Цели:
- познакомить с гласной буквой Я, дать представление о том, что буква Я в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [йа],
- развивать умение читать, устную речь,
- воспитывать чувства скромности, трудолюбия, доброжелательности и чувства гордости за свою страну.
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Сообщение темы.
Севодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой. А вначале повторим изученные буквы.
III.
К нам на урок залетела тучка,из нее посыпались снежинки, но не обыкновенные, на каждой из них буква. Составьте из этих букв слова.
- На какие две группы можно разделить эти буквы?
Назовите группу согласных, гласных. Почему именно эти буквы вы отнесли к согласным, гласным?
- На землю упали такие снежинки: О А Е У
Назовите среди букв на этих снежинках особую?(У)
Почему она особая?
IV. Изучение новой буквы.
1) Сегодня мы узнали еще одну особую букву. Отгадайте загадку.
- Круглое, румяное
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. ( ЯБЛОКО )
- Как называют дерево, на котором оно растет?
- Произнесите слово яблоко по слогам. Сколько в слове слогов? Какой первый? Второй? Третий? Посмотрите на схему этого слова: Произнесите только первый слог. Какое слияние согласного звука с гласным вы слышите? [Й А] Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. Показ буквы Я. К какой группе букв отнесем? Почему к гласным?
- Это буква Я. Когда мы ее называем, то произносим сразу два звука [Й А]. Читать слова с этой хитрой буквой будем так: увидите букву Я в начале слова или после других гласных букв - сразу ее называйте.
2)
- Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово!
Буква Я говорит, что она не только буква, но и слог и слово. Приведите примеры, где буква Я будет слогом, (словом).
Доска: Я, яма, Зоя.
- Прочитайте слова, составьте к ним схемы.
- Сколько букв в слове Я? Звуков?
- Сколько букв в слове ЯМА? Звуков?
- Сколько букв в слове Зоя? Звуков?
Почему везде звуков оказалось больше, чем букв? Когда буква Я обозначает два звука?
- Один герой русской народной сказки очень часто говорил эту букву. Кто это: Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел:(КОЛОБОК). О какой черте характера это говорит? Каким был Колобок? (ХВАСТЛИВЫМ). Что случилось с Колобком в конце сказки? Какой можно сделать вывод? Хорошо ли хвастаться? ( Нужно быть скромным ).
- Как называется страна, где придумали эту сказку? ( Россия )
Прочитайте на доске: ( РОССИЯ -РОДИНА МОЯ ).
Почему мы так говорим?
- Назовите здесь слова, где звуков будет больше, чем букв. Почему? Почему буква Я обозначает два звука?
- Послушайте рассказ К. Ушинского " Наше Отечество ".Запомните слова с Я, которые вам встретятся.
Наше Отечество, наша Родина - матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью- потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов: Много есть на свете, кроме России хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
- Называют слова: Россия, языком, родная.
V. Физминутка.
Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.
Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна.
VI. Сейчас прочитаем рассказ на с.115.
1) Читают хорошо читающие дети.
- Где живет главный герой?
- Что посадит его семья у своего дома?
- Почему все будут радоваться?
- Прочитайте последнее предложение. Почему так говорят?
Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (кусочек нашей страны). Наша страна очень богата. Чем? И чтобы сделать нашу страну еще богаче, каждый человек должен хорошо трудиться. А люди каких профессий трудятся в нашей стране? Кем работают ваши родители? Есть ли профессия с буквой Я?
Раньше не было автомобилей, люди ездили в экипажах, запряженными лошадьми. Человека, который управлял таким экипажем, называли ЯМЩИК. Сейчас мы это слово можем услышать только в старинных песнях и стихах.
А какую пользу стране можете принести сейчас вы? (хорошо учиться)
2) Анаграмма. 31 4 2
Прочитайте слово: ЯМКА, теперь по цифрам - МАЯК.
- Что такое маяк и для чего он нужен, мы узнаем, прочитав рассказ "Маяк". Но сначала прочитаем слова на доске:
МА/Я:К Я:Р/КО
МА/Я/КИ МО/РЕ
ВЫ/СО/КО МО:Р/С:КА/Я
ВЫ/СО/КА/Я Я/РО:С:Т/НО - (неукротимо)
Чтение рассказа учителем.
Как вы поняли, что такое МАЯК и для чего он нужен? Чтение вслух по одному предложению. Назовите слова с буквой Я.
3) О чем идет речь? Если б не было его, не сказали б ничего. (язык). Язык нужен нам, чтобы говорить, но не всегда язык служит нам хорошую службу. Прочитайте пословицы и объясните их смысл (чтение хором).
Язык - острее меча.
Язык болтает - рукам мешает.
Значит, какой можно сделать вывод?
(прежде чем что-то сказать, надо хорошо подумать, говорить нужно только хорошие, добрые слова).
К слову ЯЗЫК я составила схему. Правильно или нет? (схема с ошибкой). В чем ошибка?
VII. Итог урока: что нового узнали на уроке? Почему Я особая? Чему еще учились?