Урок математики для обучающихся второго класса по образовательной системе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Тема: Периметр.

Основные задачи:

  • Познакомить обучающихся с понятием «периметр» и его обозначением в математике.
  • Учить детей находить периметр заданных фигур и оформлять задачи геометрического характера.
  • Продолжать работу над вычислительными навыками, используя устные приёмы вычисления.
  • Развивать умения решать задачи геометрического характера.
  • Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
  • Развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок. Начинается урок.

II. Актуализация знаний

– Урок математики начнём с работы в группах. Всего получилось – 5 групп. Каждая группа получает задание с зашифрованными словами. Ваша задача слова расшифровать и найти лишнее слово.

Карточка № 1

Расшифруете слова и найдите лишнее слово.

ОЛУГ –
СУНОК –
ТОЗЕРОК –
КУРГ –

ОЛУГ – УГОЛ
СУНОК – КОНУС
ТОЗЕРОК – ОТРЕЗОК
КУРГ – КРУГ

– Назовите лишнее слово. (Конус)
– Почему? (Объёмная фигура, а все остальные фигуры – плоские.)
– Спасибо за работу в группах. Переходим к индивидуальным заданиям. У каждого из вас на партах лежат карточки.  В них перечислены геометрические фигуры. Ваша задача – подчеркнуть только плоские геометрические фигуры.

Карточка № 2.

Подчеркни плоские геометрические фигуры.

Пирамида, прямоугольник, квадрат, куб, треугольник, цилиндр.

– А вам, ребята, интересно посмотреть, как выполнил задание ваш сосед?
– Да.
– Проверьте работу вашего соседа по парте и поднимите руки те, у кого подчёркнутые слова совпали? А  у кого есть расхождения? Чтобы подтвердить правильность выполнения задания посмотрите на подсказку.

– По какому признаку прямоугольник отличается от других геометрических фигур? (Противоположные стороны равны.)
– Раз у прямоугольника противоположные стороны равны, то в математике принято обозначать стороны прямоугольника двумя латинскими буквами – а (длина), с (ширина).
– По какому признаку квадрат отличается от других геометрических фигур? (Все стороны равны.)
– Стороны квадрата обозначаются только одной латинской буквой – а.
– По какому признаку треугольник отличается от других геометрических фигур? (У треугольника три стороны. Они могут быть как одинаковые по длине, так и разные.)
– Правильно, ребята. У треугольника стороны могут быть одинаковой длины, а могут быть разной длины, поэтому принято стороны треугольника обозначать тремя латинскими буквами – а, в, с.
– Кто уже догадался с какими геометрическими фигурами мы будем работать на уроке математике? (С плоскими геометрическим фигурами.)
– Ребята, сегодня мы не просто будем работать с плоскими геометрическими фигурами, а с помощью них будем познавать новое. К концу урока каждый из вас должен ответить на три вопроса:

  • Что нового  я узнал(а) на уроке?
  • Чему научился (научилась) на уроке?
  • Что было интересного?

III. Сообщения нового знания в готовом виде

– У каждого из вас в тетради лежит листочек с начерченной геометрической фигурой. Посмотрите, кому досталась какая фигура? Первый ряд – у вас?
– Прямоугольник.
– Второй ряд – у вас?
– Квадрат
– Третий ряд – у вас?
– Треугольник.
– Найдите сумму длин сторон геометрической фигуры.

IV. Самостоятельная работа

– Какая геометрическая фигура у Маши? (Треугольник)
– Сколько сторон у треугольника? (3)
– Чему равна длина одной стороны? (4 см)
– Все ли стороны равны? (Да)
– Чему равна сумма длин сторон треугольника? (12 сантиметрам)
– Как нашла? (4 + 4 + 4 = 12 см) 
– Какая геометрическая фигура у Антона? (Квадрат)
– Сколько сторон у квадрата? (4)
– Чему равна длина одной стороны? (4 см)
– Чему равна сумма длин сторон квадрата? (16 сантиметрам)
– Как нашёл? (4 + 4 + 4 + 4 =16 см)
– Какая геометрическая фигура у Виталия? (Прямоугольник)
– Сколько сторон у прямоугольника? (4)
– Чему равна длина одной стороны? (5 см)
– Чему равна длина другой стороны? (3 см)
– Чему равна сумма длин сторон прямоугольника? (16 сантиметрам
– Как нашёл? (5 + 5 + 3 + 3 = 16 см)
– Кто нашёл сумму длин сторон по  другому? (3 + 5 + 3 + 5 = 16 см)
– Есть ли ещё варианты нахождения суммы длин сторон прямоугольника? (3 + 3 + 5 + 5 = 16 см; 5 + 3 + 5 + 3 = 16 см)
– Из четырёх вариантов выберите самый рациональный способ вычисления? (5 + 5 + 3 + 3 = 16 см)
– Можно ли длинную фразу «сумма длин сторон фигуры» заменить одним словом? (Нет. Этого мы ещё не знаем и нам надо это узнать.)
– Новые знания вы добудете сами, открыв учебник на странице 6. (Чтение  информации). Читайте внимательно, потому что, я буду задавать вопросы на понимание. Какое новое слово вы узнали? (Периметр)
– Какой буквой обозначается периметр? (Латинской буквой Р)
– Что обозначает слово периметр? (Сумму длин сторон геометрической фигуры)

НОВОЕ НА УРОКЕ

ПЕРИМЕТР
Р
СУММА ДЛИН СТОРОН

V. Сообщение темы урока

– Какова тема  урока математики? (Нахождение периметра геометрических фигур.)
– Правильно ребята, сегодня мы будем учиться находить периметр геометрических фигур, познакомимся с задачами нового типа и научимся их оформлять в тетради.

VI. Знакомство с решением и оформлением задач геометрического характера

Работа по учебнику (стр. 6, № 2 (а))

VII. Закрепление

– Прочитайте задачу, записанную на доске.

Начерти прямоугольник со сторонами 6см и 2см. Найди его периметр.

– Что надо найти в задаче? (Периметр)
– Прежде чем найти периметр, какое действие надо выполнить? (Начертить фигуру?)
– Какую фигуру надо начертить? (Прямоугольник)
– Что значит найти периметр? (Вычислить сумму длин сторон прямоугольника.)

VIII. Самостоятельная работа

Задача.

Ответ: периметр прямоугольника равен 16 см. 

Проверка учителем работ по выбору.

– Встаньте те ребята, кто получил за самостоятельную работу «5». Давайте порадуемся за одноклассников и поаплодируем. МОЛОДЦЫ!

IX. Итог урока. Рефлексия

– Что нового узнали?
– Чему научились?
– Что понравилось на уроке?