Цель:
- Знакомство детей с традициями русского народа, живущего на реке Ангаре.
- Совершенствовать навык профессионального мастерства людей и знания по труду коренного населения.
- Развивать внимание, умение играть в старинные игры.
Ход мероприятия
I. Детей встречает хозяйка дома Агрипина.
- Здравствуйте, детушки - ребятушки! Проходите ко мне в гости. Зовут меня Агрипина. Много интересного расскажу я вам сегодня.
(Дети проходят в музейную комнату)
- Деревня наша стоит на реке Ангаре. Старый Кеуль стоял на двух реках - Кеульке и Ангаре. Поэтому и жизнь людей тесно связана с реками. Рыбачили все от мала, до велика. В нашем музее вы сможете увидеть многие приспособления для рыбалки. Вот сеть. В мелкую сеть ловили - мелкую рыбу - ельцов. ершей, сорожку, окуньков.
В сеть с более крупной ячейкой попадалась и рыба более крупная. Вот эта сеть для большой рыбы - тайменя, язя, щуки.
Кроме сетей рыбу ловили фитилями. Это очень удобно. Поставят его в узком месте, рыба заплывает вовнутрь, а обратно ни как. Придёт рыбак сложит кольцо к кольцу, получается лёгкая и удобная ноша.
Большую рыбу ловили - самоловами. Это большие крючки, провязанные к верёвке.
Ночью рыбу лучили. Вот приспособление - коза. На неё клали лучину, бересту, поленья, ставили на нос лодки, поджигали. Рыба подплывала к свету и её лучили - накалывали на острогу.
Ловили, конечно, и удочками. Рыбаки знали все места, где какая рыба ловится, где есть ямы, в которых зимует рыба.
Взрослое население: мужчины и женщины рыбачили на самодельных лодках.
(Дети рассматривают старинные фотографии, на которых изображены деревянные лодки - ангарка и илимка.)
- А чем занимались дети?
(Помогали взрослым, учились, играли.)
II. Сегодня мы с вам тоже поиграем в русские народные игры.
"Бабки"
Бабки - старинная русская игра. Берётся до 20 штук косточек от свиных ладышек. Ставятся по 8 - 10 штук в два ряда, и одна бита - самая крупная и тяжёлая бабка. Игроки делятся на две команды по 3 - 4 человека. Каждая команда старается сбить поставленные бабки.
Побеждает команда, затратившая, меньше бит, на то, чтобы сбить установленные бабки.
(Дети играют в "Бирюльки", "Кухня")
III. Хозяйка Агрипина: - Наступала зима и люди длинными тёмными вечерами собирались в одной избе на посиделки. В горницу вы сможете попасть, рассказав мне о своём крае.
(Дети читают стихи, поют частушки, исполняют колыбельную)
А). Стихотворения.
Байкал
Есть озеро такое Байкал.
Не знаю, кто тебя так назвал,
Не отвести от тебя очей,
У тебя есть много дочерей.Старшая, Ангара, - красавица,
Больше всех сестёр она славится.
Все реки-дочери в Байкал впадают,
Лишь одна Ангара вытекает.Байкал, Байкал, Байкал,
Ты жизнь мне дал!
И мы с тобой, Байкал, друзья,
Я всей душой люблю тебя.
Анатолий Горбунов
Нерест
Мечет струйки Ангара,
Льётся что есть мочи,
А под камешком икра -
Розовый комочек.
Сторожит икру бычок -
Рыбка - крохотуля:
Рядом ушлый куличок
Бродит на ходулях.
Окунятник
Тихо, словно мышка,
Я сижу у лунки,
У меня мормышка
На прозрачной струнке.
Всё равно поймаю
Варнака в тельняшке,
Потому что знаю
Все его замашки.
Рыбачёк
Подбережная струя
Всяко-разно вьётся.
Прутик - удочка моя -
И свистит, и гнётся.
Поплавок нырнул - тащу,
До ушей улыбка.
Погляжу и отпущу,
Не волнуйся, рыбка!
Б). Частушки
1-я девочка Эх, топни ногой, |
2-я девочка Начинаю я припевку. |
3-я девочка Чтобы печка разгоралась, |
1-й мальчик На окошке два цветочка |
2-й мальчик Я плясал на три ноги. |
3-й мальчик Ёлки долги, ёлки долги, |
Девочки поют вместе:
За частушки, друг мой милый!
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам!
В). Докучные сказки
"Мы с тобой шли!"
- Мы с тобой шли?
- Шли!
- Кожух нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты её взял?
- Взял!
- А где же он?
- Что?
- Кожух!
- Какой?
- Да такой. Мы с тобой шли?
- Шли!
- Кожух нашли?
- Нашли!
Г). Колыбельная
(Поёт Маша, качая в колыбельке куклу)
Баю-баюшки, бай. Бай,
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива, будь умна.
При народе будь скромна.
Спи, дочка, до утра.
Тебе делать нечего!
IV. Хозяйка благодарит детей. Они проходят и садятся в горнице и начинают заниматься рукоделием.
Агрипина зажигает свечу и говорит:
- Хочу я вам рассказать ещё об одном рыболовном орудии. Это - адур. (В виде большой остроги, при помощи которого добывают осетра на реке Ангара)
Можно прочитать о нём в книге - словаре "Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири". Автор книги Г.В.Афанасьева - Медведева записала этот рассказ со слов жительницы п. Кеуль Анны Михайловны Зарубиной.
- Тут же все почти мужики на Ангаре рыбаки. Мой тоже. У него адур свой. Дак он - чуть весна, он уж на реке. Мужики собярутся.
А ты видывала адур?
Он вот такой длинный, черень-то у него метрох двадцать. Как острога налимох колоть, только больша. И вот этим адуром кололи эту краснопёрку. А у нас там яма была, бадарминска яма, где Бадарминский бык. Когда мы жили в Бадарме, счас её нету, затопило, когда ГЭС строили, дак там осетры плотом стояли. Слой на слое. Спали. Зимовальная яма там, она глубока. Оне там стояли зиму. И вот этим адуром там кололи. Дак по несколько штук за раз наалывали. А потом делили. Пролубь большу делали и адурили. С декабря адурили подлёдно. Пока Ангара ешшо стояла. А осетёр, он же большой, ведро икры снимали с одного! А головы - то! Ой! Их отваривали, холодные застужали, а звенья эти, саму середину звеньями называли, их горячими ставили. А самый животик у её вырезали, подчерёвки, серединку. Вот такие длиной. И отдельно их жарят. Ну и там чё?! Одно сало. Вкусно. О-о! Ты чё! Когда много рыбы - то, их много нажаришь. Вот придёшь:
- Чё поись?
А там полом сковорода стоит. Мама зовёт:
- Ребятишки, айда подчерёвки исти.
- Ну, оне надоели!
А сейчас бы подчерёвки эти!"
(Кеуль Усть - Илимск. Иркутской области)
V. Хозяйка Агрипина.
- "Наступили шумные весёлые Святки, которые вещими гаданиями честному люду православному тайные веления судеб открывают. Гудят по всей Руси- матушке пиры затейные. Положено дедами, прадедами заповедано гулять-веселиться широкой русской душе по святочному обычаю.
Вечор под Крещенье, заставляет красных девушек и добрых молодцев вспоминать обо всех знакомых деревенскому люду гаданьях. Ходит-гуляет в этот вечер нечистая сила. Одно спасение от неё - это святой крест Господень. Ставят на всех рамах и ставнях мелом кресты, чтобы оберечь свой дом от посещения бесовского.
Собирают старики в в крещенский сочельник за околицей снег и сыплют в колодец. Это делается для того, чтобы вода всегда была в колодце и не загнивала. Берегут натаявшую из крещенского снега воду и в кувшинах - на случай болезни: эта вода, - гласит народное поверье, - исцеляет онемение в ногах, головокружение, судороги. Умываются снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, - чтобы без белила белыми быть, без румяна - румяными.
Крещенские морозы слывут самыми жестокими. Но не смотря на стужу с древних времён живёт в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани для здоровья". Из книги "Народная Русь" автор А.А.Коринфский.
- Давайте, ребята и мы с вами погадаем.
(гадания по бересте, на косточках)
VI. Хозяйка.
- Пока мы с вами занимались делом, у меня и пирог поспел, но пирог не простой, а крещенский. У кого, что попадётся, скажите мне. Я вам разгадаю, что ожидает вас в этом году.
Конфета - у вас будет весь год сладкая жизнь.
Чеснок - здоровым будешь.
Горох - жизнь будет весёлая.
Чернослив - муж или жена будут негром.
Орех - проявишь твёрдость характера.
(Дети угощаются пирогом и пьют морс)
VII. Итог.
Дети дарят друг другу подарки, сделанные своими руками. Хозяйка благодарит детей за посиделки и раздаёт детям берестяные ЁЖИКИ из осины, чтобы использовали их на физминутках в классе и лучше учились.
СПАСИБО!