"Имя существительное. Обобщающий урок" (урок русского языка с использованием ИКТ, 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • повторить основные грамматические признаки имени существительного, типы склонения;
  • научить действию подведения слов под понятия "имя существительное", склонение существительных;
  • определить уровень усвоения учебного материала.

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран, компьютеры.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, Microsoft Word.

Дидактический материал: презентация (конспект со слайдами), карточка-задание, карточки-инструкции, тест "Имя существительное" (программа Microsoft Excel), сигнальные карточки.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся ИКТ
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Общая:

- определение темы

урока;

- постановка учебной задачи;

- установка на конечный результат урока;

Личностно ориентированная мотивация:

- знакомство с содержанием Карты успешности работы над темой "Имя существительное" (за 4 класс);

Приложение 1.

- определение проблемных мест с каждым учеником.

 

 

Работа в тетради: запись даты и темы урока

 

 

 

Учащиеся работают с личной Картой успешности, определяют и выписывают в тетрадь обнаруженные пробелы в ЗУНах

 

 
II. Знакомство учащихся с алгоритмом учебной работы на уроке Комментирование учителем всех этапов предстоящей работы

Приложение 2. (Маршрутный лист урока)

Определяют по Маршрутному листу, что именно предстоит повторить, на какие вопросы обратить внимание (род, склонение, падежи существительного);  
III. Организация учебной работы по всем этапам алгоритма урока.

1. Этап повторения

 

 

 

 

 

 

 

2. Этап закрепления

1."Путешествие в мир изученного"

Демонстрация презентации "Имя существительное"

Приложение 3.

2. Фронтальная беседа: "Сообрази!":

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что обозначает имя существительное?

- Может ли быть имя существительное не только главным, но и второстепенным членом предложения?

1. "Зоркий глаз"

Учебное задание: выписать из текста имена существительные

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд-приятель!"
И ставит подпись: дятел.

2. Определи род существительного!"

Учебное задание: определи род существительного.

Приложение 4.

3. Комментированное письмо (с помощью карточки-инструкции).

Приложение 5.

4. Самостоятельная работа учащихся (с помощью карточки-инструкции).

Учебное задание: определи склонение и распредели по столбикам.

Приложение 6.

 

Учащиеся знакомятся со слайдами презентации по теме "Имя существительное"

 

Учащиеся участвуют в беседе и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выписывают из текста существительные

 

Учащиеся определяют род существительных

 

 

 

 

 

Определяют падеж существительного и комментируют свой выбор

Определяют самостоятельно склонение существительных

 
IV. этап

Проверка и оценка

Учитель знакомит с содержанием контрольного теста

Приложение 7.

Учащиеся выполняют тест. Программа MS Excel.

Тест: "Имя существительное

Приложение 7.

V. Этап анализа и систематизации полученной информации Учитель организует работу по самоанализу выполненного теста и выявлению обнаруженных пробелов в знаниях Учащиеся анализируют результаты своей работы по теме "Имя существительное" и фиксируют их в Карте успешности

Приложение 1.

 
VI. Домашнее задание. Дифференцированное задание (с учётом выявленных проблем по усвоению материала). Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.  
V. Подведение итогов. Учитель подводит итоги работы учащихся на уроке и оценивает её. Учащиеся выставляют отметки в дневник.