вот и мы с вами сейчас попробуем раскрасить маску древнего человека.

Воспитатель раздаёт листы с изображением чёрно-белой маски, а дети раскрашивают её. (Приложение 2)

Домашнее задание: Ребята, дома с родителями вы постараетесь сделать головные уборы, юбки (воспитатель показывает образцы изделий).