Цель: познакомить учащихся с музыкой закавказских народов (грузин, армян, азербайджанцев)
Задачи:
- Проследить связь времен и народов, общность культурного наследия;
- Воздействовать на чувства, эмоции обучающихся через восприятие художественных и музыкальных образов;
- Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.
Музыкальный материал:
- Грузинский народный танец. Лезгинка.
- А. Хачатурян. Колыбельная из балета "Гаяне"
- Г.Гусейнли. Цыплята.
Технические средства: магнитофон, баян.
Методическое обеспечение:
- Иллюстрации природы Кавказа;
- Иллюстрации инструментов: зурна, кяманча;
- Карточки на соотношение.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята. Посмотрите на иллюстрацию, что вы можете сказать о природе Закавказья?
Дети: Высказывают своё видение, мнение.
Учитель направляет и дополняет ответы ребят.
Учитель: Сегодня речь пойдёт о музыке народов Закавказья. Много гор со снежными вершинами, быстрые горные реки, туннели, тропы тайные, много густых лесов, а есть поляны, где пасётся скот (бараны, овцы, много виноградников). Днём бывает много солнца, а ночи всегда холодные, воздух свеж, чист, прозрачен; хорошо прослушивается эхо в горах, народ живёт тут быстрый, горячий; люди общительные, любят петь и танцевать. Говор гортанный, быстрый, торопливый. Люди эти темпераментные, так как живут в контрастной природе в горах и у подножия гор. Строгий цвет характерен для их костюмов (белый и чёрный). Развиты поделки из металла (чеканка, ювелирные изделия), всегда они славились изготовлением оружия. Народ очень трудолюбивый, выращивает вкусный виноград. Смелые, мужественные люди, ценят братские узы, очень музыкальные, воспитываются в национальных традициях. Характер закавказской музыки отражает живущих здесь народов, особые черты народного говора. Обычно эта музыка стремительная, горячая. Послушайте "Лезгинку" грузинский народный танец лезгин, распространённый по всему Кавказу.
Слушание: Лезгинка - грузинский народный танец.
Дети: Определяют характерные особенности грузинского танца: "острый" ритм, яркие акценты, большую роль ударных инструментов.
Учитель: Ещё одна народность - армяне. Это тоже очень музыкальный народ. Композитор Арам Хачатурян известен и в нашей стране, и за рубежом. Армянин по происхождению, он учился у русских музыкантов и впитал в себя как родную армянскую музыку так и музыку великих русских композиторов. Но в его сочинениях всегда слышны те особые армянские интонации, которых нет в русской музыке.
Слушание: Колыбельная из балета "Гаяне" А.Хачатуряна
Дети: Определить характер, жанр (через проживание)
(Гаяне - так зовут героиню балета - армянскую колхозницу).
Выступление ученика подготовившего сообщение о композиторе Хачатуряне.
Учитель: Интересны инструменты Закавказья.
Демонстрация иллюстраций инструментов Зурна, Кяманча.
Выступления ребят подготовивших сообщения об инструментах.
Учитель: Сейчас вы прослушаете очень интересную, забавную песню Г.Гусейнли "Цыплята" - азербайджанскую музыку с новыми, необычными для вас интонациями.
Слушание: исполнение песни учителем на баяне.
Работа над песней: (Приложение1)
- определение характера;
- распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;
- разучивание по фразам.
Работа с карточками (Приложение2)
Учащиеся выполняют задание индивидуально на карточках.
Обобщение урока.
Учитель: Сегодня мы совершили путешествие в мир музыки народов Закавказья. Очень хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен.