Цели:
- Развивать умение изменять глаголы по числам, согласовывать имена существительные и глагол в числе.
- Закреплять умение выделять глаголы в данном тексте. Делать выводы по определённому алгоритму.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютер со слайдами, карточки с числами от 1 до 4.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок.
Начинать пора урок.
Наступила тишина.
Нам вперёд идти пора. (Приложение 1, слайды 2, 3)
II. Работа над ошибками
Т…трад…, тр...ва, руж…ё, б…рёза, стр…лять , л…сок.
– Вставьте пропущенные буквы. Какие это
орфограммы? Объясните их написание.
– Какое слово лишнее? (Cтрелять) Почему?
– Сегодня пополним наши знания о глаголе и
вы узнаете как он изменяется.
Приложение 1, 4, 5, 6 слайды
III. Работа над новой темой
1) – Посмотрите на картинки и составьте предложения. (Гуси летят. Дельфины плавают. Олени пьют.)
2)
– Измените предложения, чтобы в них действовал
один предмет.
– Что пришлось изменить в предложениях? (Существительные)
– Что произошло с глаголами? (Они тоже стали
единственного числа.)
– На какой вопрос отвечают глаголы в
единственном числе?
Приложение 1, 7 слайд.
3) – По данному плану сформулируйте вывод.
– Как изменяются глаголы? (Глаголы
изменяются по числам.)
– В каком числе употребляются глаголы? (Глаголы
употребляются в единственном и во множественном
числе.)
– Что обозначают глаголы в единственном числе? (В
единственном числе глаголы обозначают действие
одного предмета.)
– Что обозначают глаголы во множественном числе?
(Во множественном числе глаголы обозначают
действия нескольких предметов.)
Приложение 1, 8 слайд.
IV. Упражнение в распознавании числа глаголов
1. Отгадай загадки. По действию предмета угадай предмет. Запиши отгадки.
а) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
б) Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)
в) Нет ног, а хожу,
Нет рта, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
– Объясните правописание слов.
– Какой частью речи являются отгадки?
– Какое слово лишнее? (Часы)
– Почему?
2. Подбери к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу.
– В каком числе будут стоять глаголы?
V. Работа с учебником
Наблюдение над синтаксической ролью глагола.
Упражнение 250, с.7 – творческая работа –
составьте 3 предложения, в которых глагол
отвечает на вопрос «что делает?», а имя
существительное на вопрос «кто?». (Запись
предложений и разбор по членам предложения)
– Какой частью речи выражено подлежащее?
Какой частью речи сказуемое? (Глаголы в
предложении являются сказуемым).
Приложение 1, 9 слайд
Физминутка (под песню «Точка, точка, запятая»)
Приложение 1, 10, 11 слайды.
V. Упражнение в правильном употреблении формы числа глагола в тексте.
Самостоятельная работа. (списать текст, употребив глаголы в нужной форме; указать число глагола)
Игрушки
Дети (готовит, готовят) украшения. Звёзды (вырезает , вырезают) Миша Лужин. Хлопушки (клеит, клеят) Саша Чудин. Фонарики (делает, делают) девочки.
VI. Итог урока
– Что такое глагол?
– Как изменяется глагол?
– Какую роль играет глагол в нашей речи?
– Каким членом предложения является глагол?
VII. Домашнее задание
Упражнение 254 , с.8.
Приложение 1, 12 слайд (рефлексия)
– А сейчас, из карточек разной мимики, выберете
ту, которая показывает, как вы чувствовали себя
на уроке.
– Урок закончен. Спасибо за хорошую работу.