Цель: систематизировать знания учащихся о части речи - существительное.
Задачи:
- формирование навыков грамотного и красивого письма;
- развитие речи учащихся; обогащение словаря учащихся;
- воспитание умения чувствовать, понимать и любить красоту русского языка.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок
Постарайтесь всё понять -
Чтобы грамотно писать.
2. Создание ситуации успеха на уроке. (Слайд 1)
Даны слова в разброс
Мёда, речь, слаще, хорошая
Перед вами слова, прочитайте.
Предложите своё задание к данным словам. (Составить предложение)
Составьте.
(Хорошая речь слаще мёда.) (Слайд 2)
- Что вы составили? ( Пословицу)
- Объясните её смысл. (Хорошую речь приятно слушать.)
- Запишите пословицу в тетрадь.
- Какое слово состоит из четырёх слогов?
- В каком слове звуков больше, чем букв? Почему?
- Назовите слово в котором букв больше, чем звуков. Почему? (Речь.)
(Слайд 3)
- О чём вам говорит слово "речь"? (Разговор, рассказ, вопрос и ответ это наша речь. С помощью речи люди сообщают что- то или спрашивают о чём - нибудь друг другу. Речь состоит из предложений.)
- Давайте побудем немного волшебниками и побываем в стране под названием РЕЧЬ
- А вы не знаете кто живёт в этой стране?
- А узнаем мы если выполним задание. (Слайд 4)
- Назовите парную согласную буквы "Ф" и запишите её. ("В")
- Какая буква в алфавите стоит перед буквой "П"? Запишите её два раза.
- Назовите букву, которая обозначает /л/,/л,/?
- Какой звук чаще звучит в скороговорке: семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила. Обозначьте этот звук на письме.
- А теперь попробуйте собрать из этих букв слово. Что получилось? (Слайд 5)
- Какую работу выполняют слова в нашей речи? (У каждого слова своя работа - одни называют предметы, другие их признаки, действия предметов)
- А вот как говорится о слове в толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля - слово сочетание звуков, составляющее одно целое, которое означает предмет или понятие. (Слайд 6 )
- С давних времён существует страна под названием "Речь", а в ней живут
удивительные слова, которые называются : ЧАСТИ РЕЧИ (Слайд 6)
3. Введение в тему урока.
- Прочитайте стихотворение и подумайте о какой части речи мы будем говорить
Сегодня на уроке. (Слайд 7)
- Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
(Стихотворение в основном состоит из существительных, значит сегодня мы будем говорить об имени существительном)
- Назовите их.
- Не зря говорят, что имя существительное самая существенная часть речи.
Сегодня на уроке вы будете применять свои знания об имени существительном в различных упражнениях и, конечно, узнаете что- то ещё новое.
(Слайд 7)
- А вот и житель волшебной страны, вы его уже знаете.
(Слайд 8)
- Рассмотрите иллюстрацию, которую вам показывает имя существительное и предложите свои задания.
- А какие слова из словаря спрятались на этой иллюстрации?
- Давайте запишем их в тетрадь.
- Сторона света, противоположная югу. (Север)
- Ребёнок мужского пола. (Мальчик)
- Ребёнок женского пола. (Девочка)
- Движение воздуха над землёй. (Ветер)
- Ледяные частицы похожие на снег. (Иней)
- Всё существующее в мире, не созданное человеком. (Погода)
- Приспособление, на котором катаются на льду. (Коньки)
- Птица, которая прилетает к нам зимой. ( Снегирь)
- Что объединяет эти слова? (Это имена существительные; слова обозначают предметы; все слова нарицательные.)
- На какие группы можно разделить данные слова? (По количеству слогов; по ударению; одушевлённые - неодушевлённые; по числу; по родам.)
- Какое слово "лишнее" и почему? (Лишнее "коньки" все слова ед. числа, а это во Множественном числе.)
- Образуйте от других слов мн. ч.
- А может вы ещё знаете такие существительные, которые имеют форму только Ед. ч. Или форму мн. ч.
- Устно составить предложение с одним из слов.
- Давайте сделаем вывод о числе имён существительных.
(Слайд 9)
4. Работа по теме урока.
- Послушайте текст, что вы в нём заметили?
- Чего только не было в магазине. И сахары, и чернило, и молоки, и сметаны, и ножница, и брюка, и очка, и пшены, и вермишели: Всего не перечислишь.
- 1 вариант - выписать слова, которые употребляются в форме ед. ч.
- 2 вариант - выписать слова, которые употребляются в форме мн. ч.
- Проверка.
- Теперь, я думаю, вы будете знать как употреблять такие имена существительные.
5. Физкультпауза.
- По классу развешаны карточки со словами из словаря. 1 ряд - найти слова женского рода; 2 ряд - найти имена сущ. мужского рода; 3 ряд - найти слова среднего рода.
- Записать слово в тетрадь и составить с ним предложение.
- Проверка.
6. Продолжение работы по теме урока.
- А сейчас я и имя существительное расскажем вам историю об ещё одной своей Грамматической категории.
Сначала все существительные были похожи. Даже само существительное их путало. И вот однажды существительное издало указ: "Кто придумает для моих слов различия, тот будет награждён".
Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе слов, жена сделала то же самое, а все остальные слова остались посередине. Перестало имя существительное путать своих подданных, потому что знало "секрет" различия.
- А вы знаете этот секрет?
- А вот он "секрет"
Женский род запомню я
И скажу: она моя
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он - мой"
Средний род: "Оно - моё"
Это правило - твоё.
- Интересное задание вам сейчас предстоит выполнить - сочинить весёлый рассказ из слов, которые вам предлагает имя существительное: метро, пальто, кино, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, кофе, пенсне, фортепиано.
- Проверка.
- Послушайте стихотворение - шутку и подумайте, что в нём напутал поэт.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.Вот сидим мы с ним в метре
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.Любит кины детвора
Если в кинах кенгура
Ходит бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.Интересное кино
Жаль закончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.
- Это стихотворение про то, как не надо говорить. Все эти слова не изменяются по числам.
7. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
8. Домашнее задание.
- Составить рассказ о зимней природе, используя слова из словаря.
9. Рефлексия.
- Кто от урока получил удовольствие и какое?
Развитие творческих способностей у младших школьников по русскому языку.
В настоящее время основной направляющей задачей личностно-ориентированного образования является ребёнок. На данном этапе развития современного общества существует острая социальная потребность в развитии творческих способностей у учащихся. Это, я считаю, одним из важнейших направлений в своей педагогической деятельности. Развитие творческих способностей совершается в процессе обучения и воспитания. Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для такой деятельности. По своему объективному значению "открытие" ребёнком может быть и новым, необычным, но в тоже время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а по тому не являться творчеством. И в то же время ребёнок сам может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя уже существующее. В своей педагогической деятельности по развитию творческих способностей я опираюсь на основные виды проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. На своих уроках я стараюсь создавать проблемные ситуации и направлять учащихся на их решение, осуществлять поисковую направленность в учении. Таким образом, мои учащиеся становятся в позицию своего обучения и, как результат, у них образуются новые знания, они овладевают новыми способами действия. Это характеризует уровень интеллектуального развития младших школьников. Эти знания могут применяться как видимые показатели продвижения учащихся в учебном развитии, в качестве основного содержания обратной информации. Данный конспект урока является одним из показателей работы над предложенной темой.