Цели: повторить, углубить и закрепить знания пунктуации при однородных членах, развить умение видеть и применять на практике навыки самоконтроля и самопроверки, вызвать интерес и воспитать внимательное отношение к русскому языку, используя высокие технологии, воспитать культуру общения и культуру умственного труда при использовании высоких технологий.
Оборудование: компьютеры (10), телевизор, программа Руденко-Моргун О.И. «1С: Репетитор. Русский язык»; раздаточный материал: памятка по теме (см. Приложение № 1), практические задания для 2-х вариантов (см. Приложение № 2), карта контроля (см. Приложение № 3); учебники: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10–11 класс; Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
Ход урока
Примечание: класс разделен на две подвижные группы с целью организации максимальной индивидуализации занятия.
I. Вступительное слово учителя.
Мы сейчас с вами продолжаем подготовку к ЕГЭ, к выпускным и вступительным экзаменам. Наши недавние сочинения и другие творческие работы показали необходимость обратиться к повторению пунктуации при однородных членах. Итак:
II. Общее. Открытие программы
Примечание: на доске заранее обозначены шаги, необходимые, чтобы найти в программе и выполнить нужное упражнение.
1С. Репетитор. Русский
Альбом
Пунктуация
Тема
Упражнение №
Свернуть
Первый этап повторения: «Знаки препинания при однородных членах предложения».
Если после однородных членов стоит вводное слово, ТИРЕ ставится перед ним, а после него – ЗАПЯТАЯ (Яблони, груши, сливы – словом, фруктовые деревья росли перед домом).
Однородные члены в середине предложения после обобщающего слова:
если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится ДВОЕТОЧИЕ, а после них – ТИРЕ (Старые фруктовые деревья: яблони, груши, сливы – росли прямо перед домом).
Знаки препинания при однородных членах, соединенных союзами
Между однородными членами, соединенными ОДИНОЧНЫМИ соединительными и разделительными союзами, ЗАПЯТАЯ не ставится. (После глагола может быть прямое и/или косвенное дополнение.)
Между однородными членами, соединенными ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ союзами, ЗАПЯТАЯ ставится (Я хотел прийти, но заболел).
Запятая ставится между однородными членами, соединенными с помощью ПОВТОРЯЮЩИХСЯ союзов: Ни справа, ни слева, ни на воле, ни на берегу никого не было (А.П. Гайдар); С чужими я либо робел, либо важничал (М.Горький); Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А.П. Чехов); ...В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (А.С. Пушкин).
В литературе можно встретить примеры, где одно И выполняет функцию усилительной частицы, а второе является одиночным соединительным союзом: Было и лето и осень дождливы (В.А. Жуковский); Кругом было и светло и зелено (И.С. Тургенев).
ЗАПЯТАЯ не ставится, если два первых однородных члена, соединенные союзом и, образуют тесную группу (смысловую и интонационную), к которой при помощи этого же союза присоединяется третий член: Он хорошо сложен и крепок и (еще) необычайно красив.
Если за однородными членами, не соединенными союзами, следуют однородные члены, соединенные повторяющимися союзами, то ЗАПЯТАЯ ставится сразу перед первым союзом: А вокруг были дым, и бой, и смерть (Б.А. Горбатов); Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив (А.С. Пушкин).
Между двумя нераспространенными однородными членами-антонимами, соединенными повторяющимися союзами и составляющими фразеологический оборот (и стар и млад, и смех и горе, ни туда ни сюда, ни конца ни края и т.п.), ЗАПЯТАЯ не ставится.
Между двумя распространенными однородными членами, соединенными повторяющимися союзами и составляющими фразеологизм, ставится ЗАПЯТАЯ (Ни богу свечка, ни черту кочерга).
Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится ЗАПЯТАЯ, например: Все зашевелилось, проснулось, зашумело, заговорило (И.С. Тургенев). Говорили то, се.
Не ставится ЗАПЯТАЯ:
между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое, например: зайду проведаю; купи поди; в устойчивых выражениях, представляющих собой смысловое и интонационное единство двух однородных членов, например: За все про все ее бранят (И.А. Крылов).
Часто однородные члены предложения присоединяются посредством союзов, при них бывают обобщающие слова.
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами
Однородные члены в конце предложения после обобщающего слова:
- после обобщающего слова перед однородными членами ставится ДВОЕТОЧИЕ (Около дома росли старые фруктовые деревья: яблони, груши, сливы);
- если после обобщающего слова перед однородными членами стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится ЗАПЯТАЯ, а после них ДВОЕТОЧИЕ (Около дома росли старые фруктовые деревья, а именно: яблони, груши, сливы);
- иногда ДВОЕТОЧИЕ перед однородными членами ставится при отсутствии обобщающего слова. Двоеточие перед однородными членами при отсутствии обобщающего слова может ставиться после сказуемого, если необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление (На заседании присутствовали: Иванов, Петров, Силоров). В устной речи это будет подчеркнуто паузой после глагола.
Как показывают примеры, функцию обобщающего слова в этих случаях выполняет сказуемое, непосредственно предшествующее однородным членам – подлежащим.
Если однородные члены выражены собственными именами лиц, географическими наименованиями и т.д., то они выполняют роль определения-приложения по отношению к предшествующему существительному. После такого существительного знаки препинания не ставятся (Ученики Иванов, Петров, Сидоров на урок не пришли).
Однородные члены перед обобщающим словом:
- после однородных членов перед обобщающим словом ставится ТИРЕ (Яблони, груши, сливы – старые фруктовые деревья росли перед домом).
- Сначала в классе работают все вместе, используется памятка (Приложение № 1) и выполняется выведенное на интерактивную доску упражнение № 1 из «1С. Репетитор. Русский язык».
- Индивидуальная работа за компьютерами (9 чел.). Выполняются упражнения 2–4.
Примечание: во время работы за компьютером (в течение 7–10 мин.) учащиеся заполняют карту контроля (см. Приложение № 3). - Самостоятельная работа всех остальных с вариантами заданий (Приложение № 2): задания № 1 и 2.
Второй этап повторения: «Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами» – происходит в том же порядке, что и первый.
- Упражнение № 1 из «1С. Репетитор. Русский язык» – все.
- За компьютером (6 чел.) – упражнения № 2–4.
- Остальные работают с заданиями из Приложения № 2: задание № 5.
Третий этап повторения: «Пунктуация при однородных членах, соединенных союзами» – происходит в том же порядке, что и первый.
- Упражнение №1 из «1С. Репетитор. Русский язык» – все.
- За компьютером (6 чел.) – упражнения № 2–4.
- Остальные работают с заданиями из Приложения № 2: задание № 4.
III. Обобщение-повторение по плану:
- Знаки препинания при однородных членах.
- Знаки препинания при обобщении.
- Знаки препинания при однородных членах, соединенных союзами.
IV. Индивидуально-дифференцированное домашнее задание
- 1-й уровень (для тех, кто работал отлично): § 70–71 (следующий этап повторения), упр. 360;
- 2-й уровень (для тех, кто работал хорошо, но нуждается в дополнительной тренировке): упр. 354, 357;
- 3-й уровень (для тех, работал слабо): § 69, упр. 355, 357.