Особенности организации образовательного процесса в школе, ориентированной на обучение интеллектуально одаренных детей

Разделы: Администрирование школы


Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный

М. Монтень

В соответствии с рабочей концепцией одаренности, разработанной российскими учеными, «создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества» [1,с.3]. В рамках данной концепции  в Чкаловском  районе г. Екатеринбурга с 1 сентября 2009 г. функционирует школа №200, где образовательный процесс направлен на развитие интеллектуальной одаренности учащихся.

В основе идеи создания учебного заведения подобного типа лежит концепция одаренности доктора психологических наук, профессора М.А. Холодной. По ее мнению в образовательном процессе на первый план выходит проблема формирования базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума (КИТСУ), т.е. определенная система показателей интеллектуального развития, по наличию которых «на выходе» школьного образования можно судить о степени его эффективности [3]. Безусловно, КИТСУ не отменяет ЗУН. Просто формирование знаний, умений и навыков следует рассматривать в качестве составного элемента в более широком контексте задач интеллектуального развития личности.

Личностные особенности интеллектуально одаренных детей (высокий уровень познавательной мотивации; легкость и скорость обучения по сравнению со сверстниками; повышенная самостоятельность одаренных детей и подростков, существенно меньший объем помощи со стороны взрослых, в которой они нуждаются в ходе обучения; креативность; перфекционизм) часто становятся источником трудностей и проблем, возникающих у них в процессе учения. Традиционная система обучения, ориентированная на «среднего» ученика, может оказать серьезное противодействие развитию одаренных учащихся, способствовать нарушению их психологического здоровья (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, В.С. Юркевич, Н. Б. Шумакова). Анализ психологических особенностей одаренных детей и проблем, возникающих у них в условиях традиционного обучения, а также особенностей современного этапа развития общества и социального заказа в отношении обучения таких детей, позволяют обозначить необходимость создания школы для интеллектуально одаренных детей, где акцент также делается на формировании социальной компетентности.

Работа с одаренными детьми в школе строится на следующих принципах:

– дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
– максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
– обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
– возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в школьной Магистратуре;
– усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
– создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

В период с января по август 2009 года факультетом психологии УрГПУ была проведена диагностика уровня интеллектуального развития детей, на основании ее результатов дети зачислялись в школу. Учебный план школы, ориентированной на обучение интеллектуально одаренных детей отражает вариативность в отношении систем обучения, профилей, учебных курсов, методов и форм образования в зависимости от индивидуальных потребностей учащихся. Соответственно, с этой целью в школе созданы следующие условия:

  • введен сквозной спецкурс «Психология» в 4-10 классах для обеспечения адаптационных процессов, выработки навыков самопознания, саморегуляции, самоорганизации и самоутверждения;
  • изучаются основы исследовательской деятельности  всеми учащимися школы с целью ознакомления и отработки навыков  организации и проведения исследования, развития интеллектуальной инициативы школьников, их постепенно перевода с более низкого уровня на более высокие уровни интеллектуальной инициативы, подготовка к дальнейшему продолжению образования;
  • создана система курсов по выбору учащихся 5-7 классов, состоящая из 3 модулей, направленных на развитие компетентности, творчества и уникальности склада ума; организована предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов; создана учебно-методическая база для освоения учащимися 10 класса профильного уровня ГОС по предметам гуманитарного, физико-математического и естественнонаучного цикла;
  • функционирует система дополнительного образования с приоритетным развитием спортивного и творческого направлений, уравновешивающих академическую направленность урочной деятельности учащихся.

Для эффективной организации образовательного процесса в школе для интеллектуально одарённых детей внедряется модульная технология, разработанная авторским коллективом под руководством д.п.н. П.И. Третьякова, которая предусматривает деление учебного года на модули: учебный год делится на 3 триместра, каждый из которых состоит из 2 периодов. В соответствии с данными психологов подобное деление учебного года позволяет избежать переутомления учащихся и педагогов, т.к. утомление накапливается к концу пятой учебной недели. Каникулы в ноябре и феврале приходятся на пик острых респираторных заболеваний, что способствует здоровьесбережению учащихся. Также предусматривается деление предметов на модули: модульная организация учебных занятий предполагает недельное погружение учащихся в две примерно равнозначные группы предметов (нечетная и четная неделя) с учетом их коэффициента сложности. В каждый модуль входят как предметы повышенной сложности, так и более «легкие» (с точки зрения СанПиНов) предметы, что уравновешивает нагрузку учащихся. Уменьшение многопредметности снижает нагрузку на учащегося, а погружение в предмет способствует более прочному его усвоению и переводу изучаемого материала в долговременную память. Такие предметы как иностранный язык и физкультура не входят в модули и изучаются равномерно на протяжении всего учебного года.

Деление учебного дня на сдвоенные уроки позволяет увеличить плотность изучения материала, внедрять коллективные способы и интерактивные формы обучения, увеличить долю самостоятельной работы обучающихся на уроке и приводит к изменению объема домашних заданий. У учащихся появляется возможность отработать и закрепить изучаемый материал во время урока, а в качестве домашней работы предлагаются задания конструктивного и творческого характера для развития интеллекта.

При организации образовательного процесса в школе для одаренных детей возникают подчас серьезные проблемы, ре­шить которые представляется возможным с помощью школьной психологической службы и организации эффективного медико-психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности психологической службы школы является создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специальной развивающей работы с ними. Психологическая служба школы оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающих, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

Естественно, школа для интеллектуально одаренных детей только делает свои первые шаги. Несмотря на то, что коллектив педагогов прошел тестирование на базе факультета психологии УрГПУ, и здесь работают педагоги-профессионалы, соединяющие высокую предметную квалификацию с хорошей психологической подготовкой, необходима, как сейчас принято говорить, центрация педагога на личности ученика и системе его мотиваций.

Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. На 2009-2010 учебный год предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам воспитания интеллектуально одаренного ребенка.

Таким образом, при включении в образовательный процесс всех заинтересованных сторон на условиях субъект-субъектных отношений, возможно полноценное развитие интеллектуальной одаренности обучающихся.

Список использованной литературы:

  • Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
  • Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. – М.: новая школа, 2001. – 352 с.
  • Холодная М.А. Психология интеллекта и парадоксы его исследования. – Москва – Томск, 1996.