Кодирование информации (2-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 2


Цель урока:

  • развивать логическое мышление;
  • учить кодировать информацию с помощью системы координат;
  • расширять познания об окружающем нас информационном мире.

I Разминка.

Учитель: Ребята, что называется метаграммами и логогрифами.

Ученик: Метаграмма - это загадка в которой задаётся определённое слово. Его нужно отгадать. Затем в указанном слове следует одну из указанных букв заменить другой, и значение слова изменится.

Логогриф - это загадка, в которой надо догадаться о каком, слове говорится вначале. Затем в указанное слово надо вставить добавочно одну букву или две буквы, и получится новое слово.

Учитель: Правильно. А теперь давайте попробуем отгадать эти загадки.

1.

С буквой "Л" - в игре в футбол
Часто слышим слово :
С "Д" уж в слове смысл не тот -
Мерой стало просто:
(Гол - Год)

2.

Он - грызун не очень мелкий
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь "У" на "О",
Будет круглое число.
(Сурок - Сорок).

3.

Я нелюбимая оценка в дневнике,
Из-за меня у школьника мрачнеет вся природа
Но если внутрь меня поставить "Е"
То среди женского я рода.
(Два - Дева)

4.

Число я меньше десяти,
Тебе легко меня найти
Но если букве "Я" прикажешь
Рядом встать, я всё - отец и ты,
И дедушка и мать.
(Семь - Семья)

5. Где хранится информация о смерти Кащея Бессмертного.

6.

Хоть и крошка осьминог,
Но имеет восемь ног,
Сколько нужно пар сапог,
Чтоб обулся осьминог? (4)

7.

Гуляли по аллейке куриные семейки
У каждой мамы - квочки
Три сына и две дочки
Сколько всех Цыплят мы спросим
Если квочек восемь? (40)

II Проверка домашнего задания

Расшифруй пословицу, пользуясь трафаретом №1, поворачивая его налево.

А Н Е Е
И Н Л Д
7 Ц Я Е
Н П   Т

трафарет

"7 пятниц на неделе"

В проверке домашнего задания учителю помогают консультанты. У них учитель до начала урока проверяет задание, и они по просьбе учителя идут проверять задания, у остальных. На полях выставляют оценку.

III Объяснение новой темы

Учитель: Давайте поставим цель нашего урока.

Ученик: Какими способами можно кодировать информацию.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что же обозначает слово кодирование.

Ученики дают свои ответы.

Учитель: В жизни мы часто сталкиваемся с закодированной информацией, т. е. такой информацией, которая передаётся специальными значками. Если вы живёте в многоэтажном доме, то чтобы попасть домой сначала входите в подъезд и поднимаетесь на нужный этаж. Давайте закодируем ваше место жительства. Назовите пожалуйста, свой подъезд и этаж.

Ученики называют свои подъезд и этаж.

Например (3;1) Оля, (2;3) Коля

Сегодня мы будем кодировать информацию с помощью координатной сетки. В ней каждый предмет имеет свои координаты. При записи координаты необходимо выполнять следующие правила. Сначала записывается координата горизонтали, а затем по вертикали, причём числа записываются в скобочках и через запятую.

IV Закрепление темы

Учитель:

Представим себе, что мы пассажиры поезда и впереди нас ждут станции с интересными заданиями. Итак, отправляемся в путь. Первая станция.

Кодирование букв предметами

Учитель: По первым буквам нарисованных предметов составь имена весёлых человечков. (На магнитную доску вывешиваются плакаты, а первые угаданные буквы ставятся, под каждый рисунок в результате получается слово).

Ответы: Петрушка. Самоделкин.

Презентация.

Напиши адрес каждого предмета (смотри слайд №1)

Поместить один предмет для угадывания адреса, но в поле этого предмета нет.

Рассели предметы по их адресам (смотри слайд №2)

  • Кошка (4;2)
  • Ворона (5;4)
  • Пингвин (2;1)

Помоги собачки найти своё окошко по заданному пути и напиши его адрес (смотри слайд №3)

V Работа в тетради

Учитель: С помощью координат можно закодировать рисунок. Перед вами лежат листочки с заданиями. В этом задании вы должны закрасить клеточки с заданными координатами. В результате у вас должен получиться рисунок.

На выполнение этого задания даётся 4-5 минут. Затем учитель показывает готовый рисунок, а дети сверяют его со своим получившимся.

Раскрась по клеточкам (смотри слайд №4)

Учитель: Следующая станция.

Кодирование слов и предложений.

Учитель: Ребята продолжаем работу.

Расшифруй слова и почитай пословицу (смотри слайд №5,6,7)

VI Физкультминутка

-Улыбнись так, как будто вы получили пятёрку и очень довольны собой довольны.

  • Сядьте так как будто вы очень устали и вам хочется отдохнуть.
  • А теперь встаньте и покажите, как распускается цветок.
  • А теперь покажите, как ветер качает дерево.
  • А теперь покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик.
  • А теперь сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта - ваш трон. Как вы хорошо действиями передавали информацию.
  •  

VII Продолжение работы

Учитель: С помощью координат можно раскодировать пословицу и закодировать новую.

Разгадай загадку и зашифруй отгадку (смотри слайд №8)

Учитель: Информацию можно кодировать различными способами.

Попробуй, в этой таинственной записи найти список предметов, необходимых школьнику.

(На доске)

GFРKIУUЧREКCVАBB РУЧКА
YRWПQЕNMНАVRЛL ПЕНАЛ
ТBVЕCТXРАUДЬTNM ТЕТРАДЬ

VIII Релаксация

Учитель: Ребята, что вы сегодня узнали нового?

Ученики дают ответ на поставленный вопрос. Главное, чтобы в этом ответе учеников прозвучало, что цель достигнута. Если у ребят этого не получится, то им обязательно должен помочь учитель.

Учитель: Наша цель достигнута. А теперь я хочу вам сказать, что вы:..(я забыла, как это слово называется, помогите мне ребята в этом)

Я вам дам координаты букв этого слова (показать слайд №6)

(1;2) (4;6) (2;6) (4;6) (2;2) (2;1) (5;1)
М О Л О Д Ц Ы

IX Задание на дом

С помощью координат закодируйте рисунок.

X Подведение итогов.

Используемые источники.

1. С.Т. Тур, Т.П. Бокучаева Первые шаги в мире информатики - СПб.: БХВ-Петербург, 2002

2. А.В. Горячев, А.А. Меньшакова "Общие приёмы решения нестандартных задач: кодирование, симметрия, комбинаторика" //Информатика №45/ 2004