Информационные технологии на уроках географии в 10-м классе "Население мира"

Разделы: География, Информатика


Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «население мира».

Задачи урока:

  • Образовательные: создать условия  для:
    • формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенции.
    • моделирования представления о народностях  и их  размещении по миру в целом.
  • Воспитательные: создать условия  для:
    • воспитания гражданственности и   патриотизма
    • воспитания уважения к культуре и истории стран мира и населяющих  их народов.
  • Развивающие: создать условия для развития умения обобщать и систематизировать знания.

Тип урока:  урок обобщения и закрепления.

Форма урока: Демографический ринг.

Оборудование: демонстрационный материал, подготовленный в форме презентации, компьютер, проектор, интерактивная доска, справочное пособие, атласы, контурные карт, листы  самоконтроля.

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент. Формирование мотивации. Создание эмоциональной атмосферы, вступление к теме урока. Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть вас! У нас прекрасное настроение. Я думаю, что  оно останется  таким же или станет даже лучше.
Сегодняшний урок у нас пройдет в виде демографического ринга.

 

Приветствуют учителя.
2. Определение темы и целей урок.  Кто может  назвать тему, над которой мы работали на протяжении нескольких  уроков?

Как вы думаете нам стоит еще останавливаться или приступить к изучению новой?

Молодцы! Я с вами абсолютно согласен. (Приложение 1, слайд 1)
Моя цель создать условия для обобщения и систематизации знаний, умений и навыков  по теме: «Население мира». (Приложение 1, слайд 2)
Ребята , давайте подумаем и определим, над какими вопросами нужно  поработать?

Мы работали над темой: «Население».

Нам необходимо повторить и систематизировать знания по теме: «Население мира».

Учащиеся отвечают:
Как размещено население по миру?
Какие страны лидируют по численности населения?
Что такое раса, какое расовое смешение происходило?
Зачем мы изучаем эту тему?
Как мы усвоили основные понятия и факты?

3. Планирование деятельности Что мы должны сделать на уроке?

Поэтому план нашего урока будет выглядеть следующим образом:                     (Приложение 1, слайд 3)

Учащиеся вместе с учителем составляют план:
– повторить численность населения.
– закрепить основные понятия, регионы миграций, а также где распространены мировые религии.
– обобщить знания по теме.
– научиться применять знания на практике.
4. Осуществление намеченного плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Для реализации намеченного  плана, нам нужно выполнить ряд заданий, но сначала разделитесь на 2-е команды, дайте название и выберите капитана

У вас на столе находятся листы самоконтроля в которые вы будете выставлять баллы. (Приложение 2)

– Давайте узнаем, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.
Внимание  на доску,   перед вами перечень вопросов. (Приложение 1, слайд 4)

 Вы по очереди будете выходить к доске,  и отвечать на соответствующий  вопрос, если за ним спрятана лицо с улыбкой, то ответ верный (1 балл), если грустное лицо, то ответ не верный.

Подведем итоги выполненного  задания.

Вспомните, какие страны имеют наибольшую численность населения. (Приложение 1, слайд 5)
Из предложенных показателей численности населения, расставьте их в нужном порядке, т. е. к той стране, которой они принадлежат. Для I команды числа синего цвета , II команды красного.

Какие трудности испытывали при выполнение этого задания?

Класс делится на 2 команды.
Участники выбирают название команды и капитана. Капитан составляет список членов команды, распределяет, кто будет отвечать на вопросы, оценивает ответы учащихся, следит за порядком.
Учащиеся находят их.

 

 

 

Выходят к доске, отодвигают кунсон.

Выставляют баллы в лист самоконтроля.

Из каждой команды по одному ученику, выполняют задания, анализируют правильность выбранного ответа.

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия Следующий тур поможет вам закрепить навыки работы с картой и называется он «Номенклатура». (Приложение 1, слайд 6)
У каждой команды на столах лежат контурные карты, в течение 5 минут вы должны отметить и обозначить на них следующее:

 

1. Направление основных миграционных потоков? Каковы причины миграций?

2. Распространение мировых религии. Какова их сущность?

Выставите баллы в оценочный лист. За каждое правильно выполненное задание 5 баллов.

Какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания?

Выполняют задания командой. Затем по 2 человека от команды показывают на интерактивной доске штриховкой синего цвета ответ на первый вопрос , и красной штриховкой ответ на 2-й вопрос.
Объясняют и обосновывают ответы другие ученики из команды.

Экономические, политические и климатические причины.

Распространение христианства в Европе. Ислам Ближний и Средний Восток. Буддизм Южная Азия. Отражает сложные процессы освоения планеты, развитие мировой цивилизации в целом, а также духовной культуры отдельных стран.

Выставляют баллы.

Отвечают на вопросы.

 Физкультминутка Так как мы с вами изучаем население, предлагаю поиграть в игру «Раса людей».
– Я, буду называть вам народ, а вы, если он принадлежит  к европеоидной расе, поднимаете руки вверх, если он принадлежит к монголоидной, руки в сторону, если к негроидной , то опускаете вниз. (Приложение 1, слайд 7)
Выполняют упражнения.
Рефлексия. Продолжаем работать. Мы на следующем этапе, который называется «Расовый состав». (Приложение 1, слайд 8)
Итак, внимание вопрос: При вступление в брак, каких народностей появились такие люди как метисы и мулаты.

Каждая команда по рисункам, устно решает предложенное задание.

Какие трудности возникли при выполнении задания?

 

У доски на схеме показывают, первая команда происхождение метиса, а вторая мулата.

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия. Внимание на доску. (Приложение 1, слайд 9) Какой можно сделать прогноз о графике динамики темпов прироста численности населения мира? Напишите ответ на листочке.
Обменяйтесь листочками и оцените работу.
Теперь сравним правильность ответа. (Приложение 1, слайд 10)

Есть вопросы? Сложное задание?

Выполняют работу.

Проводят взаимооценку.

Отвечают на вопросы.

Контроль знаний Переходим к последнему пункту нашего плана – это контроль знаний.
Следующий тур называется: «Блиц турнир». У доски по одному человеку из команды, кидают по очереди кубик. Если правильно отвечает команда, то продвигается дальше, неправильно, стоит на одном месте. Если затрудняется одна команда, то другая имеет возможность ответить и продвинуться вперед.  (Приложение 1, слайд 11)

Трудным было задание? Достаточно ли знаний для выполнения задания. Оцените себя?

Все ученики участвуют в работе, отвечают на вопросы.

 

 

 

Отвечают на вопросы. Оценивают.

  Что вы готовили к сегодняшнему уроку?  Проверим домашнее задание?  Ребята читают стихотворения, рассказы собственного сочинения.
Рефлексия. Изучая население мира не надо забывать, что мы живем в России. Какие проблемы есть у нашей страны? 

А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы наше будущее. Будущие родители. Сколько детей вы хотели бы иметь? (Приложение 1, слайд 12)
Когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный выбор. Значит, урок прошел с пользой, для каждого из нас.

Учащиеся говорят:

– самый низкий естественный прирост.
– самая большая убыль населения.
– самая высокая из развитых стран детская смертность.

Каждый ученик выходит к доске и передвигает фото малыша, что показывает, сколько хотел бы иметь детей.

Анализ Ребята, давайте вернемся к плану нашего урока и проанализируем, выполни мы его?  (Приложение 1, слайд 13) Анализируют работу, комментируют пункты плана.
5. Итоги урока  Сегодня мы успешно поработали. Подведем итог, в свои оценочные листы выставьте оценку ,которую как вы думаете заработали. Собираю листы самоконтроля. Отмечаю отличившихся.
Урок завершен. Всем спасибо! (Приложение 1, слайд 14)
Оценивают.

 

Сдают листы самоконтроля.