Сценарий урока математики по теме "Изображение пространственных фигур"

Разделы: Математика


ЦЕЛЬ УРОКА: формирование навыков изображения пространственных фигур на плоскости (куб, параллелепипед, призма, пирамида)

ЗАДАЧИ:

  • активизировать знания учащихся по теме «Параллельное проектирование»;
  • развивать пространственное воображение, ассоциативное мышление;
  • познакомить учащихся с одним из направлений в искусстве, связанным с иллюзиями, формировать математическую картину мира и через нее учить воспринимать прекрасное.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Компьютеры
  • Экран
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютерные презентации
  • Интерактивный тест
  • учебник «Математика 10 класс» (автор А.Г. Мордкович и И.М. Смирнова).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель приветствует класс и сообщает тему и цель урока. (Слайды 1, 2) (см. презентацию в приложении 1)

2. Контроль и систематизация знаний по теме «Параллельное проектирование» 

Для систематизации и контроля усвоения пройденного материала учащиеся в парах  выполняют интерактивный тест с заданиями открытого типа (с вводом ответа с клавиатуры) на тему «Параллельное проектирование». В тесте предлагается 6 вопросов, после выполнения которых на ПК демонстрируются результаты работы и затем верные ответы на каждый вопрос – так называемая «Работа над ошибками».  (Приложение 2)

3. Предъявление нового материала.

  • Беседа с учащимися (с опорой на их жизненный опыт)

Учитель: Какие многогранники и тела вращения вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопрос, используя уже имеющиеся у них знания. Затем на слайде 3 демонстрируются различные многогранники и тела вращения.

Учитель  предлагает учащимся назвать предметы, окружающие нас в жизни, быту, природе, которые имеют форму пространственных тел (многогранников, тел вращения). Учащиеся приводят примеры. Учитель дополняет,  демонстрируя слайд 4.

  • Ознакомление с понятием «Правильные многогранники» (Выступление учащегося)

Учитель: Среди выпуклых многогранников существуют правильные многогранники. По этой теме было задано индивидуальное домашнее задание.

Выступление учащегося с коротким заранее подготовленным сообщением по теме «Правильные многогранники» (Приложение 3 и Приложение 4).

  • Введение основных понятий, необходимых для построения пространственных фигур.

Учитель: Для изображения пространственных фигур на плоскости используют параллельную проекцию. Все рисунки, которые мы рассматривали до этого, были выполнены в параллельной проекции. Плоскость, на которую проектируется фигура, называется плоскостью изображений, а проекция фигуры называется изображением (слайд 5).

4. Тренировка в построении пространственных фигур.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим примеры изображений пространственных фигур (куб, параллелепипед, призма, пирамида).

Алгоритм построения параллелепипеда демонстрируется на слайде 6, один из учащихся согласно каждому шагу в алгоритме выполняет построение на доске, остальные – в тетради. Аналогично учащиеся обучаются построению призмы (слайд 7) и пирамиды (слайд 8). Учитель выполняет наблюдательную и консультативную функцию.

5. Практическая работа в группах (по 5-6 человек в каждой)

Каждая группа получает свой вариант задания (слайд 9).

Выполнив задание, учащиеся обмениваются результатами. Каждая группа имеет возможность ознакомиться с работой остальных групп. При необходимости учащиеся вносят в чертеж коррективы. В итоге каждая группа получает свою работу, где наглядно показаны ошибки в построении (при их наличии).

6. Ознакомление  с направлением «Импоссибилизм».

Учитель: Вы хорошо справились с заданием, надеюсь, что вы будете выполнять без ошибок построение пространственных фигур.

Как ни странно, ошибки при изображении пространственных фигур нашли свое применение в живописи.

Обратим внимание на тот факт, что плоское изображение, подчиняясь определенным законам, способно передать впечатление о трехмерном предмете. Однако при этом могут возникать иллюзии. В живописи существует целое направление, которое называется «импоссибилизм» изображение невозможных фигур, парадоксов. Предлагаю вам рассмотреть гравюры известного голландского художника М. Эшер, изображенные на слайдах 11-13.  Современный шведский архитектор О. Рутерсвард посвятил невозможным объектам серию своих художественных работ (слайд 14-17).

Посмотрев гравюры и художественные работы, учащиеся отвечают на вопросы:

  • Что необычного в этих работах?
  • Чем они отличаются от традиционной живописи?
  • Чем объясняется  производимое этими картинами впечатление?

7. Подведение итогов урока.

Учитель:           

  • Чему мы научились?
  • Что мы для этого делали?
  • Где мы можем применить полученные знания и навыки?
  • Что особенно интересным и поучительным было на уроке?
  • Что произвело наибольшее впечатление?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, уточняют необходимые сведения и приходят к выводу, что они научились изображать пространственные фигуры на плоскости (куб, параллелепипед, призма, пирамида), узнали о новом направлении в искусстве, познакомившись с некоторыми невозможными объектами.

8. Домашнее задание: § 38, № 38.7, 38.12, 38.14  (слайд 18)