Мы и окружающий мир. "Модели и изображения Земли" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Познакомить с глобусом – моделью Земли, сформировать представление о полюсах, экваторе, материках, океанах.
  • Развивать внимание, память, связную речь, расширять кругозор.
  • Воспитывать интерес к предмету, желание самостоятельно добывать знания.

Оборудование:

  • глобус;
  • модели машин;
  • модели домов, колодцев, крепости;
  • модель самолёта;
  • Презентация (см. Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Будем-будем успевать,
Всё, что надо, изучать.

– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение не покидает вас до конца нашего урока.

2. Сообщение темы и целей урока

– Посмотрите на мой стол. Что вы здесь видите? (Модели машин, самолёта, домов, колодцев, крепости.)
– Это модели. А зачем людям нужны модели?
– А как вы думаете, есть ли модель у нашей планеты Земля?
– Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Слайд 1.

3. Актуализация опорных знаний

– Наш урок необычный. Мы будем смотреть презентацию, наблюдать, сравнивать, узнавать новое, делать выводы. А начнём с загадки.

Слайд 2.

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами,
Отливает серебром. (Самолёт.)

Слайд 3.

– Зачем человеку самолёты? Какой самолёт вы здесь видите? Где он летит?
– Это модель или настоящий самолёт? Чем же он отличается от своей модели?

(Образец модели самолёта в руках учителя.)

4. Работа над новым материалом

– Попробуем выполнить задание. Оно поможет сделать вывод о том, что такое модель.

Слайд 4.

– Действительно, модель по форме напоминает настоящий объект, отличается от него только по размеру.
– Попробуйте сделать вывод. Что такое модель? Сравним ваш вывод с предложенным на слайде.

Слайд 5.

– Перечислите модели, которые вы видите на моём столе. Чем же они отличаются от настоящих объектов? Зачем человеку разные модели?
– А теперь ещё одна загадка.

Слайд 6.

– Какие слова помогли догадаться, что это глобус? Для чего нужен глобус? А что же такое глобус? Сравним ваш вывод с выводом на слайде.

Слайд 7.

– Какую же форму имеет наша Земля? Всегда ли люди это знали?

Рассказ учителя:

– Действительно, в древности у людей были иные представления о форме нашей планеты. Считалось, что Земля плоская, как блин, и лежит на трёх китах. А сверху над ней нависает небесный свод, по которому движутся звёзды, Солнце и другие планеты. Со временем представления людей изменились. Люди заметили, что до края Земли нельзя дойти. А кругосветное путешествие Фернана Магеллана убедило в этом окончательно.

Слайд 8.

– Магеллан со своими друзьями отправился в плавание на запад, а вернулся домой с востока. Вот и стали считать, что Земля – шар. А вообще в географии было много ошибок. Так ещё один мореплаватель Христофор Колумб хотел дойти морским путём до Индии, но идя не на юг, как делали другие, а на запад. В результате им была открыта Америка.

Слайд 9.

– В наши дни фотографии из космоса подтвердили предположения учёных о шарообразности Земли.

Слайд 10.

– Вот так выглядит наша планета из космоса. А кто первым увидел её такой?

Слайд 11.

5. Физкультминутка

– А сейчас отдохнём.

Слайд 12.

6. Практическая работа-демонстрация

– Наша Земля имеет форму шара. Вверху находится самая северная точка – Северный полюс, внизу южная – Южный полюс. Ещё на глобусе есть линия, напоминающая поясок. Это экватор. Он делит наш земной шар на два полушария: Северное и Южное.

– Что можно узнать о нашей Земле, глядя на глобус?

– Назовите цвета глобуса. Что они обозначают?

– Как вы думаете, почему большая часть глобуса раскрашена в синий цвет?

– Кто из вас сможет дать название самому холодному океану? Найдите его на глобусе.

– А самый тёплый океан? Покажите.

– Назовите и покажите самый большой океан.

– Какой океан мы не назвали? Покажите его на глобусе.

– Что показано на глобусе другими цветами? Да, это суша. Она делится на 6 материков.

(Учитель называет и показывает их на глобусе)

– А кто из вас знает, на каком материке мы с вами живём? Покажите Евразию. Что можно сказать про этот материк?

– А какой материк самый маленький?

– Как вы думаете, а какой самый холодный? Почему?

– А что можно сказать про Африку?

7. Закрепление изученного материала

Чтение текста по учебнику (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир. 1класс – стр. 32, 33)

Беседа по вопросам учебника (стр.33)

– Что же можно показать на глобусе?

Слайд 13.

– Сколько океанов на Земле? Назовите их.

Слайд 14.

– Какие материки вы запомнили? Сколько их?

Слайд 15.

8. Итог урока

– Что нового узнали на уроке? Что понравилось? О чём хотели бы рассказать родителям?

Слайд 16.

– Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы!

Слайд 17.