Ход урока
I. Создание учебной ситуации.
На доске две фигуры, вырезанные из цветной бумаги.
Учитель: - Какое задание я могу вам предложить? (Сравнить, уравнять, из частей составить целое)
- Почему вы решили, что именно из частей собрать целое? (исследуем это действие с величинами)
- Составьте из данных частей целое (один ученик выполняет это задание у доски).
- Переведите на математический язык то, что мы сделали с предметами. Как это можно сделать? (схемой, формулой, схемой с лучиками)
- В тетрадях запишите схему, формулу, схему с лучиками (ученики, которые сделали быстрее других, предлагают свои варианты на доске)
- Сравните свой вариант с тем, который на доске, покажите свое мнение (ученики показывают карточки с "плюсом", выражая свое согласие и с "минусом", выражая свое несогласие; при необходимости проводится обсуждение).
- Покажите знаком, у кого получилось правильно. Молодцы!
II. Постановка учебной задачи:
- А вы помните маленьких человечков из Цветочного города? Незнайку и его друзей? Они опять решили путешествовать, но уже на лодке. Знайка придумал конструкцию и изобразил задуманное так:
- Можете расшифровать эту запись? (из двух частей надо собрать целое) Отлично!
- Шпунтик и Винтик изготовили 2 части лодки. Трудились весь день, устали и решили сборку отложить до утра. Поздно вечером Незнайка пробрался в мастерскую и распилил одну часть лодки пополам. Когда утром Шпунтик и Винтик пришли в мастерскую, то увидели вот что:
на доске появляется изображение деталей лодки (из цветной бумаги)
III. Решение учебной задачи:
- Что же теперь делать? Как собрать лодку? Можете помочь? (пару выдаются детали, пара обсуждает способ и собирает лодку)
- Замечательно, Шпунтик и Винтик так и сделали.
- Ребята, лодка собрана, как задумал Знайка? По этой модели? (учитель показывает на исходную схему)
- Чего не видно на этой модели? ( что часть К собрана из двух частей)
- Что надо сделать с моделью, чтобы она отражала наши действия? (изменить, дополнить)
- У кого есть идеи, как изменить модель? (предполагается, что идей будет мало или не будет совсем) Тогда попробуйте изменить модель, работая в группе.
- Какова цель работы группы? Какое изменение надо внести в модель?
От каждой группы выслушиваются отвечающие, обсуждаются результаты работы групп. В результате обсуждения получается такая схема:
- Попробуйте сформулировать, что интересного сообщает наша схема? Чем является величина К на нашей схеме? (и частью и целым) Как же так? Может мы ошиблись? -- Докажите, что величина К - часть. (ученики доказывают)
- Убедили. Докажите, что величина К - целое.
- Что удивительного про величину мы узнали? (одна величина может быть одновременно и частью, и целым) Вот это открытие!
IV. Рефлексия.
- Что мы делали на уроке с величинами?
- Почему в обоих заданиях из двух частей собирали целое, но первое сделали быстро, а второе так долго обсуждали?
- С какой проблемой столкнулись при выполнении второго задания?
- Удалось решить проблему? Какое открытие сделали, когда изменили схему?
- Отличное открытие, но что с ним делать дальше? (научиться применять его)
Мы изобразили открытие схемой с лучиками, а как еще можно изображать действия с величинами? (схемой и формулой)
- Тогда чем займемся завтра на уроке? (попробуем показать открытие на схеме и формуле) Спасибо за работу.
Домашнее задание: рассказать родителям об открытии.