Тип урока: развитие речи
Цели: расширение знаний учащихся о письменности, развитие и формирование навыков написания личного письма, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства гордости за родной язык,.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение; беседа по вопросам, исследование текстов.
Виды работ учащихся: исследование предложенного материала, участие в инсценировании фрагментов исторического и литературного характера, письменная работа.
Оборудование урока: для учащихся: раздаточный материал- фрагмент рассказа А.П.Чехова «Ванька» (письмо дедушке), письмо греческого мальчика и перевод этого письма из книги С.Я.Лурье, греческий алфавит и славянская азбука; презентацияPowerPoint.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран.
Программное обеспечение: MS PowerPoint
Класс: 5-6
Кол-во часов: 2
Ход урока
I. Мотивационный блок (определение темы урока учащимися).
Слово учителя:
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие… путешествие во времени. А чему оно будет посвящено, вы должны определить по отгадкам на мои загадки.
Загадки
1. Грамоты не знаю,
А весь век пишу.
(карандаш)2. Поле белое, овцы черные.
( бумага, карандаш)3. Носила меня мать,
Уронила меня мать,
Подняли меня люди,
Понесли на торг торговать,
Отрезали мне голову,
Стал я черную воду пить
И ясно говорить.
(гусиное перо)4. Черные, кривые,
от рождения немые,
Встанут в ряд,
Сразу заговорят.
(буквы)
- Чему же будет посвящено наше путешествие? (Письму, письменности, буквам и т.п.) Ребят,
пришедших в школу, учат читать и писать. Без грамоты мы были бы неучами, невеждами, да и просто людьми без памяти, не могли бы делиться опытом, передавать информацию. А когда-то давно никто не умел писать. Все, что было изобретено человеком, хранилось только в его голове, и знания передавались устно. Трудно было запомнить все. Письменность – это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на 2,5 тысячи лет назад, к людям, которые не знали письма. Вот вам картинка из далекого прошлого.
Сценка из исторического прошлого.
(Появляются: скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.)
Скиф: Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и пять стрел.
Царь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что желают сообщить мне скифские вожди?
Скиф: Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ.
(уходит)
Царь: Что ж мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Уж сколько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его земли – и все без толку. Неужели они решили сдаться нам? Мышь… она живет в земле. Лягушка … живет в воде, а птица – в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства, а вместе со стрелами отдают нам свою храбрость и силу.
- А вы, ребята, как думаете? Что могут обозначать эти предметы? (Предположения.)
Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел». (Оба, недоуменно поглядев на предметы и пожав плечами, уходят).
Учитель: Видите, ребята, как неудобно было обмениваться информацией, посылая дуг другу с гонцами разные предметы или целые наборы предметов.
Представляете, как изменилась жизнь людей с изобретением письменности? Люди научились изображать свою речь знаками, которые можно было передавать от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Все, что раньше хранилось в головах немногих, можно было записать, а любому, кто овладел грамотой, стало доступным.
На сколько веков назад перенесемся мы, нам предстоит узнать с помощью текстов, дошедших до нас из далекого прошлого.
II. Информационно- аналитический блок ( исследование предложенного материала).
(На партах учащихся лежат распечатанные тексты: письмо греческого мальчика (перевод раздается позже) и фрагмент письма В.Жукова из рассказа «Ванька» А.П.Чехова (объем на усмотрение учителя); два алфавита для сравнения)
Беседа.
- Попробуйте прочесть данные тексты.
- Что представляет собой первый текст? (письмо дедушке) А второй текст?
- Почему вы не смогли прочитать второй текст? (неизвестные буквы)
Учитель: Этот текст написан греческими буквами. А был он найден профессором Найтом в Египте много лет назад.
- Есть ли сходство в начертании букв? (Какие буквы одинаковы в том и другом текстах?)
(А, Г, Е, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, Ф, Х, θ, I). Почему? (предположения учащихся)
Чтобы ответить на вопрос, почему греческие буквы похожи на русские, нужно перенестись в 863 год. В этом году просвещенные братья Кирилл и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. Это были 2 ученых - монаха, которые стали учителями и проповедниками. Они составили первую славянскую азбуку, в которой оказалось 40 букв. Называлась она «Глаголица». Позднее, в Болгарии, ученики Кирилла и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля… Создатели азбуки часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Вот почему начертание славянских букв схоже с греческими буквами. Убедитесь в этом сами. (Сравниваем алфавиты)
О чем же могут рассказать греческие буквы? Находя при раскопках древние тексты, ученые по начертанию букв могут многое определяют. Известно, что раньше книги писали от руки, так же, как письма и документы. Книги писали специалисты – переписчики, и они тщательно выводили каждую букву и не соединяли их между собой. Так же заставляли писать учеников в школе. Рассмотрим неразгаданный текст.
- Кто бы мог быть автором греческого текста?
- Почему он так неаккуратно написан?
- Что можно сказать о характере этого человека?
- Что скрывает в себе текст?
(Ответы учащихся: это обычный человек; не переписчик книг, т.к. он не позволил бы себе такой неаккуратности; возможно школьник, он торопится, нетерпеливый, неаккуратный; это письмо, записка, черновик и т.п.)
По тому, каким шрифтом выведены буквы, ученые определяют время написания текстов. Если буквы остренькие – писали до н. эры, если округлые, то II и III век нашей эры.
- Какие же буквы в греческом тексте, острые или округлые?(округлые)
- Определите, сколько лет этому тексту?
(2009г. -200(300) лет = 1700(1800) лет назад был написан текст).
Кто писал греческий текст, мы пока не знаем, но предположили, кто это мог бы быть. А об авторе письма дедушке читаем следующее: «Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в учение к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать…» Он писал письмо дедушке.
- На чем могли быть написаны письмо Ваньки и греческий текст, которому более 18веков? Что вам известно о материале, на котором писали?
Учитель: На чем только не писали в давние времена! Послушаем наших гостей: (учащиеся выступают в роли ассирийца, египтянина, жителя Пергамского царства, китайца)
Ассириец: Я из Ассирии. Это государство расположено там, где протекают две реки – Тигр и Евфрат. Мы писали на глиняных табличках тонкой палочкой из тростника. Вместо привычных вам букв – выцарапывали клинышки. Это такие значки, рисунки. Такой способ письма называли клинописью. Чтобы знаки не смазывались, не потеряли форму, письмо обжигали в печи и оно становилось твердым, прочным. Такие письма назывались таблетками.
(демонстрирует рисунки с изображением глиняных табличек).
Египтянин: У нас в Египте рисовали иероглифы. (Показывает или рисует иероглифы). Сначала их рисовали на камне, позднее использовали для письма папирус, а еще позже пергамент. Папирус приготавливали из водяных растений, растущих по берегам Нила. Трехгранные стебли этого растения расщеплялись острым ножом на длинные волокна. Эти волокна расстилали рядами. На них накладывали тяжелые камни. Из волокон выделялся клей, который соединял их в плотные шероховатые листы. Эти листы затем выглаживали раковинами и склеивали в длинные трубки – готовые листы – папирусы. Папирус очень прочен. В сухом месте он сохраняется без вреда тысячи лет.
Житель Пергамского царства: (У него с собой мед, рамка для натягивания кожи, раствор извести). Царь нашего Пергамского государства решил создать библиотеку, которая затмила бы одну из самых замечательных библиотек Древнего Египта, принадлежащую фараону Рамзесу II. Тогда египтяне запретили вывозить папирус в наше Пергамское царство. Но зато мы научились делать свой собственный писчий материал. У меня с собой то, что было необходимо для его изготовления. Как вы думаете, что это за материал? Он был прочнее папируса. Изготавливали его так: кожу овцы или теленка вымачивали в извести, туго натянув на раму, разглаживали и втирали в кожу мед. Получался очень прочный материал, который можно было сгибать. А название этот материал получил по месту своего рождения. Вы уже догадались. Это … пергамент.
Учитель: И еще вам подсказка. Ученый, исследовавший текст дал такое описание его внешнего вида: «Листок был в дырах, и на нем стояли какие-то значки. Он нисколько не походил на бумагу. Листок был плотный, твердый, очень хрупкий, жилки – волокна выдавались так, что их почти можно было ощупать руками». (вывод: греческий текст написан на папирусе.)
Учитель: Ванька Жуков, герой рассказа Чехова, жил не в Греции, не в Египте, а в России во второй половине 19 века. Он писал русскими буквами. На чем писали люди в это время? (Ответы учащихся: пергамент, береста, бумага)
Русич: На Руси довольно долго использовали бересту. Надо было очистить будущую березовую «страницу» от жесткой коры, распрямить, подсушить, а заостренной палочкой – её называют «писало», можно не спеша процарапывать буквы на бересте, а тупым концом палочки – писала нетрудно затереть случайную ошибку. Сейчас вы, если сделаете ошибку, пользуетесь корректором или ластиком.
Учитель: А когда же и где появилась первая бумага?
Китаец: Бумага была изобретена в Китае во II веке. Китайские летописи называют имя создателя – Чай (Цай) Луня. Сначала мы рисовали иероглифы на шелке. Но он был очень дорогим. Первую бумагу получили из древесной коры и старых рыбных снастей, потом способ усовершенствовали, используя тряпье. Долго мы сохраняли этот способ в тайне. В Европе научились делать бумагу лишь в X веке.
- Что же, ребята, вы теперь думаете?
(Ванька Жуков писал письмо в 19 веке, значит, оно должно быть на бумаге).
Учитель: Читаем начало рассказа Чехова: «Ванька, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать». Вы не ошиблись.
Орудия письменности.
Попытаемся понять, чем могли быть написаны эти тексты?
(Дети называют: гусиное перо, ручка, карандаш и др.)
- Кто прав?
Египтянин: В Египте писцы наносили на папирус иероглифы, макая кисточку в черную или красную краску. В Греции на деревянных дощечках, намазанных воском, выцарапывали заостренной палочкой. (Показывает рисунок с их изображением), или тростниковым пером на папирусе. Египетские перья мало похожи на ваши перья. Это просто заостренные и расщепленные концы тростника.
Житель России XIX века: Пушкин в I половине 19 века писал гусиными перьями. Хорошее гусиное перо не скрипело. Его нужно было выдернуть из левого(!) крыла птицы. Оно не должно быть кривым. Кончик пера опускали в горячую воду, срезали наискось и осторожно расщепляли посередине острым ножом. Вот откуда выражение «перочинный нож». Гусиными перьями писали не менее 12 веков. Потом стали делать раздвоенные металлические перья.
Учитель: А шариковую ручку изобрели в 1938 году в Венгрии. Чем же писал Ванька? (ответы учащихся.) Читаем у Чехова: «Он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером…»
(Демонстрирую изображение орудий письма разных времен и народов).
Учитель: О чем же может рассказать греческий папирус и письмо на бумаге?
1. Прослушаем выразительное чтение греческого текста (звучит по-гречески в исполнении учащегося в греческой одежде или учителя; возможна беседа по восприятию звучания этого языка).
2. У вас теперь есть перевод текста на русский язык (раздать перевод). Начало его в переводе звучит так: «Феон Феону отцу радоваться». Что это может означать? На что похоже? (Дети предполагают). Так начинались греческие письма. Это то же, что по- русски: «Феон шлет привет своему отцу Феону» (отец и сын имели одно и то же имя), или проще: «Здравствуй, дорогой папа!».
3. Адрес, который был на задней стороне папируса звучал так: «Передай Феону от Феоната сына». Значит это точно письмо сына отцу. Посмотрим, а какой адрес написал Ванька Жуков. («На деревню дедушке. Константину Макарычу»)
- Как вы думаете, чье письмо дойдет до места назначения? Почему? (Возможны ответы: ничье, потому что на них нет точного адреса – ни города, ни улицы, ни дома, ни индекса, ни фамилии).
Греческий мальчик: В древности в Греции почты не было и письма передавали через знакомых. Писать точный адрес тогда не было необходимости. А фамилия отца не указана, потому что тогда фамилий не было, а людей называли по имени и отчеству.
Почтальон в одежде почтового служащего XIX в: «А письмо В.Жукова не дойдет до дедушки, потому что в 19 веке нужно было указывать точный адрес, ведь письма уже доставляли по почте, а возле Москвы было много деревень».
Учитель: Итак, перед нами 2 письма. Что мы можем узнать из них о жизни мальчиков, об их характерах?
Анализ содержания греческого папируса:
Прочтем перевод с греческого языка на русский (у учащихся перевод письма на партах).
Вопросы для обсуждения основного содержания письма:
- Каким вы представляете себе внешность греческого мальчика Феона?
- Почему он пишет отцу?
- О чем он мечтает?
- Что вы можете сказать о характере Феона?
- Какими способами он стремится к достижению своей цели?
- Каково его поведение?
(Феон обижен на отца, за то, что тот не взял его с собой. Мальчик угрожает отцу, что не будет с ним больше разговаривать. Этим он надеется, что испугает отца и тот пошлет за ним. Когда Феон писал письмо отец еще не уехал в Александрию. Мальчик пишет по-детски, что если отец приедет из Александрии, то он не подаст отцу больше никогда руки и не скажет отцу «здравствуй», он грозит отцу, что поссорится с ним на всю жизнь. Он намекает, что стал таким шалуном, что мать не может с ним справиться и жалуется на него какому-то Архелаю. Мальчик Феон – хитрый мальчишка: он думает, что отец захочет избавить мать от неприятностей и захватит мальчика с собой в Александрию.)
- Почему мальчику хочется повидать Александрию?
Египтянин: Александрия была в то время столицей Египта. Здесь находились все государственные учреждения, сюда свозили хлебный налог со всего Египта. В Александрии было на что посмотреть: римские и сирийские корабли, прибывавшие с товарами в гавань, богатые дворцы и храмы, статуи и картины знаменитых мастеров.
В центре города помещалась огромная библиотека – музей. При ней жили ученые. Они имели общую кассу, ели вместе и с утра до вечера читали книги и писали новые книги. А больше всего, наверно, Феон хотел посмотреть улицы Александрии. В небольших греческих городах улицы обыкновенно были узенькие, грязные, извилистые. Часто по ним вовсе нельзя было проехать в коляске. А в Александрии можно было свободно проехать и по улицам на колеснице, запряженной четверкой лошадей: главные улицы имели больше 20 шагов в ширину. Улицы были прямые, пересекались под прямым углом. Деревенским жителям это казалось настоящим чудом.
А самая замечательная постройка – маяк Фарос, который простоял более полутора тысяч лет. Он был сделан из огромных белых камней, скрепленных свинцом, и стоял на трех подставках, имеющих форму раков. Вверху на маяке горел огонь. Казалось, что этот огонь на небе: вблизи он казался луной, а издали звездой. Не удивительно, что мальчику Феону так хотелось в Александрию.
Обсуждение последних строк письма:
Учитель: Феон не боится родителей. Это ясно из слов «Хорошо же ты сделал: подарки мне прислал большие – стручки!» Что это за стручки? (Отец, должно быть, не хотел брать с собой мальчика и пытался откупиться подарками: он прислал сыну лакомства. Но от Феона трудно было откупиться какими-то стручками.)
А дальше: «Надули нас в тот день 12-го, когда ты уплыл.» Что значит «надули»? Кого «нас»? (Возможно, что у Феона есть братишка или сестренка. Отец, как видно не решился открыто отказать в поездке упрямому ребенку опасаясь скандала. В то время не было ни пароходов, ни поездов, и в Александрию ездили на большой парусной лодке (корабле). Корабли были красиво разрисованы и на носу имели причудливые выпуклые фигуры. (Показ корабля или лодки). Такая поездка была целым путешествием и продолжалась неделю, если не больше. Можно представить, как мальчику хотелось уехать с отцом. Отцу пришлось уплыть потихоньку, так чтобы сын не заметил, поэтому-то Феон и пишет, что его «надули», т.е. обманули).
Читаем дальше: «Одним словом, пришли за мной, умоляю тебя! Если не пришлешь, не буду есть, не буду пить. Вот что!». Он угрожает отцу голодовкой, думая, что такая угроза должна сломить упорство отца.
Кончается письмо так, как это было принято в греческих письмах: «Здравствовать тебе жел.» Он пишет «жел.» вместо «желаю», т.е. с сокращением. Почему? ( Так писали тогда взрослые. А Феон им подражает). Привезут ли Феону ответ от отца? Увидит ли мальчик Александрию? Всем, конечно хочется верить, что так и будет.
- Какими способами вы добиваетесь у родителей выполнения ваших желаний? Похожи ли вы на мальчика из прошлого?
Маленький папирус послужил нам билетом для путешествия в далекий Египет, но это еще не конец!
Аналитическая работа по письму Ваньки Жукова.
Наше путешествие во времени продолжается! Сейчас мы перенесемся в 19 век и узнаем, о чем писал Ванька Жуков, чего хотелось этому 9-летнему мальчишке.
( Инсценирование фрагмента рассказа Чехова, где Ванька пишет письмо или чтение вслух).
Беседа.
- Каким вы представляете себе Ваньку? Опишите его внешность, характер.
- Какому ремеслу обучается он?
- Что вы узнали о жизни Ваньки?
- Какими словами он называет дедушку? Почему это выражение встречается по всему тексту письма?
- Что Ванька обещает дедушке за то, чтобы тот забрал его в деревню?
- Какой Ваньке представилась Москва? Что его поразило в этом городе?
Есть ли в письме слова и выражения из разговорной лексики? Какова их роль в тексте?
- Какие чувства вызывает у вас это письмо? (жалость, негодование и др.)
Учимся писать письма.
Письмо греческого мальчика и Ваньки Жукова адресованы близким людям - отцу и дедушке. Это личные письма.
-Сравните начало и заключение обоих писем. Сделайте выводы. ( Письма начинаются с приветствия, обращения, а заканчиваются пожеланиями здоровья, передачей приветов знакомым и близким.)
Слово учителя:
В письмах обращения служат для выражения того или иного отношения пишущего к адресату. Например: 1)Многоуважаемый Константин Макарыч, большое спасибо Вам за поздравление. 2) Дорогой Константин Макарыч, отвечаю сразу на два письма. 3)Милый Константин, здравствуй! 4)Благодарю тебя, Костик, за заботу.
(Обсуждение вариантов обращения.)
(Все наблюдения можно оформить в виде схемы, таблички. Это послужит учащимся опорой при написании письма.)
Выделяем три вопроса: Кому писать? О чем писать? Как писать? (см. презентацию)
Письмо должно быть написано четким, аккуратным почерком. Это знак уважения к тому, кто будет читать твое письмо.
Сейчас вы попробуете написать свои письма. Желаю удачи!
Выполнение творческой работы. В классе (если урок на 2 часа) или дома. Учащиеся свои письма запечатывают в конверт, указывают адрес.
На этом наше путешествие заканчивается.
Рефлексия.
-Что нового вы узнали за время путешествия?
-Какие моменты были самыми интересными?
- Какие задания показались сложными?
-О чем захотелось узнать подробнее?
Два письма из прошлого рассказали вам не только о жизни греческого мальчика Феона и русского Ваньки Жукова, но и помогли узнать историю письменности, понять, какое это сокровище – быть грамотным!
На старинных портретах люди часто изображались с письмами в руках. Мы тоже отдадим дань этой моде и сфотографируемся со своими письмами.