Защита проекта "Пряничная доска". Урок технологии с использованием ИКТ (7-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 7


Цели:

Дидактические:

  • подвести итоги самостоятельной творческой работы;
  • проверить и оценить качество выполненной работы;
  • определить уровень знаний по технологии изготовления изделия.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческой познавательной деятельности,
  • способности выдвигать разнообразные идеи, находить способы решения той или иной проблемы, способности
  • совершенствовать продукт своей деятельности.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, трудолюбие, уважение к человеку труда, любовь к Родине и гордость за свой народ.

Задачи:

  • Обеспечить атмосферу доброжелательности для чего отказаться от оценочных суждений на уроке и критики в адрес обучаемых.
  • Стимулировать обучаемых к трудовой деятельности, для чего предоставить учащимся возможность проявить свои творческие способности и реализовать их через изготовление изделия.

Техническое оснащение: ноутбук.

Оборудование: угол мастерской стилизован под русскую горницу: стол, лавки и предметы домашней утвари; стол покрыт скатертью и на нём расставлена посуда, самовар с чайными принадлежностями.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, MS Publisher.

Дидактический материал: презентация (конспект со слайдами) “История резьбы по дереву на Руси”, сайт “История пряничной доски”.

Ход урока

  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся ИКТ
1 Организационный момент - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Урок-путешествие в старину. Мы не только обобщим те знания, которые вы получили на уроках художественной обработки древесины, но и узнаете много нового.

Примечателен этот урок и тем, что он позволит каждому присутствующему на нём соприкоснуться с традициями и обычаями давно ушедших времён.

Хозяева урока, мальчики, продемонстрируют нам, насколько им удалось овладеть умениями резчика по дереву, насколько они были усердны и ответственны.

   
2 “Путешествие в старину” (презентация теоретической части урока) Учитель демонстрирует презентацию “История резьбы по дереву на Руси” Знакомятся со слайдами презентации MS PowerPoint

“История резьбы по дереву на Руси”

Приложение 1

  Блиц-опрос по презентации Учитель задаёт вопросы:
  1. Какими были первые резные изображения? (Изображали идолов и божков.)
  2. Где использовались изделия резчиков по дереву? (Для украшения церквей, царских хором и дворцов.)
  3. Как использовалось искусство резьбы в быту? (Украшали ворота, наличники, лавки, сундуки, прялки, кухонную утварь.)
  4. Где обучали резьбе по дереву? (В ремесленных школах.)
Учащиеся отвечают на вопросы  
3 “Знатоки и почитатели старины рассказывают” (устный журнал “Из истории пряничной доски”) Вступительное слово учителя:

Сколько труда, изощрённой выдумки и подлинных открытий вложили в свои произведения истинные мастера художественного творчества. Многие их творения не только радовали взор современников, но и противостояли времени – пережили смену поколений и исторических эпох.

Среди замечательных произведений народного творчества особое место занимают пряничные доски.

Дети рассказывают об истории пряничной доски

1. История пряничной доски.

Приложение 2

2. Украшение пряничных досок.

Приложение 3

3. Использование пряничных досок

Приложение 4

4. Мастерство и творчество

Приложение 5

 
4 “Мастеровые люди говорят”

(отчёт о работе по изготовлению пряничных досок)

  Каждый ученик рассказывает об этапах и сложностях своей работы над изготовлением пряничной доски.

 

 
5 “Купцы предлагают, хозяюшки покупают” (проверка и оценка изделий)   Девочки на пряничных досках делают оттиски из приготовленного теста для пряников.

Один из мальчиков в качестве купца здесь же предлагает “товар”

 
6 “Самоварные посиделки” (проверка и закрепление знаний по художественной обработке материалов) “Хозяйка” приглашает к столу и ведёт беседу о самоваре и чайных приборах. Знакомит с чайной церемонией.

Вступительное слово учителя

“Русский народ всегда отличался талантом и трудолюбием. Умел мастеровой человек и отдохнуть. Чаще всего это делалось, когда была окончена работа. Собирались за большим столом с жёнками, детками. И устраивали “посиделки”. С разговорами, песнями, угощением. Гостей приглашали в самую светлую, большую комнату – горницу”

Выходит Хозяйка застолья (девочка в русском сарафане) кланяется и приглашает к столу.

“Сверху пар, снизу пар
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живём:
Пряник жуём, чаем запиваем,
В гости всех приглашаем”

Конкурс знатоков народных ремёсел

Вспомните пословицы о труде и ремесле.
Что обозначат пословица: “Без ремесла – без рук”?
Что понимается под словом “ремесло”?
Что значит “художественная обработка материала”?
Какие материалы пригодны для художественной обработки?
Какой из перечисленных вами материалов является самым распространённым и доступным для художественной обработки?
Какие виды художественной обработки древесины вы знаете?
Какой из этих видов является самым древним?
С чего начиналось искусство резьбы по дереву?
Посмотрите на стол и найдите предметы, которые относятся к теме нашего разговора.
Укажите вид художественной обработки данных предметов.Что является главным украшением русского стола?
Можно ли назвать самовар, который стоит на нашем столе и все его принадлежности назвать произведениями художественного творчества? Почему?

Учащиеся участвуют в беседе и чайной церемонии.

Все рассаживаются за столом и ведут “неспешные разговоры”

Учащиеся отвечают на вопросы

 
7 “Секреты прабабушкиного сундучка” Учитель: “Никакой русский стол, особенно праздничный не обходился главного русского лакомства – пряника. У каждой хозяйки был свой рецепт пряников, и рецепты эти бережно хранились и передавались из поколения в поколение, а вместе с ними пряничные формы. Ох, и красивы, и вкусны были пряники! Особенно знаменитые медовые да маковые пряники!”

“Вот в этом прабабушкином сундучке множество разных рецептов, забытых и уже современных, русских пряников. Прабабушкин сундучок может открыть секреты изготовления самых вкусных пряников”

Приложение 6

   
8 “Слово Мономаха” (подведение итогов урока) – Вот и заканчивается наш урок, но я надеюсь, что на этом не закончится ваше познание о жизни наших предков. По-новому мы будем относится к народным традициям, художественным промыслам, прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

– В качестве напутственного слова предлагаю вам обращение к молодым одного из самых мудрых русских князей Владимира Мономаха.

Приложение 7

Учащиеся знакомятся с текстом напутственного слова В. Мономаха  
9 “Разгонные пряники” (заключительный этап урока) “Хозяйка стола” раздаёт ученикам “разгонные пряники” и напоминает им о смысле и назначении этих пряников (пора прощаться и расходиться по домам)