Цель урока:
- развивать логическое мышление;
- учить кодировать информацию с помощью системы координат;
- расширять познания об окружающем нас информационном мире.
I Разминка.
Учитель: Ребята, что называется метаграммами и логогрифами.
Ученик: Метаграмма - это загадка в которой задаётся определённое слово. Его нужно отгадать. Затем в указанном слове следует одну из указанных букв заменить другой, и значение слова изменится.
Логогриф - это загадка, в которой надо догадаться о каком, слове говорится вначале. Затем в указанное слово надо вставить добавочно одну букву или две буквы, и получится новое слово.
Учитель: Правильно. А теперь давайте попробуем отгадать эти загадки.
1.
С буквой "Л" - в игре в футбол
Часто слышим слово :
С "Д" уж в слове смысл не тот -
Мерой стало просто:
(Гол - Год)
2.
Он - грызун не очень мелкий
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь "У" на "О",
Будет круглое число.
(Сурок - Сорок).
3.
Я нелюбимая оценка в дневнике,
Из-за меня у школьника мрачнеет вся природа
Но если внутрь меня поставить "Е"
То среди женского я рода.
(Два - Дева)
4.
Число я меньше десяти,
Тебе легко меня найти
Но если букве "Я" прикажешь
Рядом встать, я всё - отец и ты,
И дедушка и мать.
(Семь - Семья)
5. Где хранится информация о смерти Кащея Бессмертного.
6.
Хоть и крошка осьминог,
Но имеет восемь ног,
Сколько нужно пар сапог,
Чтоб обулся осьминог? (4)
7.
Гуляли по аллейке куриные семейки
У каждой мамы - квочки
Три сына и две дочки
Сколько всех Цыплят мы спросим
Если квочек восемь? (40)
II Проверка домашнего задания
Расшифруй пословицу, пользуясь трафаретом №1, поворачивая его налево.
А Н Е Е И Н Л Д 7 Ц Я Е Н П Т
трафарет
"7 пятниц на неделе"
В проверке домашнего задания учителю помогают консультанты. У них учитель до начала урока проверяет задание, и они по просьбе учителя идут проверять задания, у остальных. На полях выставляют оценку.
III Объяснение новой темы
Учитель: Давайте поставим цель нашего урока.
Ученик: Какими способами можно кодировать информацию.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что же обозначает слово кодирование.
Ученики дают свои ответы.
Учитель: В жизни мы часто сталкиваемся с закодированной информацией, т. е. такой информацией, которая передаётся специальными значками. Если вы живёте в многоэтажном доме, то чтобы попасть домой сначала входите в подъезд и поднимаетесь на нужный этаж. Давайте закодируем ваше место жительства. Назовите пожалуйста, свой подъезд и этаж.
Ученики называют свои подъезд и этаж.
Например (3;1) Оля, (2;3) Коля
Сегодня мы будем кодировать информацию с помощью координатной сетки. В ней каждый предмет имеет свои координаты. При записи координаты необходимо выполнять следующие правила. Сначала записывается координата горизонтали, а затем по вертикали, причём числа записываются в скобочках и через запятую.
IV Закрепление темы
Учитель:
Представим себе, что мы пассажиры поезда и впереди нас ждут станции с интересными заданиями. Итак, отправляемся в путь. Первая станция.
Кодирование букв предметами
Учитель: По первым буквам нарисованных предметов составь имена весёлых человечков. (На магнитную доску вывешиваются плакаты, а первые угаданные буквы ставятся, под каждый рисунок в результате получается слово).
Ответы: Петрушка. Самоделкин.
Напиши адрес каждого предмета (смотри слайд №1)
Поместить один предмет для угадывания адреса, но в поле этого предмета нет.
Рассели предметы по их адресам (смотри слайд №2)
- Кошка (4;2)
- Ворона (5;4)
- Пингвин (2;1)
Помоги собачки найти своё окошко по заданному пути и напиши его адрес (смотри слайд №3)
V Работа в тетради
Учитель: С помощью координат можно закодировать рисунок. Перед вами лежат листочки с заданиями. В этом задании вы должны закрасить клеточки с заданными координатами. В результате у вас должен получиться рисунок.
На выполнение этого задания даётся 4-5 минут. Затем учитель показывает готовый рисунок, а дети сверяют его со своим получившимся.
Раскрась по клеточкам (смотри слайд №4)
Учитель: Следующая станция.
Кодирование слов и предложений.
Учитель: Ребята продолжаем работу.
Расшифруй слова и почитай пословицу (смотри слайд №5,6,7)
VI Физкультминутка
-Улыбнись так, как будто вы получили пятёрку и очень довольны собой довольны.
- Сядьте так как будто вы очень устали и вам хочется отдохнуть.
- А теперь встаньте и покажите, как распускается цветок.
- А теперь покажите, как ветер качает дерево.
- А теперь покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик.
- А теперь сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта - ваш трон. Как вы хорошо действиями передавали информацию.
VII Продолжение работы
Учитель: С помощью координат можно раскодировать пословицу и закодировать новую.
Разгадай загадку и зашифруй отгадку (смотри слайд №8)
Учитель: Информацию можно кодировать различными способами.
Попробуй, в этой таинственной записи найти список предметов, необходимых школьнику.
(На доске)
GFРKIУUЧREКCVАBB РУЧКА YRWПQЕNMНАVRЛL ПЕНАЛ ТBVЕCТXРАUДЬTNM ТЕТРАДЬ
VIII Релаксация
Учитель: Ребята, что вы сегодня узнали нового?
Ученики дают ответ на поставленный вопрос. Главное, чтобы в этом ответе учеников прозвучало, что цель достигнута. Если у ребят этого не получится, то им обязательно должен помочь учитель.
Учитель: Наша цель достигнута. А теперь я хочу вам сказать, что вы:..(я забыла, как это слово называется, помогите мне ребята в этом)
Я вам дам координаты букв этого слова (показать слайд №6)
(1;2) (4;6) (2;6) (4;6) (2;2) (2;1) (5;1) М О Л О Д Ц Ы
IX Задание на дом
С помощью координат закодируйте рисунок.
X Подведение итогов.
Используемые источники.
1. С.Т. Тур, Т.П. Бокучаева Первые шаги в мире информатики - СПб.: БХВ-Петербург, 2002
2. А.В. Горячев, А.А. Меньшакова "Общие приёмы решения нестандартных задач: кодирование, симметрия, комбинаторика" //Информатика №45/ 2004