Математика. "Относительность понятий часть и целое" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Ход урока

I. Создание учебной ситуации.

На доске две фигуры, вырезанные из цветной бумаги.

Учитель: - Какое задание я могу вам предложить? (Сравнить, уравнять, из частей составить целое)

- Почему вы решили, что именно из частей собрать целое? (исследуем это действие с величинами)

- Составьте из данных частей целое (один ученик выполняет это задание у доски).

- Переведите на математический язык то, что мы сделали с предметами. Как это можно сделать? (схемой, формулой, схемой с лучиками)

- В тетрадях запишите схему, формулу, схему с лучиками (ученики, которые сделали быстрее других, предлагают свои варианты на доске)

- Сравните свой вариант с тем, который на доске, покажите свое мнение (ученики показывают карточки с "плюсом", выражая свое согласие и с "минусом", выражая свое несогласие; при необходимости проводится обсуждение).

- Покажите знаком, у кого получилось правильно. Молодцы!

II. Постановка учебной задачи:

- А вы помните маленьких человечков из Цветочного города? Незнайку и его друзей? Они опять решили путешествовать, но уже на лодке. Знайка придумал конструкцию и изобразил задуманное так:

- Можете расшифровать эту запись? (из двух частей надо собрать целое) Отлично!

- Шпунтик и Винтик изготовили 2 части лодки. Трудились весь день, устали и решили сборку отложить до утра. Поздно вечером Незнайка пробрался в мастерскую и распилил одну часть лодки пополам. Когда утром Шпунтик и Винтик пришли в мастерскую, то увидели вот что:

на доске появляется изображение деталей лодки (из цветной бумаги)

III. Решение учебной задачи:

- Что же теперь делать? Как собрать лодку? Можете помочь? (пару выдаются детали, пара обсуждает способ и собирает лодку)

- Замечательно, Шпунтик и Винтик так и сделали.

- Ребята, лодка собрана, как задумал Знайка? По этой модели? (учитель показывает на исходную схему)

- Чего не видно на этой модели? ( что часть К собрана из двух частей)

- Что надо сделать с моделью, чтобы она отражала наши действия? (изменить, дополнить)

- У кого есть идеи, как изменить модель? (предполагается, что идей будет мало или не будет совсем) Тогда попробуйте изменить модель, работая в группе.

- Какова цель работы группы? Какое изменение надо внести в модель?

От каждой группы выслушиваются отвечающие, обсуждаются результаты работы групп. В результате обсуждения получается такая схема:

- Попробуйте сформулировать, что интересного сообщает наша схема? Чем является величина К на нашей схеме? (и частью и целым) Как же так? Может мы ошиблись? -- Докажите, что величина К - часть. (ученики доказывают)

- Убедили. Докажите, что величина К - целое.

- Что удивительного про величину мы узнали? (одна величина может быть одновременно и частью, и целым) Вот это открытие!

IV. Рефлексия.

- Что мы делали на уроке с величинами?

- Почему в обоих заданиях из двух частей собирали целое, но первое сделали быстро, а второе так долго обсуждали?

- С какой проблемой столкнулись при выполнении второго задания?

- Удалось решить проблему? Какое открытие сделали, когда изменили схему?

- Отличное открытие, но что с ним делать дальше? (научиться применять его)

Мы изобразили открытие схемой с лучиками, а как еще можно изображать действия с величинами? (схемой и формулой)

- Тогда чем займемся завтра на уроке? (попробуем показать открытие на схеме и формуле) Спасибо за работу.

Домашнее задание: рассказать родителям об открытии.