Урок 1
Тема: Знакомство с графическим редактором Paint.
Цели:
- Обучающая: запуск графического редактора Paint: Пуск ––> Программы ––> Стандартные ––> Paint, знакомство с интерфейсом программы, знакомство с Панелью инструментов, знакомство с цветовой палитрой.
- Развивающая: развивать память и мышление.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к устройствам.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка присутствующих. Организация на работу.
– Сегодня мы начинаем знакомиться с графическим редактором Paint.
2. Объяснение нового материала
Paint – это растровый редактор, создающий
изображения в виде набора пикселей. Рисунки,
создаваемые редактором Paint, называют растровыми,
или точечными. Редактор Paint позволяет с помощью
мыши черно – белые и цветные рисунки. С помощью
инструментов редактора можно создавать контуры
и выполнять заливку цветом, рисовать прямые и
кривые линии, имитировать рисования карандашом и
кистью, вырезать, копировать и вставлять
различные фрагменты изображения и т.д.
Запуск программы Paint осуществляется нажатием
кнопки Пуск на панели задач и выбором команды
Программы – Стандартные – Paint.
Окно редактора Paint имеет элементы, обычные для
окон Windows – приложений: заголовок окна, кнопки
управления окном, строку меню, рабочую область,
линейки прокрутки, строку статуса и обрамляющую
рамку. Помимо этого, в окне Paint размещены
элементы, присущие именно графическим
редакторам, – панель инструментов и палитра.
Панель инструментов в левой части окна содержит
16 кнопок – пиктограмм. Назначение каждой кнопки
можно прочесть на всплывающей подсказке,
появляющейся при наведении на нее указателя
мыши. Среди панели инструментов имеются
Карандаш, Кисть, Ластик, Заливка, Выбор цветов и
др. Другой характерный элемент окна Paint – палитра
(рис. 3) – размещенный в нижней части экрана. Слева
на панели палитры имеются два перекрывающихся
квадрата, из которых верхний окрашен в основной
цвет, а нижний – в фоновый цвет, Основной цвет
используется для закрашивания линий, границ
объектов и текста. Фоновый цвет применяется при
заливке объекта с замкнутыми границами и фона
надписи. Основной цвет выбирается щелчком левой
кнопки мыши по одному из квадратов цветовой
палитры, а цвет фона – щелчком правой кнопки. При
выборе основного и фонового цветов изменяется
соответственно цвета перекрывающихся квадратов
в левой части палитры.
3. Показ презентации (Приложение, урок 1)
4. Объяснение с практическим закреплением
– Садитесь за ПК и запустите графический редактор Paint. Рассмотрите окно графического редактора, панель инструментов, цветовую палитру.
5. Домашнее задание: нарисуйте в тетради панель инструментов.
Урок 2
Тема: Изучение панели инструментов.
Цели:
- Обучающая: изучение инструментов создания геометрических фигур произвольной формы, сохранение документа.
- Развивающая: развивать моторные навыки.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к устройствам.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка присутствующих. Организация на работу.
– Сегодня мы рассмотрим основные способы работы в графическом редакторе Paint.
Рассмотреть рисунки учащихся.
2. Опрос учащихся
– Что такое графический редактор?
– Как запустить графический редактор Paint?
– Перечислите составные части окна ГР Paint.
– Какие инструменты для рисования вы запомнили?
3. Объяснение нового материала
Для рисования линий в редакторе Paint предусмотрены инструменты: Линия – рисование прямых линий, Карандаш – рисование произвольных линий и Кривая – рисование кривых линий. При построении кривой линии сначала рисуется прямая линия, как было описано выше. Затем указатель ставится в вершину будущей дуги и при нажатой кнопки мыши вытягивается дуга необходимой кривизны. Если нужно нарисовать замкнутую кривую (петлю), надо щелкнуть в одной граничной точке петли, а затем – в другой граничной точке. Необходимо щелкнуть за пределами появившейся линии и растянуть петлю. Работая в редакторе Paint, можно отменить последние три действия. Для этого используется комбинация клавиш Ctrl+Z или команда Меню – Правка – Отменить
Практически ни одна программа графического
редактора не обходится без таких инструментов
рисования как, кисть, распылитель и ластик. Эти
инструменты предусмотрены и в редакторе Paint.
Операции с ними выполняются единообразно: надо
выбрать на палитре основной (и фоновой) цвет,
которым будет рисоваться или закрашиваться
ластиком; выбрать пиктограмму нужного
инструмента; выбрать под набором инструментов
нужную форму, размер кисти, либо размер
распылителя, либо размер ластика; вести
указатель мыши при нажатой кнопки аналогично
тому, как при рисовании кистью или баллончиком
или при стиранием ластиком.
Получаемый цвет зависит от того, какую кнопку
мыши вы держали при рисовании: если левую, то
получите основной цвет, если правую – то цвет
фона. При использовании ластика очищенная
область заполняется фоновым цветом. В редакторе
Paint имеются инструменты для рисования
графических примитивов: прямоугольников,
квадратов, эллипсов, круга. Чтобы нарисовать
любую из этих фигур с замкнутым контуром, надо
щелкнуть по инструменту, а затем по граничной
точке фигуры. При нажатой кнопки мыши указатель
перетаскивается до другой граничной точки и
после этого отпускается кнопка.
Прямоугольник. В общем случае при
перетаскивании указателя рисуется
прямоугольник, а если при этом держать клавишу
Shift, получится квадрат.
Скругленный прямоугольник. С помощью этого
инструмента можно нарисовать прямоугольники и
квадраты, которые имеют скругленные углы.
Эллипс. Данный инструмент служит для
рисования эллипсов, причем форма эллипса и его
наклон определяется длиной траектории и
направлением движения указателя. Если
удерживать клавишу Shift, то получится круг.
Многоугольник. С помощью данного инструмента
можно рисовать многоугольники произвольной
формы, первая и последняя вершина должны
находится примерно в одной области.
Одновременно с созданием можно задать ее цвет
(заливку) цвет контура. Внизу панели инструментов
имеются пиктограммы для выбора вариантов
заполнения цветом.
Толщина контура фигуры совпадает с толщиной
линий для инструмента Линия и Кривая. Поэтому
если надо изменить толщину контура надо сначала
задать нужную толщину в одном из этих
инструментов.
Отдельной операцией можно задать заливку фона
или какой-либо фигуры. Если среди цветов палитры
нет желаемого цвета, его можно создать самим. Для
этого надо выполнить команду меню Палитра –
Изменить палитру – Определить цвет – Основные
цвета. Здесь же можно изменить Оттенок, Контраст
и Яркость желаемого цвета.
4. Показ презентации (Приложение, урок 2).
5. Объяснение с практическим закреплением.
6. Домашнее задание
– Выучить названия и назначения пиктограмм.
7. Подведение итогов урока и выставление оценок за выполненные работы
Урок 3
Тема: Изучение способов выделения.
Цели:
- Обучающая: изучение способов выделения фрагмента, команд копирования и перемещение средствами Windows, построение горизонтальной, вертикальной, диагональной линий
- Развивающая: развивать моторные навыки.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к устройствам.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка присутствующих. Организация на работу.
– Сегодня мы продолжаем изучать способы работы в графическом редакторе Paint.
2. Опрос учащихся
Тест № 1.
Выдать учащимся раздаточный материал.
3. Объяснение нового материала
– Для рисования линий в редакторе Paint предусмотрены инструменты: Линия – рисование прямых линий, Карандаш – рисование произвольных линий и Кривая – рисование кривых линий. Если нужно нарисовать горизонтальную или вертикальную линию или линию, наклоненную под углом 45°, то при рисовании инструментом Линия нужно удерживать клавишу Shift.
4. Показ презентации (Приложение, урок 3)
5. Объяснение с практическим закреплением
– Садитесь за ПК и запустите графический
редактор Paint. Рассмотрите рисунок снежинки.
Открыть ГР Paint.
На палитре выбрать синий цвет, на панели
инструментов.
Установить указатель мыши в центр рабочего поля,
нажать на клавишу Shift и не отпускать её, затем
нажать левую кнопку мыши (тоже не отпускать её) и
тянуть линию вверх, затем вправо, вниз, влево,
вверх и т.д. должны получить "часовую
стрелку", прыгающую на угол 45°.
Вывод: с нажатой клавишей Shift получаем
вертикальную, горизонтальную и диагональную
линии.
При получении диагональных линий обратите
внимание на "прицельчик", который надо
поместить точно в центр снежинки. При этом
меняется цвет линий "прицела".
Для копирования снежинки выделить её.
Указатель мыши установить в центр выделения,
нажать клавишу Ctrl и не опускать её, нажать левую
кнопку мыши и переместить копию снежинки в
нужное место. Отпустить левую кнопку мыши.
Для получения большого количества копий
снежинки не отпускайте клавишу Ctrl до окончания
копирования.
Сохрани рисунок в своей папке.
Закройте ГР Paint.
6. Домашнее задание
В тетради нарисовать зимний пейзаж (снеговика).
7. Подведение итогов урока и выставление оценок за выполненные работы
Урок 4
Тема: Изучение команд построения правильных геометрических форм.
Цели:
- Обучающая: изучение команд построения правильных геометрических фигур, компоновка рисунка из отдельных элементов.
- Развивающая: развивать моторные навыки.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к устройствам.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка присутствующих. Организация на работу.
– Сегодня мы продолжаем изучать способы работы в графическом редакторе Paint.
2. Опрос учащихся
Рассмотреть рисунки учащихся в тетрадях.
3. Показ презентации (Приложение, урок 4)
4. Объяснение с практическим закреплением
– Садитесь за ПК и запустите графический
редактор Paint. Рассмотрите рисунок снеговика.
Откройте ГР Paint.
Выберите синий или голубой цвет.
На ПИ выберите "эллипс". Инструментом
"эллипс" пользуются для получения эллипсов
и окружностей.
Установите указатель мыши на свободное место
рабочего поля, нажмите на клавиатуре клавишу Shift
и, не отпуская клавишу Shift, растяните окружность
нужного размера. Сначала отпустите кнопку мыши, а
только затем клавишу Shift.
Этим же способом нарисуйте еще две окружности
нужного размера. Раскрасьте все заготовки.
Выберите инструмент "выделение", выделите
самый большой круг.
Установите указатель мыши внутрь выделения,
нажмите левую кнопку мыши (на клавиатуре никакие
клавиши нажимать не надо) и переместите круг в то
место, где будет находиться нижний шар снеговика.
Установите остальные шары на нужное место.
Выделение не снимайте до тех пор, пока шар не
встанет точно, как надо.
Дорисуйте снеговику руки, дайте ему метлу,
оформите голову (глаза, нос-морковка, ведро на
голове). Все элементы рисуйте обязательно
отдельно, на свободном месте рабочего поля,
только потом перемещайте их на нужное место.
Сохрани рисунок в своей папке.
Закройте ГР Paint.
5. Домашнее задание
В тетради нарисовать морской пейзаж (кораблик).
6. Подведение итогов урока и выставление оценок за выполненные работы
Урок 5
Тема: Закрепление навыков работы со средой ГР Paint.
Цели:
- Обучающая: закрепление навыков работы со средой ГР Paint: копирования, получение горизонтальной, вертикальной, диагональной линий, перемещение, заливка.
- Развивающая: развивать эстетическое восприятие.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к устройствам.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка присутствующих. Организация на работу. Сегодня мы продолжаем изучать способы работы в графическом редакторе Paint.
2. Опрос учащихся
Рассмотреть рисунки учащихся в тетрадях.
3. Показ презентации (Приложение, урок 5)
4. Объяснение с практическим закреплением
– Садитесь за ПК и запустите графический
редактор Paint. Рассмотрите рисунок кораблика.
Верхняя и нижняя палубы – строго горизонтальны.
Корма и нос выполнены инструментом "кривая".
Иллюминаторы – круги одинакового размера.
Рубка, окна на рубке, труба выполнены
инструментом "прямоугольник". Окна
одинакового размера.
Мачты строго вертикальны.
Полоски на трубе горизонтальны, красного цвета,
не выходят за пределы трубы.
Растяжка между мачтами горизонтальна.
На растяжку между мачтами навесить флажки
одинакового размера, уголки флажков – под углом
45° .
Применить собственное цветовое оформление
кораблика.
Сохрани рисунок в своей папке.
Закрой ГР Paint.
5. Домашнее задание
В тетради нарисовать по клеточкам кошечку.
6. Подведение итогов урока и выставление оценок за выполненные работы
Урок 6
Тема: Масштабирование.
Цели:
- Обучающая: изучение способов масштабирования.
- Развивающая: развивать моторные навыки (точность движения при работе мышкой).
- Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к устройствам.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка присутствующих. Организация на работу.
– Сегодня мы продолжаем изучать способы работы в графическом редакторе Paint.
2. Опрос учащихся
Рассмотреть рисунки учащихся в тетрадях.
3. Показ презентации (Приложение, урок 6)
4. Объяснение с практическим закреплением
Садитесь за ПК и запустите графический
редактор Paint. Рассмотрите пиктограмму кошечки.
Открыть графический редактор Paint.
Выбрать в меню Вид команду Масштаб.
Установить переключатель на 800% и нажать ОК.
Вид – Масштаб/отражать сетку.
Выбрать инструмент карандаш и по точкам
нарисовать кошечку.
Вернуться в исходный масштаб.
Сохрани рисунок в своей папке.
Закрой ГР Paint.
5. Домашнее задание
В тетради нарисовать домик.
6. Подведение итогов урока и выставление оценок за выполненные работы.
Урок 7
Тема: Выполнение надписей в ГР Paint.
Цели:
- Обучающая: выполнение надписей, закрепление построения правильных геометрических фигур и изменение масштаба, компоновка рисунка из отдельных элементов, закрепление ранее приобретенных навыков
- Развивающая: развивать эстетическое восприятие.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к устройствам.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка присутствующих. Организация на работу.
– Сегодня мы продолжаем изучать способы работы в графическом редакторе Paint.
2. Опрос учащихся
Рассмотреть рисунки учащихся в тетрадях.
3. Объяснение нового материала
В редакторе Paint имеется инструмент Надпись, с помощью которого можно ввести какой-нибудь текст в создаваемый рисунок. Для этого надо щелкнуть по пиктограмме инструмента Надпись и вытянуть указателем мыши прямоугольник, в котором будет размещен текст. При этом можно изменить шрифт, размер, начертание текста, а так же цвет текста (щелчок левой кнопкой мыши по нужному цвету) и заливку прямоугольника надписи (щелчок правой кнопкой).
4. Показ презентации (Приложение, урок 7)
5. Объяснение с практическим закреплением
6. Домашнее задание
В тетради нарисовать бабочку.
7. Подведение итогов урока и выставление оценок за выполненные работы