Цели:
Познакомить с глобусом – моделью Земли,
сформировать представление о полюсах, экваторе,
материках, океанах.
Оборудование:
- глобус;
- модели машин;
- модели домов, колодцев, крепости;
- модель самолёта;
- Презентация (см. Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Будем-будем успевать,
Всё, что надо, изучать.
– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение не покидает вас до конца нашего урока.
2. Сообщение темы и целей урока
– Посмотрите на мой стол. Что вы здесь видите? (Модели
машин, самолёта, домов, колодцев, крепости.)
– Это модели. А зачем людям нужны модели?
– А как вы думаете, есть ли модель у нашей планеты
Земля?
– Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Слайд 1.
3. Актуализация опорных знаний
– Наш урок необычный. Мы будем смотреть презентацию, наблюдать, сравнивать, узнавать новое, делать выводы. А начнём с загадки.
Слайд 2.
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами,
Отливает серебром. (Самолёт.)
Слайд 3.
– Зачем человеку самолёты? Какой самолёт вы
здесь видите? Где он летит?
– Это модель или настоящий самолёт? Чем же он
отличается от своей модели?
(Образец модели самолёта в руках учителя.)
4. Работа над новым материалом
– Попробуем выполнить задание. Оно поможет сделать вывод о том, что такое модель.
Слайд 4.
– Действительно, модель по форме напоминает
настоящий объект, отличается от него только по
размеру.
– Попробуйте сделать вывод. Что такое модель?
Сравним ваш вывод с предложенным на слайде.
Слайд 5.
– Перечислите модели, которые вы видите на моём
столе. Чем же они отличаются от настоящих
объектов? Зачем человеку разные модели?
– А теперь ещё одна загадка.
Слайд 6.
– Какие слова помогли догадаться, что это глобус? Для чего нужен глобус? А что же такое глобус? Сравним ваш вывод с выводом на слайде.
Слайд 7.
– Какую же форму имеет наша Земля? Всегда ли люди это знали?
Рассказ учителя:
– Действительно, в древности у людей были иные представления о форме нашей планеты. Считалось, что Земля плоская, как блин, и лежит на трёх китах. А сверху над ней нависает небесный свод, по которому движутся звёзды, Солнце и другие планеты. Со временем представления людей изменились. Люди заметили, что до края Земли нельзя дойти. А кругосветное путешествие Фернана Магеллана убедило в этом окончательно.
Слайд 8.
– Магеллан со своими друзьями отправился в плавание на запад, а вернулся домой с востока. Вот и стали считать, что Земля – шар. А вообще в географии было много ошибок. Так ещё один мореплаватель Христофор Колумб хотел дойти морским путём до Индии, но идя не на юг, как делали другие, а на запад. В результате им была открыта Америка.
Слайд 9.
– В наши дни фотографии из космоса подтвердили предположения учёных о шарообразности Земли.
Слайд 10.
– Вот так выглядит наша планета из космоса. А кто первым увидел её такой?
Слайд 11.
5. Физкультминутка
– А сейчас отдохнём.
Слайд 12.
6. Практическая работа-демонстрация
– Наша Земля имеет форму шара. Вверху находится самая северная точка – Северный полюс, внизу южная – Южный полюс. Ещё на глобусе есть линия, напоминающая поясок. Это экватор. Он делит наш земной шар на два полушария: Северное и Южное.
– Что можно узнать о нашей Земле, глядя на глобус?
– Назовите цвета глобуса. Что они обозначают?
– Как вы думаете, почему большая часть глобуса раскрашена в синий цвет?
– Кто из вас сможет дать название самому холодному океану? Найдите его на глобусе.
– А самый тёплый океан? Покажите.
– Назовите и покажите самый большой океан.
– Какой океан мы не назвали? Покажите его на глобусе.
– Что показано на глобусе другими цветами? Да, это суша. Она делится на 6 материков.
(Учитель называет и показывает их на глобусе)
– А кто из вас знает, на каком материке мы с вами живём? Покажите Евразию. Что можно сказать про этот материк?
– А какой материк самый маленький?
– Как вы думаете, а какой самый холодный? Почему?
– А что можно сказать про Африку?
7. Закрепление изученного материала
Чтение текста по учебнику (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир. 1класс – стр. 32, 33)
Беседа по вопросам учебника (стр.33)
– Что же можно показать на глобусе?
Слайд 13.
– Сколько океанов на Земле? Назовите их.
Слайд 14.
– Какие материки вы запомнили? Сколько их?
Слайд 15.
8. Итог урока
– Что нового узнали на уроке? Что понравилось? О чём хотели бы рассказать родителям?
Слайд 16.
– Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы!
Слайд 17.