Внеклассное чтение в библиотеке-музее "На реке"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Знакомство детей с традициями русского народа, живущего на реке Ангаре.
  • Совершенствовать навык профессионального мастерства людей и знания по труду коренного населения.
  • Развивать внимание, умение играть в старинные игры.

Ход мероприятия

I. Детей встречает хозяйка дома Агрипина.

- Здравствуйте, детушки - ребятушки! Проходите ко мне в гости. Зовут меня Агрипина. Много интересного расскажу я вам сегодня.

(Дети проходят в музейную комнату)

- Деревня наша стоит на реке Ангаре. Старый Кеуль стоял на двух реках - Кеульке и Ангаре. Поэтому и жизнь людей тесно связана с реками. Рыбачили все от мала, до велика. В нашем музее вы сможете увидеть многие приспособления для рыбалки. Вот сеть. В мелкую сеть ловили - мелкую рыбу - ельцов. ершей, сорожку, окуньков.

В сеть с более крупной ячейкой попадалась и рыба более крупная. Вот эта сеть для большой рыбы - тайменя, язя, щуки.

Кроме сетей рыбу ловили фитилями. Это очень удобно. Поставят его в узком месте, рыба заплывает вовнутрь, а обратно ни как. Придёт рыбак сложит кольцо к кольцу, получается лёгкая и удобная ноша.

Большую рыбу ловили - самоловами. Это большие крючки, провязанные к верёвке.

Ночью рыбу лучили. Вот приспособление - коза. На неё клали лучину, бересту, поленья, ставили на нос лодки, поджигали. Рыба подплывала к свету и её лучили - накалывали на острогу.

Ловили, конечно, и удочками. Рыбаки знали все места, где какая рыба ловится, где есть ямы, в которых зимует рыба.

Взрослое население: мужчины и женщины рыбачили на самодельных лодках.

(Дети рассматривают старинные фотографии, на которых изображены деревянные лодки - ангарка и илимка.)

- А чем занимались дети?

(Помогали взрослым, учились, играли.)

II. Сегодня мы с вам тоже поиграем в русские народные игры.

"Бабки"

Бабки - старинная русская игра. Берётся до 20 штук косточек от свиных ладышек. Ставятся по 8 - 10 штук в два ряда, и одна бита - самая крупная и тяжёлая бабка. Игроки делятся на две команды по 3 - 4 человека. Каждая команда старается сбить поставленные бабки.

Побеждает команда, затратившая, меньше бит, на то, чтобы сбить установленные бабки.

(Дети играют в "Бирюльки", "Кухня")

III. Хозяйка Агрипина: - Наступала зима и люди длинными тёмными вечерами собирались в одной избе на посиделки. В горницу вы сможете попасть, рассказав мне о своём крае.

(Дети читают стихи, поют частушки, исполняют колыбельную)

А). Стихотворения.

Байкал

Есть озеро такое Байкал.
Не знаю, кто тебя так назвал,
Не отвести от тебя очей,
У тебя есть много дочерей.

Старшая, Ангара, - красавица,
Больше всех сестёр она славится.
Все реки-дочери в Байкал впадают,
Лишь одна Ангара вытекает.

Байкал, Байкал, Байкал,
Ты жизнь мне дал!
И мы с тобой, Байкал, друзья,
Я всей душой люблю тебя.
Анатолий Горбунов

Нерест

Мечет струйки Ангара,
Льётся что есть мочи,
А под камешком икра -
Розовый комочек.
Сторожит икру бычок -
Рыбка - крохотуля:
Рядом ушлый куличок
Бродит на ходулях.

Окунятник

Тихо, словно мышка,
Я сижу у лунки,
У меня мормышка
На прозрачной струнке.
Всё равно поймаю
Варнака в тельняшке,
Потому что знаю
Все его замашки.

Рыбачёк

Подбережная струя
Всяко-разно вьётся.
Прутик - удочка моя -
И свистит, и гнётся.
Поплавок нырнул - тащу,
До ушей улыбка.
Погляжу и отпущу,
Не волнуйся, рыбка!

 Б). Частушки

1-я девочка

Эх, топни ногой,
Да притопни другой,
Не могу стоять на месте,
Характер такой.

2-я девочка

Начинаю я припевку.
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную.

3-я девочка

Чтобы печка разгоралась,
Надо жару поддавать
Чтобы песня лучше пелась
Надо пляской помогать.

1-й мальчик

На окошке два цветочка
Голубой и аленький,
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.

2-й мальчик

Я плясал на три ноги.
Потерялись сапоги,
Оглянулся назад -
Сапоги мои стоят.

3-й мальчик

Ёлки долги, ёлки долги,
Ёлки да осиночки.
На поляне девки пляшут,
Скрипают ботиночки.

Девочки поют вместе:

За частушки, друг мой милый!
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам!

В). Докучные сказки

"Мы с тобой шли!"

- Мы с тобой шли?

- Шли!

- Кожух нашли?

- Нашли!

- Я тебе его дал?

- Дал!

- Ты её взял?

- Взял!

- А где же он?

- Что?

- Кожух!

- Какой?

- Да такой. Мы с тобой шли?

- Шли!

- Кожух нашли?

- Нашли!

Г). Колыбельная

(Поёт Маша, качая в колыбельке куклу)

Баю-баюшки, бай. Бай,
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива, будь умна.
При народе будь скромна.
Спи, дочка, до утра.
Тебе делать нечего!

IV. Хозяйка благодарит детей. Они проходят и садятся в горнице и начинают заниматься рукоделием.

Агрипина зажигает свечу и говорит:

- Хочу я вам рассказать ещё об одном рыболовном орудии. Это - адур. (В виде большой остроги, при помощи которого добывают осетра на реке Ангара)

Можно прочитать о нём в книге - словаре "Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири". Автор книги Г.В.Афанасьева - Медведева записала этот рассказ со слов жительницы п. Кеуль Анны Михайловны Зарубиной.

- Тут же все почти мужики на Ангаре рыбаки. Мой тоже. У него адур свой. Дак он - чуть весна, он уж на реке. Мужики собярутся.

А ты видывала адур?

Он вот такой длинный, черень-то у него метрох двадцать. Как острога налимох колоть, только больша. И вот этим адуром кололи эту краснопёрку. А у нас там яма была, бадарминска яма, где Бадарминский бык. Когда мы жили в Бадарме, счас её нету, затопило, когда ГЭС строили, дак там осетры плотом стояли. Слой на слое. Спали. Зимовальная яма там, она глубока. Оне там стояли зиму. И вот этим адуром там кололи. Дак по несколько штук за раз наалывали. А потом делили. Пролубь большу делали и адурили. С декабря адурили подлёдно. Пока Ангара ешшо стояла. А осетёр, он же большой, ведро икры снимали с одного! А головы - то! Ой! Их отваривали, холодные застужали, а звенья эти, саму середину звеньями называли, их горячими ставили. А самый животик у её вырезали, подчерёвки, серединку. Вот такие длиной. И отдельно их жарят. Ну и там чё?! Одно сало. Вкусно. О-о! Ты чё! Когда много рыбы - то, их много нажаришь. Вот придёшь:

- Чё поись?

А там полом сковорода стоит. Мама зовёт:

- Ребятишки, айда подчерёвки исти.

- Ну, оне надоели!

А сейчас бы подчерёвки эти!"

(Кеуль Усть - Илимск. Иркутской области)

V. Хозяйка Агрипина.

- "Наступили шумные весёлые Святки, которые вещими гаданиями честному люду православному тайные веления судеб открывают. Гудят по всей Руси- матушке пиры затейные. Положено дедами, прадедами заповедано гулять-веселиться широкой русской душе по святочному обычаю.

Вечор под Крещенье, заставляет красных девушек и добрых молодцев вспоминать обо всех знакомых деревенскому люду гаданьях. Ходит-гуляет в этот вечер нечистая сила. Одно спасение от неё - это святой крест Господень. Ставят на всех рамах и ставнях мелом кресты, чтобы оберечь свой дом от посещения бесовского.

Собирают старики в в крещенский сочельник за околицей снег и сыплют в колодец. Это делается для того, чтобы вода всегда была в колодце и не загнивала. Берегут натаявшую из крещенского снега воду и в кувшинах - на случай болезни: эта вода, - гласит народное поверье, - исцеляет онемение в ногах, головокружение, судороги. Умываются снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, - чтобы без белила белыми быть, без румяна - румяными.

Крещенские морозы слывут самыми жестокими. Но не смотря на стужу с древних времён живёт в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани для здоровья". Из книги "Народная Русь" автор А.А.Коринфский.

- Давайте, ребята и мы с вами погадаем.

(гадания по бересте, на косточках)

VI. Хозяйка.

- Пока мы с вами занимались делом, у меня и пирог поспел, но пирог не простой, а крещенский. У кого, что попадётся, скажите мне. Я вам разгадаю, что ожидает вас в этом году.

Конфета - у вас будет весь год сладкая жизнь.

Чеснок - здоровым будешь.

Горох - жизнь будет весёлая.

Чернослив - муж или жена будут негром.

Орех - проявишь твёрдость характера.

(Дети угощаются пирогом и пьют морс)

VII. Итог.

Дети дарят друг другу подарки, сделанные своими руками. Хозяйка благодарит детей за посиделки и раздаёт детям берестяные ЁЖИКИ из осины, чтобы использовали их на физминутках в классе и лучше учились.

СПАСИБО!