В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина – математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов.
Деятельностный подход был разработан в трудах Алексея Николаевича Леонтьева, Даниила Борисовича Эльконина, Петра Яковлевича Гальперина, Александра Владимировича Запорожца в середине 20 века.
Педагогическая практика показывает, что формирование универсальных учебных действий, то есть действий, обеспечивающих умение учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знание – самый прогрессивный путь организации обучения.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться (усваивать информацию) – главный тезис деятельностного подхода.
Цель: познакомить с понятием «числовое выражение», учить говорить на математическом языке.
Задачи:
- учить распознавать числовые выражения, правильно их читать, находить их значения;
- развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, развивать речь детей;
- воспитывать самостоятельность, упорство в достижении цели.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Сегодня у нас не совсем обычный урок. На уроке
присутствуют гости. Повернитесь и
поздоровайтесь с нашими гостями.
– Повернитесь ко мне.
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать!
– Ребята, а что вы уже умеете делать? (Ответы
детей) Что уже знаете?
(На доске карточки с названием тем: «Во сколько
раз больше или меньше?» «Умножение и деление.
Часть числа.» «Решение задач на уменьшение и
увеличение в несколько раз» «Нахождение числа по
нескольким долям» «Нахождение нескольких долей
числа» «Название чисел в записях действий»)
– Начинаем урок математики.
II. Актуализация знаний
– На прошлом уроке математики вы учились
читать разные примеры, используя названия
компонентов и результата действия.
– Прочитайте по-разному примеры на доске: 8 + 2
(появляется карточка: «слагаемое +
слагаемое = сумма»)
8 – 2 (уменьшаемое – вычитаемое = разность)
8 * 2 (первый множитель • второй множитель = произведение)
8 : 2 (делимое : делитель = частное)
III. Постановка проблемы
На доске:
25 + 4 33 + а в – 7 6 • 8 с • 5 (15 – 7) + 4 18 : 3 • 6 – 3
– Разделите записи на карточках на две группы. (Ученик
у доски делит записи на группы) (Рассматриваются
несколько вариантов группировки)
– Какая запись оказалась лишней?
– Почему?
– Дайте общее название группе. А как ещё можно
назвать эти записи? (Выражения))
– Я предлагаю сыграть в игру «Как вы думаете?».
Мне нужны две пары.
Каждая пара получает лист – игровое поле и набор
карточек. (Играют на доске)
? | Числовые выражения | Нет |
4 > 40
7 = 7
x + 5 > 8
13 – 9
(16 – 9) • 2
63 : 9
– Карточки, на которых, по вашему мнению,
записаны числовые выражения, положите на сектор
«числовые выражения». Уверены, что на карточке не
числовые выражения – сектор «нет», сомневаетесь
– сектор «?».
(Выполняют)
– Как вы думаете, правильно или неправильно
ребята выполнили задание?
– Как бы вы определили тему нашего урока?
– Чему будем учиться на уроке?
– Откройте учебник на странице 68.
– Прочитайте тему урока вверху страницы.
– Рассмотрите страницу учебника и подумайте, о
чём вы хотели бы меня спросить по этой теме?
(На доске карточки-помощницы: Что…? Почему…?
Зачем…?)
(Если вопросов нет: «Наверное, вопросы у вас
появятся потом»)
IV. «Открытие» нового знания
– Что вы видите на стр. 68? (Таблицу)
– Прочитайте названия столбиков в таблице.
– Это четыре вопроса, в которых нам надо
разобраться.
– Что общего во всех записях 1-й колонки?
– Из чего состоит 1-я запись? (Из двух цифр, и
знака «+» между числами)
– Что они обозначают? (Числа)
(Аналогично рассматривается запись 2, 3 и 4)
– Что общего? Что в числовом выражении очень
важно?(Состоят из чисел)
На доске: 1. Числа
– Какие числа в первой записи? (во 2-й, 3-й, 4-й)
На доске: 1.
Числа
5;4
6;7
15;8
48;6
– Что ещё есть в записи кроме чисел? (Знаки
действий)
На доске: 1.
Числа
5;4
6;7
15;8
48;6
2. знаки действий
– Какой знак в первой записи? (второй, третьей, четвёртой)
На доске: 1.
Числа
5;4
6;7
15;8
48;6
2. знаки действий
+
•
–
:
– Работайте в парах: составьте новые
числовые выражения, используя те же числа и знаки
действий. Докажите.
(Работа в парах. Проверка.)
– Как называется вторая колонка? (Название
выражения)
– У каждого выражения есть имя. Кто догадался,
как определить название выражения?
– Поработайте в паре: обсудите, какое выражение
мы будем называть суммой? Произведением?
Разностью? Частным? (Обсуждение)
– Какое выражение мы будем называть суммой? (Выражение,
в котором числа соединены знаком « + »)
(Аналогично остальные)
На доске: 1.
Числа
5; 4
6;
7
15; 8
48; 6
2. знаки действий
+ – сумма
• – произведение
– – разность
: – частное
– Прочитайте выражения.
– Как называется 3-й столбик? (Вычисление)
– О чём рассказывает этот столбик? (Что с
выражением можно выполнить действия (вычислить,
найти ответ, сосчитать), решить)
– Можно выполнить действия, вычисления с
любым выражением.
– Всю ли таблицу рассмотрели?
– Как называется четвёртый столбик? (Значение
выражения)
– Кто догадался, что такое значение выражения?
Как бы вы объяснили, что такое значение
выражения? (Это число)
– Какое число?
– Как вы понимаете задание «вычислить значение
выражения»? (Выполнить вычисления, найти
результат, число)
На доске: 1.
Числа
5; 4
6; 7
15; 8
48; 6
2. знаки
действий +
– сумма
• – произведение
– – разность
: –
частное
есть значение выражения (его можно найти)
– Что же вы можете рассказать о выражении?
Физминутка
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели –
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
– Числа в выражении имеют своё название, а
значение выражения не имеет?
– Это справедливо?
– Посмотрите на стр. 68 учебника. О чём вели
разговор Волк и Заяц?
– Оказывается, название выражения и его значение
называются одинаково.
– Чему учились?
V. Комментирование решения типовых задач
– Потренируемся в применении наших знаний.
– Откройте тетрадь на стр. 41 № 129.
– Как будем рассуждать, является ли эта запись
выражением?
(Карточка пооперационного контроля:
Записи |
72 : 8 |
83 – 17 |
46 + |
1 + 0 = |
3 • 5 = 15 |
0 : 42 |
Числа | ||||||
Знаки действий | ||||||
Вывод |
– Прочитай первую запись. Работаем на карточке
пооперационного контроля и делаем вывод.
(Работают над каждой записью при помощи
карточки)
– Кто понял, что такое числовое выражение?
– Чему учились?
– Откройте стр. 42 № 131 (1-я таблица).
– Заполним первую таблицу вместе.
– Что вы видите в таблице?
– Что мы должны сделать?
(Комментируют заполнение 1-й таблицы)
– Чему учились?
– Мне кажется, вы всё хорошо понимаете. А как вы
думаете, а эту запись – (15 – 7) + 4
– можно назвать числовым выражением?
– Почему?
– С такими выражениями мы ещё будем знакомиться
на уроках математики.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
– Откройте учебник на стр. 69. Найдите № 3.
– Прочитайте, что надо сделать.
– Кто не понял, что надо сделать, поднимите руки.
(Если не поняли, вернуться к табл. на стр. 68,
третья графа, ещё раз выяснить, что вычислить –
это сосчитать, решить, а значение выражения – это
число, значит, вычислить значение выражения –
значит решить выражение, найти число)
1 вар. – вычислить значения суммы и произведения,
2 вар. – разности и частного (запись задания на
доске)
(На доске появляется карточка самоконтроля:
1 вар.: 36 + 20 = 56 6 • 8 = 48
2 вар.: 60 – 3 = 57 21 : 7 = 3)
VII. Формирование системы знаний
– Что же такое числовое выражение?
– Нам много ещё чему надо учиться (если есть
время – можно рассмотреть № 1, 2 в учебнике)
– Поучимся вычислять выражения.
(Игра для повторения таблицы умножения «Лотерея
«Спринт»)
– Внимательно слушайте задание, делайте устные
вычисления и в таблице-заготовке вычёркивайте
ответ.
Задания к набору:
1. 5 : 5 5. 21 : 7 9. 4 • 3
2. 49 : 7 6. 27 : 3 10. 3 • 5
3. 3 • 6 7. 32 : 8 11. 18 : 9
4. 4 • 4 8. 48 : 6 12. 8 • 2 + 1
(Ответ: в результате из вычеркнутых чисел в таблице получается «5»: )
– Если у вас получилась оценка «5» из
зачёркнутых ответов, то вы справились с заданием
на отлично, если же нет – значит вы где-то
ошиблись, а значит, надо повторить таблицу
умножения и деления.
– Решите задачу. Запишите решение задачи
выражением.
Шарики воздушные –
Такие непослушные!
Было всех их семью восемь.
Девять в небо унеслись.
Сколько здесь их – разберись.
(Решение: 7 • 8 – 9 = 47 (ш.))
– Запишите решение задачи на доске.
VIII. Рефлексия
– Наш урок подходит к концу. Был ли он
интересен? Полезен?
– Узнали ли вы что-либо новое?
– Что же такое числовое выражение?
– Что повторили?
– На какой ступеньке знаний нашей лестницы вы
сейчас находитесь? Закрасьте на этой ступеньке
солнышко.
Хочу знать больше
Хорошо, но могу лучше
Пока испытываю трудности
IX. Домашнее задание
– Придумайте таблицы с числовыми выражениями, как в № 131 в тетради. А те, кто хочет, попробуйте подумать над заданием в № 4 на стр. 69 в учебнике.