"Российская цивилизация". Урок обществознания в 11-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Образовательные: привести старшеклассников к новому уровню осмысления проблемы "Восток-Запад" применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
  • Развивающие: развить навыки работы с письменными источниками, навыки групповой работы, навыки взаимоконтроля; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, аргументировать свои взгляды.
  • Воспитательная: способствовать формированию того чувства Родины, без которого нельзя стать истинным гражданином.

Тип урока: Урок изучения нового материала, интегрированный в историю, литературу, географию.

Вид урока: Комбинированный урок с элементами беседы, практического занятия, дискуссии.

Оборудование:

  • документы, отрывки из литературных произведений.;
  • физическая карта "Евразия"
  • самодельные плакаты
  • портрет Чаадаева П.Я.

План:

  1. Введение в проблему. "Без нас мир неполный".
  2. Российская цивилизация - периферийная, локальная.
  3. Споры о русской цивилизации
  4. Выводы. "Умом Россию не понять:"

Ход урока

1 этап. Этап актуализации знаний

В течение ряда уроков у нас шло знакомство с понятием "цивилизация", ее видами и теориями. Одной из распространенных теорий является теория локальных цивилизаций, которая делит цивилизации на Западные и Восточные. Давайте вспомним их отличительные черты.

(На листочках пишут черты, обмениваются для взаимоконтроля, проверка вслух)

Но кроме деления цивилизаций на Западные и Восточные в настоящее время в российской философии признано разделение локальных цивилизаций, предложенное историком Ю. Кобищановым, на первичные, вторичные и периферийные.

Дайте их понятия. (ответы учащихся)

Первичные. Возникли как результат имманентного (внутреннего) цивилизационного синтеза. Они возникли на "голом" месте. Они сверхустойчивы, но архаичны по природе и не способны к развитию. Их роль заключается в "переброске" человечества из предыстории в историю (китайская, индийская, египетская, шумерская и др.)

Вторичные. Возникли на месте ушедших цивилизаций. Они впитывают то, что дала первичная (архитектуру, систему хозяйственных связей, социальную культуру и т.д.), они впитывают их "соки" ( европейская, исламская, эллинская).

Периферийные. Складываются на окраине мировой цивилизации. Они испытывают влияние развитых цивилизаций ( монгольская, Латинской Америки в ХIХ в ).

2 этап. Этап целеполагания и мотивации.

А к какому же типу цивилизаций относится Россия? Прежде чем ответить обдумайте следующие суждения.

(работа по группам)

1 и 2 группы.

Российская цивилизация, как отмечал А.С.Пушкин, "не питалась ни одним из тех корней, которая всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно"

Пример ответа. Пушкин хотел сказать , что российская цивилизация возникла на "голом" месте, у нее под ногами нет "древности", первичных цивилизаций, которые бы заложили ее основы. Р.Ц. не пережила в полной мере ни Возрождения, ни Просвещения, ни Гуманизма, не было классического феодализма. Следовательно здесь говорится о периферийной цивилизации.

3 и 4 группы.

Данилевский: " Но если Россия: не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления"

Пример ответа. Р.Ц. испытывала влияние Запада непосредственно и опосредованно через Византию- принятие христианства, распространение письменности, каменного строительства; европейские черты быта и нравы распространяются в Х\/III в. Это высказывание подтверждает принадлежность России к периферийной цивилизации.

Т.О., кокой можно сделать вывод, исходя из ваших анализов? (Р. - периферийная цивилизация).

Посмотрите на карту, что можно сказать о географическом положении России?

(Работа с картой)

Ответ:

Россия расположена и в европейской и в азиатской части континента Евразии, водоразделом между которыми является Урал (в древности - Камень)

Т.О. географическое положение Р.- между Европой и Азией.

Обратите внимание на высказывания ВЛ.Соловьева и М.Волошина.

В стране морозных вьюг,
Седых туманов
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Вл. Соловьев

Чтоб на распутьях сказочных дорог
Ты сторожила Запад и Восток.
М. Волошин

Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы.
А.Блок "Скифы"

(Заслушиваются мнения учащихся о географическом положении России и делаются выводы)

Т.О. географическое положение Р. - между Европой и Азией.

А каково цивилизационное положение России?

Между З. и В.

Такое двойственное положение и культурное развитие вызвало философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Этот вопрос рассматривался не только в научных кругах , но так же и в частных светских беседах. в\ф "Барышня крестьянка".

Впервые эту проблему о цивилизационном месте России поднял в знаменитых "Философических письмах" русский мыслитель П.Я.Чаадаев.

Стоя между Востоком и Западом,
Россия должна совмещать
Историю всего земного шара.
П.Я.Чаадаев

(портрет на доске)

Так, что же есть Россия? Р- это З? Р - это В? Или Р соединяет оба начала? А может быть, Р уникальна?

Это вам и предстоит выяснить.

Актуализируйте ваши знания по литературе, истории, географии. В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?

3 этап. Подача нового материала (использование проблемного метода).

Споры о русской цивилизации разгорелись еще в Х1Х в. и продолжаются до сих пор Давайте и вы присоединитесь к ним.

Работа в группах:

(У учащихся было опережающее задание по группам: найти доказательства на поставленный перед группой вопрос. На столах лежат документы, литературные отрывки, фактологический материал. Идет работа по группам: учащиеся приводят доказательства одной из точек зрения, работают с учителем, отвечают на вопросы. Используются презентации.).

(Материалы в приложении 5)

4 этап. Заключение.

Закончилась работа в группах. Вы прослушали доказательства разных точек зрения.

Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе? (голосуют цветными карточками: синяя - Россия ни Запад, ни Восток; красная - Россия и Запад, и Восток; желтая - Россия - это Восток; зеленая - Россия - это Запад)

Споры, начавшиеся не вчера и закончатся не завтра. Точек зрений много . Но каждая имеет право на существование.

Прав был поэт сказав:

Умом Россию
Не понять,
Аршином общим
не измерить.
Ф. Тютчев

Д/з.

Дома вы выясните: каким аршином можно измерить Россию?

Подберите материал для доказательства своей точки зрения по Российской цивилизации.

Параграф 30.

Подведение итогов. Анализ и самоанализ работы учащихся.

Список использованной литературы.

  1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение
  2. В раздумьях о России. XIX век.- М., 1996.
  3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь.- М., 1989.
  4. Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. - М., АРКТИ, 2002 г
  5. Захарова Е.Н Примерное планирование курсов истории и обществознания в 10-11 классах.
  6. Б-ка ж. "Преподавание истории в школе"- М., "Школа - Пресс", 2000
  7. Данилевский Н. Я. Россия и Европа.- М., 1991.
  8. Ионов И. Н. Россия и мировая цивилизация//Отечественная история. -1992.- № 4.
  9. Ионов И.Н. Российская цивилизация.-М,2000
  10. Исаев И. А. Евразийство: идеология государственности //Общественные науки и современность.-1994.- № 5.