Дифференциация звуков Б-П

Разделы: Логопедия


Цели:

  • учиться формулировать тему и цели занятия;
  • упражнять учащихся в различении звуков "Б, П" в устной и письменной речи;
  • повторить правописание звонких и глухих согласных  на конце слова;
  • развивать связную речь;
  • развивать неречевые функции: внимание, память, мышление и умение удерживать многоступенчатую инструкцию;
  • учиться быть «логопедом» на занятии.

Оборудование: слоговые таблицы, речевые профили, табличка с набором букв: П, Е, О, Б, А, Д,  нарисованный  Винни-Пух, сюжетная картинка «Лес», карточки с буквами  П  и  Б, компьютер,  опорные слова для текста «Сад» (пришла, белые яблони, берёзки, работа).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: Ребята, посмотрите на слоговую таблицу. Прочитайте слоги. Определите тему занятия.

Па-ба-па                                   ne-бе-пе                                     апа-аба-апа
Пы-бы-пы                                пя-бя-пя                                      апу-абу-апу
Пу-бу-ny                                   пи-би-пи

Ученик:  тема занятия:  Звуки  [П]  и [Б].

Логопед: Перечислите, чему вы должны научиться на занятии. Дети прочитывают цели, записанные на доске: Различать и выделять звуки и буквы П и Б в слогах, в словах  и  предложениях.

Даётся характеристика этих звуков с использованием речевых профилей (висят на доске).

По слоговой таблице работу проводит вызванный к доске ученик. Он задает вопросы и вызывает по очереди детей:

– Прочитайте твердые слоги.
– Почему они твердые?
– Прочитайте мягкие слоги.
– Почему они мягкие?

Логопед: А сейчас поиграем. Посмотрите, рассыпалось слово. Ребята, отгадайте, какие слова спрятали  эти буквы?

П, Е, О, Б, А, Д:  (Обед, еда, беда, победа)

Логопед: Дети, посмотрите, у нас сегодня в гостях медвежонок Винни-Пух?

На доске вывешена сюжетная картина "Лес". На переднем плане дерево и на стволе  наверху – банка с медом. На дереве есть прорези, с каждым новым заданием медвежонок поднимается  все выше к банке. Дети объясняют этимологию слова "медведь".

Логопед: Медведь очень любит мед. Он достанет его, если мы ему поможем выполнить задания:

а) Слушайте слова и поднимайте карточки с буквами  П,  Б.

Плакат, больница, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, бузина, брошка, пузырек.

б) Мишка поднимется выше, когда вы справитесь со следующим заданием: Я буду читать слова, а вы по очереди на доске должны начертить графическую схему этого слова (1), надписать буквы П, Б над соответствующим слогом (2), затем написать слово под схемой.(3):
пень, брови, побелка, заборы, сапоги

в) Винни-Пуху  по электронной почте  на компьютер пришла записка со словами, в которых
пропущены буквы. Чтобы восстановить текст, надо вспомнить правило! Какое?
(слова проецируются на доску). Образец: зуб – зубы,  тулуп – тулупы
Дети вспоминают правило правописания звонких и глухих согласных, затем в порядке очереди по одному слову выполняют на компьютере. Остальные слова записывают  по образцу  в тетрадях.
Зу__, гри__, клу__, стол__, хле__, ястре_, тулу__, су__, кар__, сте__ь. 

По окончании выполнения задания Винни-Пух поднимается на дерево ещё выше.

Физминутка

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть,

г) Винни-Пуху осталось подняться на последнюю ветку, и он достанет мёд, который для него приготовили пчёлы. Нужно придумать предложение из 3-х (или 4-х) слов, каждое должно начинаться с дежурного звука П. Например:  Пчёлы  подарили  Пуху  подарок.

д) Ребята, сейчас вы с Вини-Пухом выполните последнее задание. Надо составить и записать рассказ по опорным словам.

Сад.
Пришла, белые яблони, берёзки, работа.

По окончании проверки выполненного задания подводится итог работы учащихся на занятии.

Этот этап занятия проводят ученики, в именах которых есть звуки П или Б (Полина, Богдан): Они задают вопросы группе:

– Какая была тема занятия?
– Что мы делали, чтобы её усвоить?
– Как мы помогали медвежонку?
– Что понравилось на занятии?