В Социально-реабилитационном центре Ленинского района г. Красноярска воспитываются 32 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подавляющее большинство воспитанников - социальные сироты. Особенности социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни - отсутствие нормальных ценностных ориентиров.
Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в социальном приюте ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.
Большинство детей нашего центра - дети девиантного поведение, проявляющие агрессию как физическую, так и вербальную.
Пытаясь преодолеть негативное влияние факторов социального сиротства я, по совету психолога для снятия напряжения и агрессии, использовала в работе методику "Вечерний огонек".
Вечерний "огонек" - гениальная находка Фрунзенских коммун И.П. Иванова, педагогическую значимость которой трудно переоценить.
Вечерний "огонек" - это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно.
Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.
"Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
Задачи огонька:
побуждение взаимной эмпатии (расположения, добрых чувств, интереса, желания быть вместе и помогать друг другу);
организация переживания первого ощущения сплоченности, совместности;
создание настроя на гуманистические ценности взаимодействия и общения;
предъявление самого огонька, как формы и способа конструктивного общения, ценного для каждого в отдельности, группы и социального центра в целом.
организация упражнения в рефлексии (объекты: я сам, моя группа, мой центр, я в группе и центре);
обеспечение постепенного закрепления гуманистических ценностей в практике общения и взаимодействия;
Для вечернего "огонька" существуют правила:
1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".
2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
3) Дети, воспитатели и социальные работники должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):
" Когда говорит один - все молчат"
" Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"
" Закон свободного микрофона"
" Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы"
"Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"
"Через центр круга переходить нельзя".
"Огонек" проводится в располагающей обстановке, у волшебной лампы или при свечах.
ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ОГОНЬКОВ
Самый первый огонек рекомендуется провести "огонек знакомства". Мы его проводим, когда к нам в группу приходят новенькие.
"РАССКАЖИ МНЕ О СЕБЕ"
Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену группы.
Это форма традиционного "огонька-знакомства". Все дети садятся по кругу, воспитатель начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д. При этом воспитатель дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на "огоньке" используется некий символ, "эстафетная палочка", которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. У нас это белый мишка "Пусик". Если ребенок в рассказе о себе рассказывает о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на "огоньке" продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает "огонек" более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход "огонька". В большинстве своем классический вариант "огонька"-знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:
- вновь прибывшие дети не адаптированы к новой ситуации;
- вновь прибывшие дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всей группе, да еще так, чтобы это было интересно;
- внимание рассеяно, т.к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия еще одного блока достаточно серьезной информации.
Основной, самый главный элемент "огонька" - анализ прожитого дня. Рассмотрим наиболее распространенную форму "огонька"-анализа
"ОГОНЕК" - АНАЛИЗ ДНЯ
После того как к свече в круг подсел последний человек, воспитатель пускает по кругу зажженную свечу с темой огонька. (задавая наводящие вопросы).
Каждый ребенок, должен ответить на следующие вопросы:
Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
Что сегодня в нашей группе было хорошо?
Что было не очень хорошо и даже плохо?
Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОГОНЕК
Тематический огонек - проводится по поводу, часто неожиданному (что-то произошло или должно случиться), иногда - запланированному. Название "тематический" указывает на специальность и конкретность темы разговора.
Задачи:
концентрация переживаний и рефлексии на одном объекте (дело, событие, поступок, личность-образец и др.);
побуждение желания самосовершенствоваться от этого объекта, как от отправной точки;
актуализация позитивных образцов для закрепления в структуре личностных смыслов ребенка.
ИТОГОВЫЙ ОГОНЕК
Итоговый огонек - проводится, как правило, когда из группы выбывает ребенок в детский дом.
Задачи:
организация интенсивной, эмоционально окрашенной рефлексии для актуализации ценности пережитого в группе и центре опыта, появления мыслей о саморазвитии после прибытия в детский дом , побуждения чувств дружбы, ценности другого,
побуждение желания строить свой образ жизни, используя опыт центра и группы.
МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ
1. "Огонек" должен иметь определенную длительность, которая определена заранее, он не должен длиться бесконечно.
2. "Огонек" - это форма задушевной, искренней беседы, а она не должна сопровождаться сумрачной обстановкой. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи. Для "огонька" можно выбрать просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.
3. Вечерний "огонек" - это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение "огонька" в развлекательном ключе.
4. Каждый "огонек" требует подготовки. Ведь каждый "огонек" должен стать незабываемым и единственным в своем роде.
ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ОГОНЬКА
1. Предварительная работа.
Начните с продумывания места данного огонька в жизни группы. Сценарный план (а он у Вас обязательно будет) зависит от того, каково состояние группы, уровень его сплоченное взаимопонимания и открытости. Позаботьтесь о том, чтобы огонёк произвел желаемый эффект, а для этого постарайтесь, чтобы он задевал нужные струны души. Нижеследующие пункты рекомендации помогут Вам в этом. В любом случае, делайте поправку на психологический возраст, уровень ценностей ориентационного единства отряда. Постарайтесь предусмотреть и снизить возможные риски.
2. Подготовительная работа.
Подготовьте место, скамьи и стулья, реквизит, технические средства. Если ждёте гостей проинструктируйте их об их роли в огоньке. Сформулируйте и выдайте задания выступающим, групп так, чтобы у них осталось время подготовиться; помогите им. Еще раз рассчитайте время, вспомните, какого эффекта Вы ждете от каждого элемента огонька.
3. Погружение.
Для создания соответствующего настроения ребят используйте ритуалы, например, торжественное зажигание свечи . Важен сам момент входа и размещения: это должно происходить в тишине, без суеты, лучшие места - малышам, "героям дня", гостям. Возможен вынос талисмана, иных аксессуаров. Фантазируйте, украшайте огонёк, создавайте настроение искренности, теплоты, важности происходящего.
4. Ход огонька
А) Начало. мы проводим короткое упражнение для установления сенсорного контакта.
Б) Завязка обсуждения. Разговор может начаться с проблемного вопроса, выступления группы, концентрации внимания на загадочном предмете, Хорошо, если на каждом огоньке этот момент организуется по-разному.
В) Обсуждение. Традиционное обсуждение "по кругу" подкрепите или вовсе замените более эффективными приемами. Используйте "конверт откровения", "мозаику вопросов и ответов", другие технические приемы. Интересно предложить высказавшемуся выбрать следующего говорящего. Лишить обсуждение однообразия помогут "музыкальные паузы", когда исполняемая песня выбирается по принципу актуальности (какая песня подойдет именно в эту минуту - могут решить сами ребята). Нелишними оказываются и невербальные коммуникативные средства: жесты, прикосновения, рукопожатия, символические знаки и предметы. Важно, чтобы все ребята были максимально вовлечены в происходящее, переживали огонёк сообща.
Г) Кульминация. Наконец прозвучит (будет найден) ответ на проблемный вопрос, откроется "черный ящик", станет понятным смысл загадочного предмета, откроется тайна, сюрприз. Наверное, именно в этот момент и выступит с самыми важными словами пришедший гость.
Д) Развязка. В завершение огонька возможно принятие каких-то решений, выявление и награждение "героев", объявление планов и намерений, вручение сюрпризов и т.п. Хорошо, если дети смогут сформулировать выводы, основные идеи разговора. По традиции будет выбран новый дежурный командир на завтра, дана оценка работе сегодняшнего ДК.
Е) Завершение. Когда всё запланированное исчерпано, прозвучит заключительное слово воспитателя, проводится заключительный ритуал: цветопись настроения. Дети обозначают свое настроение за день цветом. Цветовой ковер дает возможность увидеть в цвете настроение ребенка. можно проследить, как эмоционально дети откликаются на ту или иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Можно посмотреть, существует ли единство в переживаниях детьми значимых ситуаций.
Ж) Отход ко сну. Да, это тоже важный момент огонька. Ибо способен, как сохранить и укрепить достигнутый эффект, так и свести его на нет. По традиции, после исполнения Вечернего огонька дети, воспитатели и социальные работники разговаривают только шепотом, доброжелательно и умиротворяюще. Дети отходят ко сну без суеты, никакие проблемы уже не поднимаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У Вас, уважаемые коллеги, на огоньке множество ролей. Вы сценарист, поскольку составляете сценарий огонька заранее, продумываете последовательность сцен, их роль, обстановку и прочее. Вы - дирижер, так как ненавязчиво, но постоянно управляете звучанием отряда на огоньке. Разумеется, Вы такой же член детского коллектива, как и прочие, с той лишь поправкой, что у воспитателя на огоньке всегда один решающий голос, сколько бы их не было. Вы - наблюдатель, Вы зорко следите за ходом огонька, но допускаете обидных заявлений, неосторожных высказываний, вовремя и правильно реагируете на всё происходящее. В процессе подготовки и в ходе самого огонька Вы - консультант, помощник, советчик. А поскольку огонёк - это и рефлексивное занятие с элементами тренинга, то Вы, в некотором роде "психотерапевт", тренер группы.
Принципиальную роль здесь играет техника педагогического воздействия. Ваш голос должен быть слышен, но не громок, мимика всегда под контролем и точно соответствует требуемому настроению ситуации. Жестикуляция выразительна, но не размашиста. Демонстрируйте искренность, тем более что Вы искренне хотите помочь этим детям. Для Вашего общения с группой на огоньке важно, чтобы Вы своим влиянием словно бы "обнимали" весь отряд, чтобы каждый в отдельности и все вместе ощущали себя в сфере Вашего внимания. Тон Вашего голоса можно охарактеризовать, то как "внушающее доброжелательный", то как "искренне-дружеский".
Могу отметить только положительное влияние данной методики на воспитательный процесс. Дети становятся более раскрепощенными, коммуникабельными, доброжелательными друг к другу, педагогам и обслуживающему персоналу. Огоньки многократно повышают свой педагогический потенциал, если проводятся именно как система, если сформированы традиции их проведения, и ребята осознают возможности огонька как средства общения, средства своего личностного роста и влияния на жизнь группы, и в целом центра.
Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов огоньков, проводимых на базе группы. (Приложение 1)
КНИГИ, КОТОРЫЕ ПОМОГЛИ НАМ РАЗОБРАТЬСЯ СО СЛОЖНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЯВЛЕНИЕМ "ОГОНЕК"
- Абрамова Г.С. Психология в метафорах и образах. - Вологда, 1994.
- Баранова С. Королевские розы. Сказки для всех. - Владимир, 1991.
- Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М., 1999.
- Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы ВПЛ "Орленок", - М.: Педагогика, 1982.
- Гиндис Б. Вечерний огонек. - ВДЦ "Орленок", 1998.
- Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в условиях детского оздоровительного лагеря. Методическое пособие для педагогов - организаторов, психологов, методистов, вожатых. /Под общей ред. Г.В. Семья. - М., 1998.
- Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов (методическое пособие). - Л.: 1969.
- Как доверяют тайны. - ВДЦ "Орленок", 2003.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатерибург, 1997.
- Коллективные творческие дела коммуны имени А.С. Макаренко (из опыта воспитательной работы) - М: 1970.
- "Лидер Дона": из опыта работы областного лагеря актива детских и молодежных общественных объединений. 1997-2001 гг. - Ростов-на-Дону, 2001.
- Листопадов Ю.Г. Вечерний костер в детском лагере: общие подходы, основные виды, проведение в первичном коллективе. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Дружина "Шуя", 1997
- Листопадов Ю.Г. Вечерний костер в детском лагере: часть 2-я; звеновые костры. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Дружина "Шуя", 1997.
- Материалы из опыта работы областного педагогического отряда "Родник" в профильном лагере для старшеклассников "Искатель" в 2001-2003 гг.
- Пионерские костры (из материалов Пермского Дворца пионеров и областного Совета профсоюзов в помощь работникам пионерских лагерей). - Киев, 1967
- Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии: Пер. с нем. Общ. ред. А.В. Брушлинского и А. З. Шапиро, 1995.
- Пять серебряных звезд. Сборник легенд, притч и рассказов. - Владимир, 2004.
- Симпирович С. Савельев Д. Временные детские коллективы или тернистым путем вожатого. - СПб, 2003.
- Скаутинг для начинающих. - Петрозаводск, 1993.
- Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову.- М.: Педагогика, 1989
- Фрунзенская коммуна. Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка./Сост. С. Соловейчик. - М.: Детская литература, 1972.
- Шпоркина Е.М. Огоньки, легенды, песни. - Ульяновск, 2004.
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. 4-е изд., дополненное, переработанное. - Смоленск, 1998.
- Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса - М., 1994.