I. Обоснование замысла проекта
То, что книга сыграла огромную роль для развития человечества, общеизвестно. Только почему-то в последнее время мы стали забывать об этом. Превратившись в страну с рыночной экономикой, мы вдруг быстро из самой читающей страны скатились на довольно низкий уровень знания и чтения книг. Все реже и реже обращаются родители к русским народным сказкам, а чаще к сказкам современным, с трансформерами и космическими войнами. На уроках чтения в 1 классе иногда на просьбу учителя продолжить сказку ребенок отвечает: «Я не знаю сказку про репку». А ведь именно сказки учат детей отличать простоту от глупости, ум от хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха. Проблемы с качеством чтения наблюдаются и у выпускников начальной школы.
Анализ результатов диагностики сформированности навыка чтения у учащихся 4-х классов МОУ СОШ №11 (2006-2007)
Цель: изучение уровня
сформированности навыка чтения у учащихся 4-х
классов на начало учебного года.
Методика: методика изучения
сформированности навыка чтения Ясюковой Л. А.
Зона 2 – слабый уровень сформированности
навыка чтения.
Зона 3 – навык чтения сформирован не полностью.
Зона 4 – навык чтения развит хорошо.
Зона 5 – навык чтения развит очень хорошо.
Исходя из вышеизложенного, видно, что наибольший процент обучающихся относятся к зоне 2 и 3, а обучающихся с хорошо развитым качеством чтения очень низкий процент.
Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость обучающихся. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. В научно-методической статье В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
И именно в начальных классах теряется 60-70 процентов учащихся – они не могут учиться успешно, так как при переходе в пятый класс, увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.
Возникает вопрос: реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент? Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже в темпе скороговорки – это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным – 120-150 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима данная скорость чтения. Но большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками (90%), а флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более чем 3-4 человека в классе.
Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?
Цель обучения чтению: сформировать
младшего школьника как сознательного читателя,
проявляющего интерес к чтению, владеющего
прочными навыками чтения, способами
самостоятельной работы с читаемым текстом и
книгой, обладающего определенной начитанностью.
Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа
должна решать следующие задачи:
1. Учебные задачи:
– сформировать у всех учащихся навык чтения на
уровне, позволяющем осваивать обучение в среднем
звене;
– научить работать с учебной и детской книгой.
2. Образовательные задачи:
– развивать интерес к чтению, расширять круг
чтения младшего школьника, его начитанность;
– воспитывать средствами чтения у ребенка
гражданские чувства и активное отношение к
читаемому.
Цели и задачи проекта «Формирование читательской деятельности младшего школьника»
Цель проекта: повышение качества успеваемости обучающихся от 60% и выше в 2007-2011 гг. через внедрение технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника».
Задачи проекта:
– анализ образовательной практики по развитию
и формированию осознанного чтения;
– вычленение образовательных приемов,
направленных на развитие и формирование
осознанного чтения;
– апробация образовательных приемов,
направленных на развитие и формирование
осознанного чтения.
Поставленные задачи позволяют обозначить следующие направления:
- Совершенствование техники чтения.
- Формирование умений работы с текстом.
II. Краткое описание имеющихся ресурсов
Педагогический коллектив начальной школы
состоит из 9 педагогов: с высшей категорией – 3
человека, с I категорией – 1 , со II – 1 человек.
Материально-техническая база школы для
осуществления проекта представляет следующие
средства:
– компьютер, принтер, ксерокс
– телевизор с DVD
– магнитофон
– мультимедийный проектор
Школа находится на бюджетном финансировании.
Обеспеченность канцелярскими товарами
осуществляется за счет бюджета. Библиотека
обеспечена читальным залом, компьютером.
Библиотечный фонд составляет 17512 экземпляров,
справочная литература – 326 экземпляров, детская
литература – 1013 экземпляров.
Осуществляется психологическое сопровождение
внедряемого проекта.
III. Краткая аннотация проекта
В рамках предлагаемого проекта решается проблема преодоления низкого уровня качества чтения у обучающихся.
Цель проекта повышение качества успеваемости обучающихся от 60% и выше в 2007-2011 гг. через внедрение технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника».
Для достижения цели поставлены следующие проектные задачи:
– анализ образовательной практики по развитию
и формированию осознанного чтения;
– вычленение образовательных приемов,
направленных на развитие и формирование
осознанного чтения;
– апробация образовательных приемов,
направленных на развитие и формирование
осознанного чтения.
Стратегия и методы реализации проектных задач предусматривает, что проектные работы выполняются в два этапа, с определением промежуточных результатов, на основе интеграции действий проектной группы, педагогического коллектива и обучающихся.
Ожидаемым результатом реализации проекта является:
- рост качества чтения на 20 %;
- уровень качественной успеваемости составит 60 % и более;
- положительная динамика мотивация чтения.
Ожидаемые продукты проектной работы являются:
- методические рекомендации «Технология развития и формирования сознательного читателя»;
- научно-методические статьи педагогов;
- видеобанк.
IV. Описание проекта и его обоснование
Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. В 2000 году по результатам международного исследования pisa Россия заняла в нём 28 место по осознанности прочитанного. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Отсюда возникает проблема: формированию осознанных и действенных знаний, повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся препятствует низкий уровень качества чтения.
В современном обществе наблюдается спад интереса к чтению, появилось множество других источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого явления – несовершенство обучения чтению. Для решения проблемы предполагается использование технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника». Читательская деятельность рассматривает чтение как «коммуникативную речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого.
В процессе чтения имеет место как технические действия (восприятие звуковой системы данного языка), так и осмысление текста (переведение авторского кода на свой смысловой код).
Чтение обязательно предполагает общение с
автором, общение с самим собой (осознание своего
отношения к прочитанному), общение со
слушателями при чтении вслух.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда
читатель свободно владеет осознанным чтением и у
него развиты учебно-познавательные мотивы
чтения.
Условием овладения читательской деятельностью
является также знание способов чтения, способов
смысловой обработки текста, владение
определенными умениями и навыками.
Механизм реализации проекта
Предполагается создание ПТГ из учителей начальных классов. Членами ПТГ определяются направления деятельности:
- Совершенствование техники чтения.
- Формирование умений работы с текстом.
Для работы по первому напрвлению необходимо
адаптировать имеющиеся методики Зайцева В. Н.,
Омороковой М. И., Светловской Н. Н., Степанищева А.
Т., Федоренко И. Т. и др.
Описать эффективность апробированных методик.
Использовать в работе по совершенствованию качества чтения упражнения:
- упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
- упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям;
- упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
Второе направление, формирование умения работать с текстом, включает в себя:
- Умение подбирать к каждому заголовку соответствующую часть текста;
- Умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей через схемы, рисунки;
- Умение понимать текст на разных уровнях:
– понимание предметного содержания текста (факты, события);
– понимание общего содержания;
– понимание скрытой мысли (подтекста), т.е. основной мысли текста;
– определение личностного отношения к прочитанному.
Главное – чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст; для этого учитель показывает признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом.
Технология «Формирование читательской деятельности младшего школьника» представляет собой дидактический, активизирующий и развивающий комплекс, в котором существуют следующие подходы к организации процессе:
Состав участников проекта: зам. директора по УР
I ступени, учителя начальных классов, учитель
музыки, учащиеся и их родители, психолог.
Распределение функциональных обязанностей:
Зам. директора по УР – научное руководство,
консультирование, экспертная оценка
разработанных материалов, проведение семинаров
и других обучающих мероприятий для педагогов.
Руководитель творческой группы Лемешко М. В. –
консультирование, разработка и ведение
необходимой документации; организация
совместной деятельности с психологом, с
родителями, организационно-методическое
обеспечение.
Психолог Беч Е. С. – психологическое
сопровождение проекта: создание банка
необходимых методик, диагностирование,
обработка и анализ исследуемых параметров,
психологическая консультация педагогов,
родителей, мониторинг развиваемых параметров.
Ожидаемые результаты
- Совершенствование техники чтения. Выход на оптимальный уровень чтения – 120-150 слов в минуту для успешного освоения учебного материала.
- Рост качества чтения на 20 %;
- Уровень качественной успеваемости составит 60 % и более;
- Положительная динамика мотивация чтения.
- Расширится банка средств, методов развития и формирования сознательного читателя.
- Повысится уровень профессионального мастерства педагогов.
- Будут разработаны методические рекомендации для педагогов к технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника».
- Рост удовлетворенности результатами образования со стороны обучающихся и их родителей.
- Разработка пакета диагностический исследований по развиваемым параметрам.
Проектные мероприятия
Первый этап ( 01.10.2007- 31.08.2008 уч года). На первом этапе разработки новшества необходимо создать условия для введения новшества.
- проблематизация педагогического коллектива (психолого-педагогический лекторий, памятки, панорамы уроков и т.д.);
- создание информационной базы «Как повысить качество чтения?»;
- подготовка методических рекомендаций «Развитие и формирование сознательного читателя: проблемы и перспективы»;
- подготовка и проведение научно-методического семинара.
Результаты первого этапа:
- позитивное отношение педагогического коллектива к теме работы проектной группы;
- информационная база «Как повысить качество чтения»;
- методические материалы «Развитие и формирование сознательного читателя: проблемы и перспективы»;
- программа семинара «Формирование читательской деятельности младшего школьника», материалы к нему (внешняя экспертиза)
Второй этап ( 01.09.2008-31.05.2011 уч.года). На втором этапе осуществляется запуск и апробация новшества.
- повышение уровня профессионального мастерства членов проектной группы и всего педагогического коллектива начальных классов в части развития и формирования сознательного читателя;
- расширение и углубление информационной базы «Как повысить качество чтения» на основе индивидуальных разработок;
- апробация и оформление технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника»;
- проведение семинара по теме «Результаты формирования осознанного чтения»;
- учебно-методические материалы к технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника».
Оценка результатов проекта:
1. Показатели оценки реализации проекта:
- качество методических рекомендаций (внешняя экспертиза);
- рост качества чтения обучающихся на 20 %;
- уровень качественной успеваемости составит 60 % и более
- овладение педагогами эффективными приемами и способами развития и формирования осознанного чтения.
2. Методы оценки и диагностики:
- внутренняя и внешняя экспертиза;
- экспертиза методических рекомендаций;
- мониторинг скорости чтения, осознанности чтения, сформированности навыка чтения (методика Л. А. Ясюковой) и др.
Дальнейшее развитие проекта
Развитие проекта может идти по следующим направлениям:
- расширение и углубление информационной базы по развитию и формированию сознательного читателя;
- стабильное существование инновационного проекта в школе;
- вовлечение в проект большинство членов педагогического коллектива;
Контроль за ходом реализации проекта и отчетность:
- Разрабатывает план реализации проекта и координирует деятельность зам. директора по УР.
- Зам. директора по УР 1 раз в четверть отчитывается о проделанной работе перед администрацией школы №11
- Члены ПТГ 1 раз в месяц отчитываются в группе.
- Руководитель ПТГ 1 раз в четверть отчитывается на МС.
- Один раз в год члены ПТГ проводят педагогический совет.
- К окончанию проекта исполнитель составляет:
- полный отчет о выполнении проектных задач;
- представляет проектные продукты: методические рекомендации «Технология развития и формирования сознательного читателя», программу семинара, анкеты, результаты контрольных срезов и др.
- полный финансовый отчет о расходовании выделяемых средств (если таковы будут)
Литература:
- Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. – 1990. – № 8 – с.52.
- Оморкова М. И, Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990.
- Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. – Томск: Дельтаплан, 2004.
- Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов.– М.: Просвещение, 1984.
- Светловская Н. Н. Основы науки о читателе – М.: Просвещение, 1997.
- Федотов М. Руководство по воспитанию детей. Методика Глена Домана, методика Зайцева. // Школьное образование – 2007. – № 3 – с. 21.