Цели:
- учиться формулировать тему и цели занятия;
- упражнять учащихся в различении звуков "Б, П" в устной и письменной речи;
- повторить правописание звонких и глухих согласных на конце слова;
- развивать связную речь;
- развивать неречевые функции: внимание, память, мышление и умение удерживать многоступенчатую инструкцию;
- учиться быть «логопедом» на занятии.
Оборудование: слоговые таблицы, речевые профили, табличка с набором букв: П, Е, О, Б, А, Д, нарисованный Винни-Пух, сюжетная картинка «Лес», карточки с буквами П и Б, компьютер, опорные слова для текста «Сад» (пришла, белые яблони, берёзки, работа).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед: Ребята, посмотрите на слоговую таблицу. Прочитайте слоги. Определите тему занятия.
Па-ба-па
ne-бе-пе
апа-аба-апа
Пы-бы-пы
пя-бя-пя
апу-абу-апу
Пу-бу-ny
пи-би-пи
Ученик: тема занятия: Звуки [П] и [Б].
Логопед: Перечислите, чему вы должны научиться на занятии. Дети прочитывают цели, записанные на доске: Различать и выделять звуки и буквы П и Б в слогах, в словах и предложениях.
Даётся характеристика этих звуков с использованием речевых профилей (висят на доске).
По слоговой таблице работу проводит вызванный к доске ученик. Он задает вопросы и вызывает по очереди детей:
– Прочитайте твердые слоги.
– Почему они твердые?
– Прочитайте мягкие слоги.
– Почему они мягкие?
Логопед: А сейчас поиграем. Посмотрите, рассыпалось слово. Ребята, отгадайте, какие слова спрятали эти буквы?
П, Е, О, Б, А, Д: (Обед, еда, беда, победа)
Логопед: Дети, посмотрите, у нас сегодня в гостях медвежонок Винни-Пух?
На доске вывешена сюжетная картина "Лес". На переднем плане дерево и на стволе наверху – банка с медом. На дереве есть прорези, с каждым новым заданием медвежонок поднимается все выше к банке. Дети объясняют этимологию слова "медведь".
Логопед: Медведь очень любит мед. Он достанет его, если мы ему поможем выполнить задания:
а) Слушайте слова и поднимайте карточки с буквами П, Б.
Плакат, больница, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, бузина, брошка, пузырек.
б) Мишка поднимется выше, когда вы
справитесь со следующим заданием: Я буду читать
слова, а вы по очереди на доске должны начертить
графическую схему этого слова (1), надписать буквы
П, Б над соответствующим слогом (2), затем написать
слово под схемой.(3):
пень, брови, побелка, заборы, сапоги
в) Винни-Пуху по электронной
почте на компьютер пришла записка со словами,
в которых
пропущены буквы. Чтобы восстановить текст, надо
вспомнить правило! Какое?
(слова проецируются на доску). Образец: зуб
– зубы, тулуп – тулупы
Дети вспоминают правило правописания звонких и
глухих согласных, затем в порядке очереди по
одному слову выполняют на компьютере. Остальные
слова записывают по образцу в тетрадях.
Зу__, гри__, клу__, стол__, хле__, ястре_, тулу__, су__,
кар__, сте__ь.
По окончании выполнения задания Винни-Пух поднимается на дерево ещё выше.
Физминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть,
г) Винни-Пуху осталось подняться на последнюю ветку, и он достанет мёд, который для него приготовили пчёлы. Нужно придумать предложение из 3-х (или 4-х) слов, каждое должно начинаться с дежурного звука П. Например: Пчёлы подарили Пуху подарок.
д) Ребята, сейчас вы с Вини-Пухом выполните последнее задание. Надо составить и записать рассказ по опорным словам.
Сад.
Пришла, белые яблони, берёзки, работа.
По окончании проверки выполненного задания подводится итог работы учащихся на занятии.
Этот этап занятия проводят ученики, в именах которых есть звуки П или Б (Полина, Богдан): Они задают вопросы группе:
– Какая была тема занятия?
– Что мы делали, чтобы её усвоить?
– Как мы помогали медвежонку?
– Что понравилось на занятии?