Цели:
- Образовательные: привести старшеклассников к новому уровню осмысления проблемы "Восток-Запад" применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
- Развивающие: развить навыки работы с письменными источниками, навыки групповой работы, навыки взаимоконтроля; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, аргументировать свои взгляды.
- Воспитательная: способствовать формированию того чувства Родины, без которого нельзя стать истинным гражданином.
Тип урока: Урок изучения нового материала, интегрированный в историю, литературу, географию.
Вид урока: Комбинированный урок с элементами беседы, практического занятия, дискуссии.
Оборудование:
- документы, отрывки из литературных произведений.;
- физическая карта "Евразия"
- самодельные плакаты
- портрет Чаадаева П.Я.
План:
- Введение в проблему. "Без нас мир неполный".
- Российская цивилизация - периферийная, локальная.
- Споры о русской цивилизации
- Выводы. "Умом Россию не понять:"
Ход урока
1 этап. Этап актуализации знаний
В течение ряда уроков у нас шло знакомство с понятием "цивилизация", ее видами и теориями. Одной из распространенных теорий является теория локальных цивилизаций, которая делит цивилизации на Западные и Восточные. Давайте вспомним их отличительные черты.
(На листочках пишут черты, обмениваются для взаимоконтроля, проверка вслух)
Но кроме деления цивилизаций на Западные и Восточные в настоящее время в российской философии признано разделение локальных цивилизаций, предложенное историком Ю. Кобищановым, на первичные, вторичные и периферийные.
Дайте их понятия. (ответы учащихся)
Первичные. Возникли как результат имманентного (внутреннего) цивилизационного синтеза. Они возникли на "голом" месте. Они сверхустойчивы, но архаичны по природе и не способны к развитию. Их роль заключается в "переброске" человечества из предыстории в историю (китайская, индийская, египетская, шумерская и др.)
Вторичные. Возникли на месте ушедших цивилизаций. Они впитывают то, что дала первичная (архитектуру, систему хозяйственных связей, социальную культуру и т.д.), они впитывают их "соки" ( европейская, исламская, эллинская).
Периферийные. Складываются на окраине мировой цивилизации. Они испытывают влияние развитых цивилизаций ( монгольская, Латинской Америки в ХIХ в ).
2 этап. Этап целеполагания и мотивации.
А к какому же типу цивилизаций относится Россия? Прежде чем ответить обдумайте следующие суждения.
(работа по группам)
1 и 2 группы.
Российская цивилизация, как отмечал А.С.Пушкин, "не питалась ни одним из тех корней, которая всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно"
Пример ответа. Пушкин хотел сказать , что российская цивилизация возникла на "голом" месте, у нее под ногами нет "древности", первичных цивилизаций, которые бы заложили ее основы. Р.Ц. не пережила в полной мере ни Возрождения, ни Просвещения, ни Гуманизма, не было классического феодализма. Следовательно здесь говорится о периферийной цивилизации.
3 и 4 группы.
Данилевский: " Но если Россия: не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления"
Пример ответа. Р.Ц. испытывала влияние Запада непосредственно и опосредованно через Византию- принятие христианства, распространение письменности, каменного строительства; европейские черты быта и нравы распространяются в Х\/III в. Это высказывание подтверждает принадлежность России к периферийной цивилизации.
Т.О., кокой можно сделать вывод, исходя из ваших анализов? (Р. - периферийная цивилизация).
Посмотрите на карту, что можно сказать о географическом положении России?
(Работа с картой)
Ответ:
Россия расположена и в европейской и в азиатской части континента Евразии, водоразделом между которыми является Урал (в древности - Камень)
Т.О. географическое положение Р.- между Европой и Азией.
Обратите внимание на высказывания ВЛ.Соловьева и М.Волошина.
В стране морозных вьюг,
Седых туманов
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Вл. Соловьев
Чтоб на распутьях сказочных дорог
Ты сторожила Запад и Восток.
М. Волошин
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы.
А.Блок "Скифы"
(Заслушиваются мнения учащихся о географическом положении России и делаются выводы)
Т.О. географическое положение Р. - между Европой и Азией.
А каково цивилизационное положение России?
Между З. и В.
Такое двойственное положение и культурное развитие вызвало философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Этот вопрос рассматривался не только в научных кругах , но так же и в частных светских беседах. в\ф "Барышня крестьянка".
Впервые эту проблему о цивилизационном месте России поднял в знаменитых "Философических письмах" русский мыслитель П.Я.Чаадаев.
Стоя между Востоком и Западом,
Россия должна совмещать
Историю всего земного шара.
П.Я.Чаадаев
(портрет на доске)
Так, что же есть Россия? Р- это З? Р - это В? Или Р соединяет оба начала? А может быть, Р уникальна?
Это вам и предстоит выяснить.
Актуализируйте ваши знания по литературе, истории, географии. В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?
3 этап. Подача нового материала (использование проблемного метода).
Споры о русской цивилизации разгорелись еще в Х1Х в. и продолжаются до сих пор Давайте и вы присоединитесь к ним.
Работа в группах:
- 1 гр. доказывает, что Р - это З (приложении 1)
- 2 гр. Р- это В (приложении 2)
- 3 гр. Р- это ни З, ни В (приложении 3)
- 4 гр. Р- это и З. и В. (приложении 4)
(У учащихся было опережающее задание по группам: найти доказательства на поставленный перед группой вопрос. На столах лежат документы, литературные отрывки, фактологический материал. Идет работа по группам: учащиеся приводят доказательства одной из точек зрения, работают с учителем, отвечают на вопросы. Используются презентации.).
(Материалы в приложении 5)
4 этап. Заключение.
Закончилась работа в группах. Вы прослушали доказательства разных точек зрения.
Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе? (голосуют цветными карточками: синяя - Россия ни Запад, ни Восток; красная - Россия и Запад, и Восток; желтая - Россия - это Восток; зеленая - Россия - это Запад)
Споры, начавшиеся не вчера и закончатся не завтра. Точек зрений много . Но каждая имеет право на существование.
Прав был поэт сказав:
Умом Россию
Не понять,
Аршином общим
не измерить.
Ф. Тютчев
Д/з.
Дома вы выясните: каким аршином можно измерить Россию?
Подберите материал для доказательства своей точки зрения по Российской цивилизации.
Параграф 30.
Подведение итогов. Анализ и самоанализ работы учащихся.
Список использованной литературы.
- Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение
- В раздумьях о России. XIX век.- М., 1996.
- Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь.- М., 1989.
- Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. - М., АРКТИ, 2002 г
- Захарова Е.Н Примерное планирование курсов истории и обществознания в 10-11 классах.
- Б-ка ж. "Преподавание истории в школе"- М., "Школа - Пресс", 2000
- Данилевский Н. Я. Россия и Европа.- М., 1991.
- Ионов И. Н. Россия и мировая цивилизация//Отечественная история. -1992.- № 4.
- Ионов И.Н. Российская цивилизация.-М,2000
- Исаев И. А. Евразийство: идеология государственности //Общественные науки и современность.-1994.- № 5.