Цель:
- По линии объяснять мир" - научить отличать
друг от друга эпохи всемирной истории- на примере
Древнего мира. Это умение можно развивать через:
- хронологические рамки( 3 тыс.до н.э. и 4 век н.э.);
- изменение в уровне техники;
- устройство общества.
- По линии "определять свое отношение к миру" - научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современной цивилизации.
Оборудование: песочные часы, календарь с названием месяцев, цифры, буквы алфавита, учебник с.53-56,рабочая тетрадь с. 36,38
Ход урока
1. Организация класса.
Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас, а также гостей, которые пришли к нам на урок. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнулись. Садитесь.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.
- Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?
Дети: В первобытном мире. (Слайд 2)
Учитель: Что интересного вы узнали об этой эпохе?
- Откройте учебник на с.46, посмотрите на " Реку времени". Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?
Дети: В эпоху Древнего мира.
Учитель: какая это по счету эпоха?
Дети: Вторая.
Учитель: Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?
Дети: ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э. (записывается на доску)
Учитель: Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. И тема урока -"Древний мир- рождение первых цивилизаций" ( записывается на доску), ( Слайд 3)
Учитель: Наше путешествие будет сопровождать Муза истории - Клио.( входит Клио- старшеклассница)
- Вы - Клио, Муза истории. Вы помогаете вспомнить о том, что человек может достичь многого, помогаете найти свое предназначение. Вы четко понимаете ,чего вы хотите и " заражаете" вашей уверенностью других. Свиток пергамента и скрижаль -ваши любимые атрибуты. С их помощью Вы ведете летопись достижений и успехов, а в момент неуверенности Вы напоминаете нам , что все у нас получится. Так будьте сегодня нашей музой!
Клио:
Я слословий не люблю,
А признаю работу.
Здесь все, с кем я всегда делю
Историков заботы.
Коль готовы себя вы назвать,
И знания свои показать,
Я непременно отмечу это,
И орден обязана буду дать.
(за правильные ответы Клио вручает детям ордена виде буквы У)
3. Постановка проблемы.
Учитель: Ребята, посмотрите на набор предметов, которые я принесла на урок.
- Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?
Дети: Да, постоянно.
Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?
Дети: Все древние. Все современные. Некоторые древние, некоторые современные.
Учитель: У нас получилось три версии. Какой возникает вопрос?
Дети : Кто из нас прав?
Учитель: Как вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?
Дети: Да, могли.
Учитель: А вам хотелось бы узнать что это были за изобретения и есть ли они в современном мире?
Дети: Да.
Учитель: Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?
Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?( записывается на доску)
4. Актуализация знаний.
Учитель: Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры?
Дети: Для того чтобы узнавать время, читать , считать и т.п.
Учитель: Давайте вспомним, что такое Древний мир?
Дети: Вторая эпоха всемирной истории.
Учитель: Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?
Дети: Нет, т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности.
Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?
Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?
Учитель: А каких знаний нам для этого не хватает? Мы знаем , что -нибудь об эпохе Древнего мира?
Дети: Нет.
Учитель: Таким образом нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного?
- Давайте занесем наши ответы в таблицу " Знаем. Не знаем"( Слайд 4)
Знаем | Не знаем |
Для чего служат часы, календарь, буквы,
цифры. Древний мир - вторая эпоха всемирной истории. |
Чем отличается эпоха Древнего мира от
эпохи Первобытного мира? Какие предмета могли появиться в эпоху Древнего мира? |
5. Поиск решения. Открытие нового знания.
Учитель: Ответим на первый вопрос. Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?
- Прочитаем еще раз тему урока. Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам понятны?
- Вы сможете дать определение слову " цивилизации"?
- Трудно, тогда давайте разбираться вместе.
-Откройте учебник на с.53. внизу есть рисунок. " Переход от первобытного общества к цивилизации."
- Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ вот по такому плану. ( Слайд 5)
План.
1. Где жили люди первобытного общества и цивилизации?
2. Кто управлял людьми?
3. Как передавались сообщения, знания?
(работают в группах ) Выслушиваются ответы.
Учитель: Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества?
Дети: Появляются города, государство, письменность.
Учитель: в форме чего изображена розовая линия?
Дети: В форме ступеньки.
Учитель: Попробуйте дать определение, закончите фразу.
Цивилизация - это :::::::ступень развития человечества. (Слайд 6)
- давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац, вслух.
- Так что же такое цивилизация?
Дети: Новая, более высокая ступень развития человечества. (Слайд 7)
Учитель: Итак, в эпоху древнего мира появляются (Слайд 8,9) - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.
Учитель: Рассмотрите карту с. 54-55. (Слайд 10)
- Что обозначено на карте широкой розовой линией?
Дети: Граница цивилизованного мира.
Учитель: Что находится за пределами этой границы?
Дети: Мир первобытных людей.
Учитель: Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?
Дети: Мир первобытных племен обширнее.
Учитель: Какой мы сможем сделать вывод?
Дети: Два мира одновременно существовало на планете.
Учитель: в колонку " Не знаем" под первым вопросом записываем
Цивилизация - новая ступень развития человечества. (Слайд 11)
Учитель: Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение. Хотите узнать какое?
- Вновь обратимся к карте.с.54-55 (Слайд 12)
Рассмотрите условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте?
Дети: Древние цивилизации.
Учитель: Какие цивилизации расположены в Европе?
Дети: Древний Рим, Древняя Греция.
Учитель: Назовите цивилизации Древнего Востока?
Дети: Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.
Учитель: Где именно располагалась каждая древняя цивилизация? Обратите внимание по берегам каких рек, морей?
Дети: Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.
Учитель: Сейчас работу проведем в группах. Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Вам надо будет записать на листочке - название цивилизации и памятник архитектуры, которым она прославилась.
- Кто быстрее?
- Проверяем, кто готов?
Учитель: Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему?
Дети: Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура.
Учитель: - Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде?( Слайд 13,14)
Дети: одежда тоже разная.
Учитель: Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод?(Слайд 15,16)
Дети: В каждой стране своя письменность.
Учитель: Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти.
Дети: У каждой цивилизации была своя особая культура.
Учитель: Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу.
Цивилизации - это разные::::::::..со своей особой ::::::..(Слайд 17)
Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.
- Мы были правы? (Да) (Слайд 18)
-В колонку " Не знаем" записываем второе определение.
Цивилизации- разные страны со своей особой культурой) (Слайд 19)
Физминутка.
Учитель: давайте сейчас поиграем в игру " Лото"( работа в паре)
- Перед вами листок он разделен на две колонки. Есть конверт, в которых содержатся фразы из двух определений нового понятия " Цивилизация". Ваша задача правильно разложить эти определения в нужную колонку. Приступаем к работе. Проверим ( Слайд 20)
Цивилизация 1 | Цивилизация 2 |
1. Вторая после первобытного общества
ступень развития человечества. 2. Люди научились строить города. 3. Люди создают государство. 4. Люди изобретают письменность. |
1.Сложилось общество со своей особой
культурой. 2.Каждая страна имеет свои государственные порядки. 3. у каждой страны особая форма письма. |
Учитель: На какой вопрос колонки "Не знаем" мы еще не ответили?(Слайд 21)
Дети: Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?
Учитель: Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. " Изобретения цивилизаций Древнего мира"
- Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?( учитель дополняет:
Древний Египет. Египтяне первыми создали календарь , в котором обычный год состоит из 365 дней.
Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час - на 60 мин., а минуту на 60 сек. . Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас.
Древняя Индия. Ученые впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2:::9.
Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир легкими и изящными шелковыми тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.
Древняя Греция - Эллада. В ее приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.
Древний Рим. Язык римлян - латынь (латинский язык) знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др. В наших календарях названия месяцев происходят от имен римских богов или императоров (март - бог Марс, июль- Юлий Цезарь).
Учитель: Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.
- Сравните технические возможности людей в древнем мире и первобытном мире.с50 и с. 57.
- Что вы можете сказать?
Дети: В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.
Учитель: Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?
Дети: Колесницы, парусно-гребные корабли.
Учитель: Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.
- Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.
Учитель: Вернемся к нашей таблице. (Слайд 21)
Ответили мы на второй вопрос?
Дети: Да
Учитель: Значит, под вопросом пишем
Календарь, часы, буквы, цифры-предметы эпохи древнего мира. ( Слайд 22)
Учитель: Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите.
Учитель: Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и помнят события тех далеких времен.
- Прочитаем статью в учебнике по вариантам. 1в.- с.56, 2 абзац, 2в.- с.56, 3 абзац.
- Какими событиями прославилась Древняя Греция?
Дети: Олимпийскими играми. (Слайд 23)
Учитель: А мы проводим Олимпийские игры? Кто знает, когда в России будут проходить зимние олимпийские игры?
Дети: В Сочи 2014г. (Слайд 24)
Учитель: Что произошло в Древнем Риме?
Дети: Восстание рабов под предводительством Спартака. (Слайд 25)
Учитель: Все вы, наверное, слышали название спортивной команды "Спартак"? Теперь вы знаете откуда пришло это название. (Слайд 26)
- Вернемся к главному вопросу.
6. Применение знаний.
Учитель: Выполним работу в тетради с.38 №2.
- Заполните кроссворд самостоятельно.
- Проверим ( Слайд 27)
Следующее задание №1 с.36.
- Выполнив это задание, мы можем подвести итог нашему уроку.
7. Итог урока.
Учитель: На главный вопрос урока мы нашли ответы?
Что интересного вы узнали на уроке?
- Сейчас мы должны подсчитать количество орденов. Муза Клио награждает самого любознательного лавровым венком. (Именно так отмечали победителей В Древней Греции)
- Другим ребятам вручаются грамоты "Знаток истории".
Учитель: В заключении я хочу прочитать слова писателя Рудольса Итса (Слайд28)
"В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками- и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.
Великое свойство прогрессивного человека- не забывать прошлое и быть благодарным тем кто шел впереди"
8. Домашнее задание
- Подготовить сообщения об архитектурных памятниках, которые вас заинтересовали. Выполнить два задания в тетради на выбор.