Программа курса по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов "Основы экономики и предпринимательства"

Разделы: Технология


"ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"

(35 ЧАСОВ)

Материал отнесен к разделу - преподавание технология

Данный курс позволяет получить первоначальные сведения об экономических процессах, происходящих в обществе. Для этого необходимы знания, полученные на уроках географии, истории, математики.

Что такое экономика? Как решается главная задача экономики? Что такое ресурсы и какие проблемы с ними связаны? На эти и многие другие вопросы даст ответ данный курс.

В настоящее время экономическое образование не просто дань моде, а насущная необходимость, т.к. чем бы в дальнейшем вам не пришлось заниматься в жизни, всем предстоит жить в мире экономики.

В курс включены деловые игры, чтобы в наглядной форме продемонстрировать основные закономерности рыночной экономики.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс предназначен для профессиональной ориентации учащихся. Выбирать ли для себя профессию экономического направления? Вот главный вопрос на который должен получить ответ тот, кто выберет для себя изучение данного предметно ориентированного (пробного) курса.

Актуальность курса заключается в поиске и ориентации тех учащихся которых заинтересуют экономические профессии. Для тех же у кого данное направление не вызовет интереса, появится возможность вовремя задуматься о выборе другого направления.

Требованием курса является умение слышать, отбирать и анализировать информацию; применять знания, полученные на уроках математики при решении экономических задач.

Что такое экономика? Чем занимается экономист? Как решается главная проблема экономики? Что такое ресурсы и какие проблемы с ними связаны? На эти и многие другие вопросы даст ответ данный курс.

Рынки, их виды. Кто является продавцом и покупателем, потребителем и предпринимателем.

Учащийся получит информацию о том, кто считается и кто является предпринимателем. Знакомит с путями вхождения в бизнес.

Цель курса - найти и ориентировать тех учащихся, которым интересны экономические профессии, и побудить их выбрать изучение "Основ экономических знаний" в 10 - 11-х классах.

Задачи курса: - дать базисные знания о том, как устроена экономическая сторона жизни общества и каким закономерностям она подчиняется в своем развитии;

- развитие экономической эрудиции, умения анализировать причинно- следственные связи на примере экономики;

- привить учащимся навыки аккуратности и трудолюбия при выполнении практических заданий;

- подготовить учащихся к профессиональному выбору и социальной адаптации.

Ожидаемый результат. Помочь учащемуся сделать сознательный выбор профильного обучения.

Формы самостоятельной деятельности учащихся: решение экономических задач, подготовка сообщений об экономических новостях, представление с последующим обсуждением микросюжетов различных экономических ситуаций, разработка схем и таблиц по изученным темам, творческие интеллектуальные задания: подготовка и решение кроссвордов, сочинения, рефераты, подготовка выступлений КВН и т.д.

Формы подведения итогов. Тестирование по темам программы курса.

Анализ деловых игр (письменные и реферативные работы). Участие в олимпиадах по экономике.

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • историю развития экономики и ее роли в жизни общества:
  • основные вопросы эокономики:
  • типы экономических систем:
  • закон спроса и предложения:
  • факторы, влияющие на спрос и предложение:
  • причины появления денег, функции денег:
  • причины и виды инфляции;
  • пути вхождения в бизнес;
  • формы образования бизнеса;
  • причины и методы налогообложения;
  • права потребителя, способы защиты прав потребителя.

По окончанию курса учащиеся должны уметь:

  • применять на практике знания по основам экономики;
  • анализировать печатные источники по экономическим темам;
  • рассчитывать основные экономические показатели;
  • строить графики, необходимые при решении экономических задач
  • анализировать государственный бюджет и ориентироваться в экономике страны.

Учебно-тематический план

№ п.п. Название темы Количество часов
Всего Теория Практика
  Основы экономики 25 11 14
1 Три значения слова "экономика" 1 1  
2 Пирамида потребностей 2 1 1
3 Ресурсы и плата за них 2 1 1
4 ДИ "Как заработать себе на жизнь" 2   2
5 Проблема выбора 2 1 1
6 Экономическая система и ее цели 2 1 1
7 Типы экономических систем 2 1 1
8 Экономические функции государства 2 1 1
9 Рыночная экономика 2 1 1
10 ДИ "Рынок" 2   2
11 Спрос и его законы 2 1 1
12 Предложение 2 1 1
13 Взаимодействие спроса и предложения 2 1 1
  Основы предпринимательства 10 5 5
14 Что такое предпринимательство 2 1 1
15 Малый и крупный бизнес 2 1 1
16 Мировые и российские формы организации бизнеса 2 1 1
17 Акционерное общество 2 1 1
18 Специальные формы организации бизнеса 2 1 1
         
         
         
  Итого: 35 16 19

Содержание программы курса

Три значения слова "экономика"

Экономика - искусство ведения домашнего хозяйства.

Экономика - хозяйство семьи, фирмы, страны.

Экономика - виды взаимодействия людей в сфере производства товаров и оказания услуг.

Пирамида потребностей

Потребности и их классификация.

Пирамида потребностей Маслоу.

Физиологические потребности.

Товары и услуги.

ДИ "Как заработать себе на жизнь"

Моделирует "чистый рынок". Демонстрирует распределение ролей в экономике: потребитель, предприниматель, кругооборот ресурсов, товаров и денег, ценообразование в условиях рыночной экономики.

Проблема выбора

Главная проблема экономики: неограниченные потребности и ограниченные ресурсы.

Цена выбора. Решетка выбора.

Альтернативная стоимость.

Экономическая система и ее цели

Что такое экономическая система. Цели: полная занятость, экономический рост, стабильность цен, экономическая безопасность, эффективность.

Типы экономических систем

Главные вопросы экономики.

Традиционная, командная, "чистый рынок", смешанный.

Экономические функции государства

Государство, как главное действующее лицо командной и смешанной экономических систем.

Экономические потоки. Функции: защита рыночной системы, предоставление товаров и услуг общественного пользования, помощь нуждающимся, стабилизация экономики, учет внерыночных явлений.

Рыночная экономика

Механизмы рынка: мотив прибыльности, конкуренция, частная собственность, гибкое ценообразование. Главные действующие лица.

ДИ "Рынок"

Моделируют рыночные отношения, распределение ролей: продавец, покупатель. Демонстрирует проявление основных законов рыночной экономики: взаимодействие спроса и предложения, установление среднерыночной цены, ценообразующие факторы.

Спрос и его законы

Спрос и его законы Закон спроса и исключения из него.

Символы благосостояния. Детерминанты спроса.

Взаимосвязанные товары.

График спроса как математическая модель закона спроса.

Предложение

Предложение. Закон предложения.

График предложения как математическая модель закона предложения.

Детерминанта предложения

Взаимодействие спроса и предложения

Равновесие рынка. Средняя рыночная цена.

Затоваривание и дефицит. Эффект от изменения спроса и предложения.

Что такое предпринимательство

Предпринимательство с точки зрения экономики, бизнеса и психологии. Пути вхождения в бизнес.

Малый и крупный бизнес

Что относится к малому бизнесу.

Плюсы и минусы малого и крупного бизнеса.

Мировые и российские формы образования бизнеса

Мировые формы организации бизнеса: единоличное владение, партнерство и корпорация.

Российские формы организации бизнеса: частный предприниматель,

товарищество, кооператив и общество.

Акционерное общество

Когда следует создавать акционерное общество: основные плюсы.

Учредители, держатели акций. Уставной капитал. Долевая собственность, акции. Акции простые и привилегированные.

Номинальная и курсовая стоимость акции. Первичная и вторичная эмиссии.

Специальные формы организации бизнеса

Государственное муниципальное предприятие. Бесприбыльная корпорация. Френчайзинг. Развитие френчайзинга в России.

Учебно-методическое обеспечение курса

Для преподавателя:

1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Методическое пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2002.

2. "Основы экономической теории". - М., 1999 2 книги.

3. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. "Основы экономических знаний". - М. 1997.

4. Михайлушкин А.И., Шинко П.Д. "Основы экономики". - СПб., 2003.

5. Стариченко Т.Н. Экономика: Практикум.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004

6. Травин Е.Н. Ролевые игры и практикумы.- М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2003

Для учащихся:

1. Автономов В.С. "Введение в экономику". - М., 1998.