Музыка народов Закавказья

Разделы: Музыка


Цель: познакомить учащихся с музыкой закавказских народов (грузин, армян, азербайджанцев)

Задачи:

  • Проследить связь времен и народов, общность культурного наследия;
  • Воздействовать на чувства, эмоции обучающихся через восприятие художественных и музыкальных образов;
  • Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.

Музыкальный материал:

  • Грузинский народный танец. Лезгинка.
  • А. Хачатурян. Колыбельная из балета "Гаяне"
  • Г.Гусейнли. Цыплята.

Технические средства: магнитофон, баян.

Методическое обеспечение:

  • Иллюстрации природы Кавказа;
  • Иллюстрации инструментов: зурна, кяманча;
  • Карточки на соотношение.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте ребята. Посмотрите на иллюстрацию, что вы можете сказать о природе Закавказья?

Дети: Высказывают своё видение, мнение.

Учитель направляет и дополняет ответы ребят.

Учитель: Сегодня речь пойдёт о музыке народов Закавказья. Много гор со снежными вершинами, быстрые горные реки, туннели, тропы тайные, много густых лесов, а есть поляны, где пасётся скот (бараны, овцы, много виноградников). Днём бывает много солнца, а ночи всегда холодные, воздух свеж, чист, прозрачен; хорошо прослушивается эхо в горах, народ живёт тут быстрый, горячий; люди общительные, любят петь и танцевать. Говор гортанный, быстрый, торопливый. Люди эти темпераментные, так как живут в контрастной природе в горах и у подножия гор. Строгий цвет характерен для их костюмов (белый и чёрный). Развиты поделки из металла (чеканка, ювелирные изделия), всегда они славились изготовлением оружия. Народ очень трудолюбивый, выращивает вкусный виноград. Смелые, мужественные люди, ценят братские узы, очень музыкальные, воспитываются в национальных традициях. Характер закавказской музыки отражает живущих здесь народов, особые черты народного говора. Обычно эта музыка стремительная, горячая. Послушайте "Лезгинку" грузинский народный танец лезгин, распространённый по всему Кавказу.

Слушание: Лезгинка - грузинский народный танец.

Дети: Определяют характерные особенности грузинского танца: "острый" ритм, яркие акценты, большую роль ударных инструментов.

Учитель: Ещё одна народность - армяне. Это тоже очень музыкальный народ. Композитор Арам Хачатурян известен и в нашей стране, и за рубежом. Армянин по происхождению, он учился у русских музыкантов и впитал в себя как родную армянскую музыку так и музыку великих русских композиторов. Но в его сочинениях всегда слышны те особые армянские интонации, которых нет в русской музыке.

Слушание: Колыбельная из балета "Гаяне" А.Хачатуряна

Дети: Определить характер, жанр (через проживание)

(Гаяне - так зовут героиню балета - армянскую колхозницу).

Выступление ученика подготовившего сообщение о композиторе Хачатуряне.

Учитель: Интересны инструменты Закавказья.

Демонстрация иллюстраций инструментов Зурна, Кяманча.

Выступления ребят подготовивших сообщения об инструментах.

Учитель: Сейчас вы прослушаете очень интересную, забавную песню Г.Гусейнли "Цыплята" - азербайджанскую музыку с новыми, необычными для вас интонациями.

Слушание: исполнение песни учителем на баяне.

Работа над песней: (Приложение1)

  • определение характера;
  • распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;
  • разучивание по фразам.

Работа с карточками (Приложение2)

Учащиеся выполняют задание индивидуально на карточках.

Обобщение урока.

Учитель: Сегодня мы совершили путешествие в мир музыки народов Закавказья. Очень хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен.